Оригинал материала: https://3dnews.ru/1054200

Обзор игрового 4K OLED-монитора Gigabyte FO48U: вот и дождались

Технические характеристики. Комплектация и внешний вид. Меню и управление

Технология OLED не нуждается в широком представлении, ведь она с нами уже порядка 10 лет, и всё это время непрерывно развивается, встречаясь чаще и чаще. Напомним, что OLED (Organic Light Emitting Diode) — это органические светодиоды, которые самостоятельно испускают свет при прохождении через них электрического тока. Для создания экранов на их базе не требуется сложная структура из десятка слоёв, как в случае с LCD, а основной сферой применения таких экранов оказываются смартфоны, различные носимые гаджеты и, конечно, дорогие телевизоры. Компании декларируют одни сплошные достоинства и фактически полное отсутствие недостатков. Но так ли всё на самом деле?

За последние пять лет сразу несколько производителей пытались начать выпуск крупных настольных OLED-мониторов (из них некоторые — ASUS и Dell — делали это даже по два раза), но через какое-то время все эти попытки проваливались по неизвестным причинам. Модели просто исчезали из продажи спустя 3-6 месяцев, так и не успев попасть на территорию РФ. Все достоинства технологии, похоже, разбивались о её недостатки, становившиеся проблемой для ПК-пользователей, – теория, похожая на правду. Конечно же, все запускаемые в продажу модели оказывались дорогими, но это никогда не останавливало продвинутых потребителей, которые готовы побыть бета-тестерами новых технологий за свои же деньги.

Чудо случилось в начале ноября 2021 года, когда в продажу неожиданно поступила первая партия нового Gigabyte AORUS FO48U — за этим названием скрывается крупный, 48-дюймовый игровой OLED-дисплей, корни которого растут прямиком из двух последних поколений похожих ТВ-моделей. Давайте узнаем, насколько большие усилия приложили в Gigabyte для адаптации панели под нужды пользователей ПК и является ли OLED на данный момент более качественной альтернативой LCD-экранам на базе IPS- и *VA-матриц. Приступим.

#Технические характеристики

Изучаемая новинка компании Gigabyte была представлена в конце июля 2021 года, а в продажу на зарубежных рынках поступила спустя три месяца. В Москве начальная стоимость AORUS FO48U составила 135 тысяч рублей (что максимально близко к заявленным для США ~1 880 $), что дорого в сравнении с похожими по основным характеристикам 48-дюймовыми OLED-телевизорами, но значительно доступнее, чем просят за меньшие по размеру игровые решения на базе Mini-LED IPS. На рынке же настольных мониторов у модели и вовсе нет прямых конкурентов — она стала первой в классе.

Основной акцент в анонсе новинке был сделан, конечно же, на скоростной OLED-матрице и её преимуществах: высоком уровне контрастности (135 000:1 – в действительности же это следует читать как «бесконечность»), почти нулевом чёрном, широком цветовом охвате, высокой точности цветопередачи и безопасности для глаз пользователя. Как и прочие модели Gigabyte, новинка не обошлась без функции KVM-switch, двух интерфейсов HDMI 2.1 (с вдвое урезанной пропускной способностью – как и во всех решениях бренда), наиболее актуальных для обладателей игровых консолей последнего поколения, и USB Type-C для тех, кто предпочитает работать за ноутбуком, а не за стационарным ПК.

Gigabyte AORUS FO48U
Экран
Диагональ, дюймов 47,53
Соотношение сторон 16:9
Покрытие матрицы Глянцевое, стеклянное
Стандартное разрешение, пикс. 3840 × 2160
PPI 93
Параметры изображения
Тип матрицы WOLED
Пиксельная структура WBGR
Макс. яркость, кд/м2 130-150 (типичная, при 100%-м заполнении);
800-900 (в режиме HDR, при 3%-м заполнении)
Контрастность статическая 135000 : 1
Количество отображаемых цветов 1,07 млрд (8 бит + FRC)
Частота вертикальной развёртки, Гц 48-120 + G-Sync Compatible, FreeSync Premium Pro
Поддержка HDR HDR10, HLG
Время отклика GtG, мс 1 мс (GtG), 1 мс (MPRT)
Максимальные углы обзора
по горизонтали/вертикали, °
178/178
Разъёмы
Видеовходы 2 × HDMI 2.1 (24Gbps, 4K 120 Гц 4:2:0 для Xbox Series × и PS5);
1 × DisplayPort 1.4 + HBR3;
1 × USB Type-C (DSC Support)
Видеовыходы Нет
Дополнительные порты 1 × Audio-Out (3,5 мм);
1 × Line-Out (optical);
2 × USB 3.0
Встроенные колонки: число × мощность, Вт Space Audio: 2 × 15 Вт + 1 × 20 Вт (сабвуфер)
Физические параметры
Регулировка положения экрана Нет
VESA-крепление: размеры (мм) Есть (300 × 300 мм)
Крепление для замка Kensington Да
Блок питания Встроенный
Макс. потребляемая мощность
в работе / в режиме ожидания (Вт)
325 / 0,5
Габаритные размеры
(с подставкой), Д × В × Г, мм
1069 × 675 × 251
Габаритные размеры
(без подставки), Д × В × Г, мм
1069 × 612 × 43
Масса нетто (с подставкой), кг 15,0
Масса нетто (без подставки), кг 14,7
Ориентировочная цена 135 000-140 000 рублей

Исходя из полученных результатов тестирования и информации, найденной на различных западных ресурсах, мы сделали вывод, что в Gigabyte AORUS FO48U используется 48-дюймовая (а точнее, 47,53-дюймовая) WOLED-панель от LG Display с WBGR-структурой пикселей. Это псевдо-10-битная панель (8 бит + FRC) с расширенным, по заявлению производителя, цветовым охватом — до уровня 98 % DCI-P3.

Также указано, что монитор является Flicker-Free-сертифицированным, а смещённый спектр со сдвигом синего пика волны на безопасный уровень в 456-458 нм (аппаратный фильтр Low Blue Light) позволил избежать цветового дисбаланса и одновременно получить сертификат TUV Eye Comfort Display (OLED), подтверждающий безопасность использования модели.

Несмотря на высокое рабочее разрешение (3840 × 2160 пикселей, стандарт UHD 4K), в силу большой диагонали итоговая плотность пикселей оказалась равна 93 ppi. Такое значение не обеспечивает высокую визуальную чёткость изображения на малом расстоянии от экрана, но при рекомендованных 1,5 метрах претензий у вас точно не возникнет. Кроме того, подобный уровень ppi намекает на отсутствие необходимости использовать систему масштабирования Windows. ОС обязательно установит в автоматическом режиме 300 %, но знайте, что с FO48U легко можно выставить 100-150 % и не знать проблем.

Для монитора заявлен рабочий диапазон вертикальной развёртки в 48-120 Гц, а в качестве систем адаптивной синхронизации поддерживаются AMD FreeSync Premium и NVIDIA G-Sync Compatible (пока что без официального подтверждения). Для достижения максимальной частоты никакие дополнительные действия (разгон) не требуются: просто выставляете в настройках драйвера 120 Гц, RGB-представление цвета и 10 бит — и всё работает. В этих условиях вы также можете рассчитывать на заявленные 1 мс GtG. Перед нами OLED-дисплей, так что в подобную цифру легко поверить.

Для подключения наушников или внешней акустики в мониторе имеются 3,5-мм аудиоразъёмы (в том числе Optical Toslink), а для работы с периферией представлены два USB 3.0. Достались новинке и качественная встроенная акустическая система Space Audio 2.1, состоящая из двухполосных динамиков по 15 Вт каждый и одного низкочастотного на 20 Вт, исполняющего роль сабвуфера.

Список особенностей монитора продолжает знакомая нам функция Dashboard. Она позволяет выводить техническую информацию (напряжение, температуру и частоты CPU/GPU, скорости вращения вентиляторов и тому подобное) на экран в режиме реального времени. Подобное можно реализовать и силами стороннего программного обеспечения, но Gigabyte предлагает данную функцию, что называется, "из коробки".

Новинка поддерживает функции PiP/PbP («картинка в картинке» и «картинка к картинке»), USB Charger (возможность зарядки устройств по USB), возможность обновить прошивку монитора в домашних условиях, 6-осевую цветовую коррекцию и технологию воздействия на различимость теней Black Equalizer первой версии (1.0).

Продолжают список функций GameAssist и Sidekick. Первая служит для вывода наэкранного прицела, таймера, счётчика и различных сеток, а вторая позволяет настраивать монитор через специальную утилиту для Windows.

#Комплектация и внешний вид

Монитор Gigabyte FO48U поставляется в соответствующей его габаритам крупной и увесистой коробке из крашеного картона с качественной полиграфией, как и у всех решений серии AORUS. На упаковке представлено несколько фотографий дисплея с разных ракурсов, а также список основных особенностей в виде небольших пиктограмм.

Коробка обходится без пластиковой ручки, а для транспортировки предлагается воспользоваться двумя стандартными вырезами (без усиления пластиковыми вставками) с двух сторон. Перетаскивать, распаковывать и собирать/разбирать крупный OLED-дисплей всегда лучше вдвоём — стоит заранее заручиться помощью.

Общий список особенностей модели, перечисленных на одном из торцов, насчитывает 14 пунктов, а благодаря одной из информационных наклеек можно узнать номер партии, серийный номер, полное название монитора, его массу и страну производства (Китай).

Комплект поставки новинки включает в себя следующее:

  • cиловой кабель (2 шт. разных стандартов);
  • кабель HDMI;
  • кабель DP;
  • кабель USB для подключения монитора к ПК;
  • пульт ДУ;
  • комплект батареек;
  • четыре винта для крепления ножек;
  • CD с драйверами и утилитами;
  • краткое руководство пользователя по первоначальной настройке;
  • гарантийный талон.

В случае с героем обзора для подключения хорошо подходят все варианты видеоинтерфейсов, однако, если вы хотите выйти на возможный максимум (10 бит + 120 Гц + HDR + Adaptive-Sync) не только на картах серии RTX 3000, единственным возможным вариантом станет DisplayPort-подключение.

Для приставок последнего поколения следует воспользоваться одним из двух HDMI 2.1 (с ограничением пропускной способности на уровне 24 Гбит/с), а для работы с современными ноутбуками придётся самостоятельно докупить провод USB Type-C – его производитель в комплект не положил. Впрочем, в последнем случае не стоит рассчитывать на отсутствие проблем – максимальная мощность зарядки в такой связке не превысит 15 Вт, чего будет достаточно лишь для выключенного либо минимально нагруженного ноутбука.

С точки зрения дизайна новинка компании Gigabyte напоминает… современный телевизор среднего ценового диапазона. FO48U представляет собой огромное чёрное поле со стеклянной поверхностью, 7-8-мм внутренними чёрными рамками и тонкой металлической рамой по периметру.

Большая часть задней поверхности выполнена из качественного тёмного пластика, за которым прячется управляющая электроника, динамики и установленные интерфейсы. Второй же, дополняющей функцией столь большого утолщения OLED-монитора является усиление жёсткости конструкции. Если бы FO48U был везде настолько тонким, как и в верхней части, то переносить такую хрупкую и тяжёлую конструкцию было бы крайне небезопасно.

Единственным визуальным элементом, который сообщает потребителю о причастности монитора к игровой серии AORUS, стал перфорированный логотип по центру. Ну и два «крыла», широко расставленных в стороны. Никакого вам глянцевого и непрактичного пластика — всё строго и по делу.

Для крепления двух ножек монитор необходимо положить на плоскую поверхность (желательно высокую – рабочий стол), после чего воспользоваться крестовой отвёрткой и четырьмя винтами из комплекта поставки.

Подобный способ установки обеспечивает нулевую эргономику – монитор будет установлен с минимальным наклоном (порядка 1-2 градусов) назад для большой устойчивости. Если вас такое не устраивает, следует воспользоваться VESA-совместимым креплением стандарта 300 × 300 мм и отдельно приобретённым кронштейном со всеми необходимыми вам степенями свободы.

Дисплей FO48U, как и все OLED-экраны, получил стеклянную рабочую поверхность, за которой располагается поляризационный слой. Такой экран визуально отличается чистым и максимально контрастным изображением, без «искрящихся точек», провоцирующих дополнительную нагрузку на глаза. Впрочем, здесь эту нагрузку могут создавать блики от ярких элементов рабочего пространства, особенно световых приборов, ведь антибликовые свойства у монитора не такие хорошие, как у полуматовых или матовых плёнок для LCD-моделей.

По наклейке на корпусе устройства можно сверить все номера (серийный, номер партии и так далее) и наконец-то узнать примерную дату производства. Попавший к нам экземпляр был выпущен в июне 2021 года.

Интерфейсы в FO48U расположены на телевизионный манер — по бокам. Под вилку питания отдана одна сторона корпуса, под все остальные порты — вторая. Благодаря этому подключать кабели очень удобно, однако о каком-либо кабель-менеджменте речи идти не может, ведь для него у новинки ничего нет.

Встроенные динамики акустической системы под названием Space Audio расположились на передней грани корпуса. Связка представлена двумя динамиками по 15 Вт каждый и ещё одним 20-Вт низкочастотником, играющим роль сабвуфера.

Система поддаётся дополнительной настройке и обеспечивает высокую максимальную громкость, звук направлен на пользователя, что тоже скорее хорошо. Динамики не хрипят и позволяют услышать практически всю палитру частот, так что кто-то из счастливых обладателей вполне сможет обойтись без покупки внешней акустики.

В мониторе Gigabyte AORUS FO48U используются качественные материалы, да и к сборке у нас не возникло особых вопросов. Обработка элементов выполнена на высшем уровне, покраска без дефектов, все поверхности отличаются практичностью и износостойкостью.

#Меню и управление

Увеличение размеров не сказалось на системе управления монитора из серии AORUS — тут всё тот же пятипозиционный джойстик, расположенный по центру нижней грани корпуса. Чуть выше находится широкая полоса — индикатор питания с белым свечением, которое при желании можно отключить.

Дополнительно можно воспользоваться пультом ДУ из комплекта поставки. Он сильно напоминает решения китайской Xiaomi и не располагает большим количеством клавиш управления для быстрого доступа к тем или иным функциям, но точно будет полезен, если тянуться к монитору при настройке неохота.

По умолчанию из-за высокого разрешения производитель выбрал увеличенный вариант меню (увеличение 2х, с потерей качества прорисовки интерфейса), но для удобства работы мы сразу переключили его в более привычное состояние (1х – оптимальный вариант).

Скорость работы меню осталась высокой. Система достаточно быстро откликается на действия пользователя — раздражающих задержек мы не заметили. А благодаря наэкранным подсказкам управлять монитором легко и просто как днём, так и ночью, в отсутствие внешнего освещения.

Среди опций с быстрым доступом (с помощью перевода джойстика в одно из четырёх положений) по умолчанию доступны следующие: выбор источника сигнала, эквалайзер чёрного, переход к предустановленным режимам Picture Mode и регулировка громкости подключённых наушников или акустической системы. По желанию функции всех четырёх положений джойстика могут быть изменены – выбор опций достаточно широк.

При нажатии на джойстик внизу экрана возникает знакомый блок из пяти навигационных кнопок. Благодаря им можно перейти в основное меню, выключить монитор и быстро добраться до настроек функций GameAssist и Dashboard.

Внешний вид OSD-меню хорошо нам знаком. Всё просто и лаконично. Перед нами верхний блок с шестью пунктами, которые производитель посчитал главными, и шесть разделов (седьмой, с единственной функцией сброса настроек, мы в расчёт не берём), настройки которых разложили на три дополнительные секции.

Первый раздел, Gaming, предоставляет доступ к так называемым игровым параметрам, среди которых AIM Stabilizer, Black Equalizer, Super Resolution, Display Mode (настройки встроенного скалера) и включение Adaptive-Sync для активации AMD FreeSync Premium и NVIDIA G-Sync в режиме Compatible.

Регулировки яркости, контрастности, гаммы, резкости, цветовой температуры и цветовой насыщенности выделены в раздел Picture, где по умолчанию выбран режим Green c активной функцией снижения энергопотребления, которая будет дезактивирована при первой же попытке изменить любой из параметров вручную. Здесь же можно выбрать один из других предустановленных режимов изображения и провести тонкую настройку каждого из них (иногда с определёнными ограничениями), в том числе выбрать рабочее цветовое пространство (его эмуляцию), после чего вам станут доступны только настройки яркости и контрастности.

При включении HDR раздел меняет наполнение. Появляется четыре HDR-режима с половиной новых параметров настройки, с помощью которых можно добиться лучшей различимости в светах или тенях и увеличить насыщенность картинки.

В третьем разделе можно обнаружить возможность выбора источника изображения, изменить тональный диапазон (наиболее актуально при HDMI-подключении), включить Overscan, вручную активировать HDR и изменить настройки функции KVM.

Широкие возможности для настройки функций PiP и PbP представлены в следующем разделе, с соответствующим названием.

В разделе System доступны настройки уровня громкости встроенной акустики, пять режимов эквалайзера, выбор функций для быстрого доступа, изменение внешнего вида меню. В дополнительных настройках раздела System можно отключить уведомления о рабочем разрешении, изменить яркость индикатора питания, активировать автоматическое выключение и автоматический переход к подключённому источнику.

Раздел дополнен возможностью активации поддержки HDMI 2.1 (вероятно, для игровых приставок) и динамического сжатия изображения при использовании USB Type-C-подключения. Здесь же добавлен пункт с временем наработки панели и предоставлен доступ к двум аппаратным функциям, которые снижают риск возникновения остаточного изображения.

Что касается локализации меню, то по умолчанию установлен английский язык, но присутствует и русский. Качество перевода оставляет желать лучшего (к тому же он не полный), но хотя бы нет проблем с качеством шрифтов, как было на первых решениях бренда.

В конце нас встречают разделы для сохранения всех внесённых изменений в одну из трёх ячеек памяти и сброса всех настроек к значениям по умолчанию.

Несколько более широкий список возможностей в более наглядном виде представлен через приложение OSD Sidekick, которое может заменить поход в стандартное меню монитора. Многим потребителям такой способ управления дисплеем покажется более удобным. C его возможностями мы знакомились уже не раз.

Методика тестирования. Результаты тестирования. Выводы

#Тестирование

#Методика тестирования

Монитор Gigabyte FO48U был протестирован при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro Plus в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro 2, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 10, во время тестирования частота обновления экрана составляла 120 Гц, а глубина цвета была выставлена в положение 10 бит (хотя необходимости для наших тестов в этом нет).

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Проблемы тестирования OLED и используемые технологии

Тестирование крупного OLED-экрана привнесло некоторые изменения в методику тестирования — кое-где нам пришлось отойти от ранее принятых принципов (к примеру, в случае с FO48U мы отказались от полноценной калибровки ввиду бессмысленности этой процедуры). Причина кроется в используемых автоматических технологиях снижения энергопотребления и тепловыделения вкупе с прочими функциями «продления жизни» органических светодиодов в ультратонком корпусе, свойственных, пожалуй, большей части OLED ТВ. Среди таких технологий (более подробно в инструкции по ссылке):

ABL — Automatic Brightness Limiter (автоматический ограничитель яркости в зависимости от объёма и общей яркости сцены);

ASBL\ASC — Automatic Static Brightness Limiter\Auto Static Control (автоматическая система контроля яркости статичных изображений);

APCS — Auto Prevention Compensation System (автоматическая система профилактической корректировки);

AOCS — Auto Organic Compensation System (автоматическая система органичной корректировки).

Монитор Gigabyte FO48U, как и подавляющая часть OLED-телевизоров, изменяет яркость каждого пикселя в зависимости от уровня общей яркости сцены, демонстрируемой на экране. То есть он способен показать высокие цифры только на небольших участках (1-5 % от площади экрана) на протяжении небольшого отрезка времени. Также он стремится окрасить крайние тёмные оттенки серого в глубокий чёрный, а при бездействии пользователя медленно, но верно снижает яркость экрана, после чего в разы быстрее её восстанавливает.

Чтобы обойти некоторые ограничения OLED и показать аппаратные возможности новинки, подавляющая часть тестов на точность цветопередачи была проведена по проверочным плашкам с заливкой не более 3 % площади экрана. Яркость была установлена на максимальном уровне, контрастность сохранилась на 50 % (её снижение визуально практически не сказалось на работе технологии ABL), все доступные технологии энергосбережения были дезактивированы, а для тестирования выбраны исключительно режимы эмуляции различных цветовых пространств и стандартный режим Green с заводскими установками.

Несмотря на наличие новых прошивок с улучшениями работы монитора в HDR и появление режима Vivid, мы решили остановиться на заводской прошивке. Да, мониторы Gigabyte позволяют проводить обновление микропрограммы в домашних условиях, однако автору этого обзора, к сожалению, известен не один случай, когда подобные процедуры приводили к дальнейшему посещению СЦ или и вовсе к платному ремонту, поэтому было решено обойтись без возможных приключений.

#Рабочие параметры и особенности настройки

В мониторе FO48U производитель предлагает восемь предустановленных режимов и три дополнительных (Custom), для полностью ручной настройки. При тестировании мы использовали интерфейс DisplayPort 1.4 как наиболее популярный и беспроблемный среди доступных для подключения к ПК.

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

  • режим изображения — Green;
  • яркость — 75;
  • контраст — 50;
  • резкость – 5;
  • цветовая температура – Normal;
  • гамма – 2,2;
  • эквалайзер чёрного – 10;
  • цветовое пространство – автоматическое.

Данный режим обеспечивает полный спектр настроек, в том числе выбор цветового пространства. Никакой необходимости перехода в более привычный режим Standard нет. Кроме того, при его активации вы удивитесь полному исчезновению теней из-за сбитого до нуля значения эквалайзера чёрного.

При выборе одного из трёх цветовых пространств (sRGB, AdobeRGB, DCI-P3) в Custom или других режимах все настройки, за исключением яркости и контрастности, неожиданно становятся заблокированными. У вас не будет возможности отрегулировать гамму и даже цветовую температуру, а для возвращения этих возможностей необходимо выбрать пункт Reset Color для каждого из пресетов. Очень странный подход.

Таким образом, для внесения полноценных ручных правок гаммы и цветовой температуры (для героя обзора это очень актуально) нам и вам остаётся лишь уповать на автоматический выбор (по не совсем очевидным алгоритмам) цветового рабочего пространства. И оставаться в неведении относительно того, картинкой с какой насыщенностью и контрастностью порадует F048U через 10 секунд, минуту, полчаса и так далее.

#Яркость белого при разном уровне заполнения экрана (SDR и HDR)

Проверка яркости свечения белого поля осуществлялась в режиме Green при настройках по умолчанию. На этот раз мы не замеряли уровень чёрного, как и не подсчитывали коэффициент контрастности, стремящийся у OLED-матриц к бесконечности.

Тестирование было проведено при заполнении экрана на 3 %, 50 % («шахматная доска» ANSI) и 100 % в ходе регулировки параметра Brightness в меню монитора в диапазоне от 1 до 100 %.

Яркость в меню (%) Яркость белого 3% (кд/м2) Яркость белого ANSI (кд/м2) Яркость белого 100% (кд/м2)
100 366 201 117
90 331 180 105
80 297 159 94
70 261 139 82
60 226 120 71
50 188 100 59
40 150 80 48
30 114 61 35
20 77 42 24
10 38 20 12
1 5 2 1

Монитор не добрался до заявленных производителем цифр, продемонстрировав 117 кд/м2 при 100%-м заполнении, но смог показать 366 кд/м2 на небольшом участке в SDR (Standard Dynamic Range). На высоких значениях Brightness в OSD-меню разница яркости при разном заполнении экрана неприятно впечатляет. Снижается она только при приближении к 20 % и дальнейшем снижении опорного уровня яркости.

В наиболее корректном с точки зрения цветопередачи режиме Green, после активации HDR в системе, при 1-3%-м заполнении монитор смог показать порядка 570 нит, снизившиеся до 116 при полной заливке экрана. Это средний для OLED результат. Если вы желаете получить больше и готовы попрощаться с достаточно точной цветопередачей, то можете обновить прошивку до версии F05 и активировать режим Vivid, способный приблизить возможности дисплея к заявленному производителем уровню. Но стоит ли оно того? Сомневаемся.

#Результаты при стандартных настройках (режим Green)

При настройках по умолчанию производитель использует новый режим Green, с включённой функцией энергосбережения (по факту это лишь сниженная до определённого уровня яркость подсветки), отключаемой при первой попытке внести ручные правки в параметры. Пресет предусматривает выбор рабочего цветового пространства, но по умолчанию стоит автоматический выбор (Auto) и система подстраивается под картинку на экране, изменяя цветовой охват. Алгоритмы её работы нам остались неизвестны, корректно совместить её с созданным цветовым профилем в ходе калибровки или профилирования невозможно, а потому и говорить о каком-либо преимуществе системы не представляется возможным.

При таких настройках высокой стабильности в получении результатов добиться не вышло. Нам удалось замерить спектр, по которому можно судить о снижении энергии (в сравнении с реальными возможностями используемой панели) по зелёному и красному, обойдясь без подмешивания компонент, но со смещённым пиком синего в диапазон 456-458 нм.

Цветовой охват в этом случае не добрался до 90 % sRGB и слегка превысил 80 % DCI-P3, хотя по 2D-представлению кажется, что модель способна на большее.

При стандартной яркости в 285 нит (при 3%-м заполнении экрана) точка белого у FO48U оказалась настроена с достаточно высокой точностью при высокой стабильности ЦТ оттенков серого.

Расхождение каналов гамма-кривых минимальное, а линии выстроены немного ниже референса, что привело к слегка повышенной контрастности изображения и снижению различимости в глубоких тенях.

Впрочем, такие результаты на OLED мы смогли получить только по небольшим проверочным полям. Как только проверочные оттенки появляются на больших участках – жди проблемы. Выше приведён пример с где-то 30%-м заполнением экрана. Почти с середины линии начинают резко возвышаться над референсом, происходит раннее перенасыщение, а картинка становится яркой, но недостаточно контрастной.

Но ещё хуже результат можно достигнуть при 100%-м заполнении экрана. В этом случае происходит резкий набор яркости от 0 до 60 %, после чего она продолжает медленно увеличиваться. Всё это негативно сказывается на цветопередаче, и что с этим делать – никто не знает.

Из-за таких особенностей цветового охвата и странного поведения монитора в целом не стоит удивляться полученным в тесте Argyll результатам.

#Результаты в режиме эмуляции sRGB

Поскольку рассматриваемая новинка — монитор с расширенным цветовым охватом, неудивительно встретить в нем режим эмуляции sRGB, в котором происходит подмешивание компонент в чистые цвета, приводящее к сужению ЦО.

У монитора два варианта перехода к эмуляции sRGB. Первый – отдельно установленный режим. Второй — выбор в качестве опорного цветового пространства. В ходе тестирования стало ясно, что наиболее корректно работает первый из них. На нём мы и остановились.

Эмуляция sRGB производится на хорошем уровне — с результатом в 93,2 %. Изначальная яркость устанавливается на 100 %, поэтому её необходимо сразу снизить.

Точка белого близка к 6500 К с еле заметным паразитным оттенком, а стабильность ЦТ серого всё так же хороша, как и в паре других предустановок.

А вот над точностью установки гамма-кривых в режиме эмуляции sRGB производитель не поработал. У монитора сохранились особенности в виде увеличенной контрастности, что обеспечило среднее значение гаммы 2,22 против стандартных ~2,15.

Впрочем, это всё равно качественная настройка, и она обеспечила монитору высокие результаты в тесте Argyll CMS. В таком состоянии можно рассчитывать на то, что изображения, заточенные под sRGB, на экране будут выглядеть так, как это и задумывалось.

#Результаты в режиме эмуляции AdobeRGB

Удивительно, но факт: монитор предлагает режим эмуляции AdobeRGB, рассчитанный на полиграфистов и профессиональных фотографов.

В нём цветовой охват вырос до возможного максимума, но не превысил 87,2 % AdobeRGB.

Из интересного: точка белого со всеми оттенками серого переместились в область 4200-4400 кельвин с ярко выраженным оранжево-розоватым оттенком при небольшом отклонении стабильности ЦТ.

Гамма-кривые остались почти такими же, как и при стандартных заводских установках.

Да и результаты в тесте Argyll CMS оказались значительно лучше, чем мы могли себе представить. Среднее значение DeltaE94 составило 1,75 в среднем и 3,93 в максимуме.

#Результаты в режиме эмуляции DCI-P3

Куда более актуальным для монитора является пресет DCI-P3, ведь именно про это цветовое пространство рассказывает в своих проспектах производитель, обещая покрытие в 98 %. Столько у нас намерить не вышло, но 91,3 % — легко.

При переходе в режим эмуляции DCI-P3 стандартная яркость находится на уровне в 132 нит, но проблем с её дальнейшей ручной регулировкой не возникает.

Точка белого вместе с оттенками серого перебралась к 4800-4900 К, с оранжево-зелёным паразитным оттенком и почти идеальным балансом.

Если говорить про гамма-кривые, то режим является настоящим DCI-P3 с гаммой 2,6, но это не совсем то, чего ждёт потребитель, рассчитывающий на аналог настройки Display P3 в ноутбуках от Apple или других современных мониторах. К сожалению, исправить эту досадную ситуацию не выйдет. Переход к режиму эмуляции DCI-P3 провоцирует отключение большинства параметров настройки и оставляет только регулировки яркости и контрастности, которые не позволяют поправить то, что действительно необходимо.

Если же ориентироваться на настоящий DCI-P3 с гаммой 2,6, то монитор имеет лишь одну проблему – настройку точки белого. В остальном, как показали результаты тестирования, всё близко к идеалу – можно смело пользоваться.

#Гамма-кривые в режимах HDR

При включении режима HDR в среде операционной системы либо в случае принудительного включения его в самом мониторе второй раздел меню преображается: в нём появляются четыре доступных варианта вывода HDR-контента. По умолчанию выставлен Movie с вырвиглазной картинкой. Более корректной для него альтернативой служит вариант Game, а для тех, кто любит более нейтральное, но контрастное, подойдёт HLG или простой вариант HDR. Все прочие настройки – по своему усмотрению.

#Равномерность свечения

Равномерность свечения дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня ~100 кд/м2 при стандартных установках цветовой температуры (режим Normal).

Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки.

На белом проблемы равномерности подсветки видны не очень сильно, но при взгляде на серое поле они становятся более явными. Становится очевидным тот факт, что подобрать идентичные по характеристикам органические светодиоды не представляется возможным, а поэтому рассчитывать на идеальную равномерность свечения по всему полю экрана (тем более с такой диагональю) точно не стоит. Да и чем ниже яркость однородного поля, тем сильнее становится виден эффект песка на поверхности – ещё одна особенность OLED, знакомая многим из её поклонников или просто потребителей.

Среднее отклонение от центральной точки составило всего 6,4 %, а максимальное — 17,2 %. Для 48-дюймового игрового монитора (если учитывать результаты менее крупных представителей на LCD-матрицах от разных компаний) результат следует признать очень хорошим. Сильнее всего яркость отличается в нижней части матрицы, но визуально заметить это сложно.

В вопросе равномерности цветовой температуры история оказалась не столь радостной. ЦТ увеличивается по диагонали, из нижнего левого угла к верхнему правому. Разброс значений составил 631 К, среднее отклонение от центральной точки – 2,2 %, максимальное – 6,1 %. Подобная разница заметна в ходе работы, особенно если сидеть на небольшом расстоянии от экрана. В этом случае дополнительно усиливают эффект паразитные оттенки, проявляющиеся по краям экрана.

#Визуальная оценка изображения и особенности модели

#Качество градиентов и бандинг

Псевдо-10-битная OLED-матрица (с использованием FRC) в AORUS FO48U смогла продемонстрировать вполне себе качественные (для крупного, 48-дюймового дисплея) по равномерности градиенты в большинстве проверенных режимов, но исключительно при высоких уровнях установленной яркости. После же её снижения до ~60-70 % и ниже качество градиентов падает, проявляется большое количество резких переходов с различными паразитными оттенками, поле становится грязным, с визуальными дефектами, – это происходит прямо на глазах, а причиной тому, по всей видимости, является ограничение динамического диапазона в ходе регулировки значения Brightness. Это тот случай, когда следует обойтись без дополнительного корректирующего профиля, созданного в процессе калибровки.

Похоже, сказалась эта особенность и на проявлении бандинг-эффекта. Монитор показал себя хуже большинства игровых TN+Film- и *VA-представителей, не говоря уже про IPS-решения. Не надо лишних слов – просто посмотрите на фотографию выше.

#Скорость отклика и пропуск кадров

Первые OLED-экраны не могли похвастаться высокой скоростью отклика (особенно те, что ставили в телефоны), но со временем, отработав технологию, производители начали наделять их громкими эпитетами вида «0,1 мс GtG». В компании Gigabyte не стали идти по этой «скользкой дорожке» и обозначили более привычную цифру 1 мс GtG, ведь очевидно, что на переходной процесс в ходе изменения напряжения на органическом светодиоде требуется время, и, вероятно, он не столь прост и быстр, как могло бы показаться на первый взгляд.

Максимальная частота вертикальной развёртки в 120 Гц у новинки доступна без необходимости активации разгона, которого у модели попросту нет. Заявленное время отклика остаётся таким же и при активации технологии «вставки чёрного кадра» AIM Stabilizer первой версии (без приставки Sync – с поддержкой аппаратных систем вертикальной синхронизации).

Модель AORUS FO48U не имеет в своём арсенале вариантов разгона отклика Overdrive. Данная настройка в меню просто отсутствует. Таким образом, нам оставалось проверить скорость в обычных условиях и при включении AIM Stabilizer.

Проведя проверку, мы пришли к выводу, что чёткость движущегося изображения на OLED-новинке от Gigabyte в целом соответствует уровню и визуально несколько превосходит то, что могут предложить лучшие скоростные IPS-представители из лагеря 144-240-Гц решений. Gigabyte AORUS FO48U демонстрирует минимальное смазывание и полное отсутствие видимых артефактов. Но сказать, что это абсолютно иной уровень скорости, всё равно нельзя.

К тому же, как оказалось, монитор способен на большее, а для этого необходимо активировать AIM Stabilizer. В этом случае увеличивается скважность при подаче напряжения на пиксель, растёт уровень пульсаций. Движущийся объект приобретает более чёткие формы, прочитать текст всё ещё затруднительно, зато нет ни артефактов, ни длинных шлейфов (у многих LCD с подобной технологией всё наоборот).

Отдельно хотелось бы отметить, что на момент тестирования (середина ноября 2021 года) монитор не являлся официально сертифицированным NVIDIA для работы с G-Sync в режиме Compatible, однако никаких реальных проблем совместимости нет – всё работает как часы.

Говоря про стабильность максимальной частоты развёртки, можно отметить, что никаких проблем при тестировании монитора мы не выявили. Специальный тест из пакета TestUFO это полностью подтверждает – 120 Гц стабильны во времени и доступны при любых настройках монитора.

#Углы обзора, стабильность картинки и Glow-эффект

Широкие углы обзора и высокая стабильность картинки – то, за что многие любят и боготворят OLED-дисплеи. При этом нельзя сказать, что всё настолько идеально и картинка на экране совсем не меняется при любых условиях просмотра.

В первую очередь многое зависит от диагонали экрана и рабочего расстояния: 48 дюймов – диагональ, больше подходящая для телевизора, а не монитора, в соответствии с чем рабочее расстояние не должно быть меньше 1,2-1,3 метра (производитель даёт рекомендацию в ~1,5 метра). Если же работать с FO48U на более привычном пользователям отдалении в 0,6-0,8 метра, то первое, с чем вы столкнётесь, – различающиеся по цветовому оттенку края и углы экрана, и это не считая и без того неидеальной равномерности по цветовой температуре.

При увеличении же расстояния проблема сходит на нет, поэтому рекомендации производителя следует придерживаться, особенно если вас хоть сколько-нибудь волнует точность цветопередачи по всей площади экрана, а не только в его центральной части.

Что касается ненавистного многим Glow-эффекта, то все OLED-матрицы от него полностью избавлены. В любых сложных ситуациях картинка на экране остаётся без «белой пелены», контрастность практически не снижается, как и общая насыщенность изображения. Углы не выцветают, а чёрный никогда не становится светло серым с паразитными оттенками, как это принято на IPS-дисплеях.

#Кристаллический эффект, проработка текста, ШИМ

В мониторе FO48U используется OLED-матрица с глянцевым стеклянным покрытием.

На представленных фотографиях отлично видно, что панель использует так называемую WBGR-структуру, свойственную части OLED-телевизоров. Это перевернутая классическая RGBW|WRGB, негативно сказывающаяся на проработке мелких элементов и текста. При близком рассмотрении это может быть заметно, но при отдалении на расстояние свыше 1 метра данная особенность становится неактуальной.

Картинка на экране приятна для глаз. Кристаллический эффект отсутствует, но что-то вроде него проявляется при сильном снижении рабочей яркости и исключительно на однородных полях.

Среди прочих особенностей OLED мы можем выделить то, что одновременная работа всех субпикселей не предусмотрена. В некоторых случаях могут использоваться только цветные, в других только белые, в остальных — их различные сочетания.

По заверению производителя, дисплей относится к Flicker-Free-решениям (без мерцания), что формально было подтверждено в ходе наших тестов. При высоком уровне яркости на статичном проверочном изображении ШИ-модуляцию действительно можно скрыть, используя лишь минимальную пульсацию, которую сложно выявить. При снижении уровня яркости до 10-20 % сделать это становится гораздо сложнее. На втором изображении чётко видны чёрные полосы, свидетельствующие о том, что ШИМ, пускай и с небольшой скважностью, присутствует.

Оба заключения подтверждает прибор Radex Lupin. В первом случае уровень пульсаций составил порядка 2,5-3 %, во втором — ~7-8 %, а при проверке на движущихся объектах, где постоянное изменение напряжения на светодиодах никак не скрыть, цифры оказались в разы больше – 18-21 % при максимальном уровне яркости в меню и до 120-200 % при низких значениях. К слову, на достаточно старом игровом IPS с частотой 165 Гц в тех же условиях уровень пульсаций не превысил 4 %!

В мониторе FO48U используется встроенный блок питания, что в Gigabyte причисляют к достоинствам. Никаких паразитных звуков в ходе работы монитора при любых настройках нами отмечено не было.

#Выводы

Стремление крупных производителей держать руку на пульсе и выпускать долгожданные решения заслуживает похвалы. А Gigabyte, как самая молодая на рынке мониторов компания, которая первой привезла в Россию игровой OLED-дисплей, достойна настоящих оваций. Отношение же к самой новинке и дальнейшая популярность AORUS FO48U зависят не только от меняющейся ценовой политики, но и от правильного позиционирования решения, с которым, правда, не всё до конца ясно. Давайте разбираться в деталях.

Начнём с цены. На фоне известных 48-дюймовых решений от корейского бренда, который в своё время первым начал активно использовать OLED-экраны, AORUS FO48U стоит на ~30-50 тысяч рублей больше, обладая той же матрицей. Является ли эта переплата за наличие интерфейсов DP 1.4 и USB Type-C с поддержкой DP-Alt Mode, зарядкой 15 Вт и функцией KVM на борту адекватной? Возможно, но совсем и не для всех. Очевидно, что при таком раскладе пользователь будет подключать новинку к ПК. А подходит ли она для полноценной работы c ним? Нет.

Причина кроется в особенностях технологии OLED, всё сильнее дающих о себе знать с ростом диагонали экрана (а с 48 дюймами необходимо работать на минимальном расстоянии в 1,2-1,3 метра – стоит об этом знать и помнить). Из-за них герой обзора, как оказалось, не готов стать вашим основным помощником в работе с документами, веб-сёрфинге, работе с фото, графикой и видео. Вряд ли вас устроят постоянно меняющаяся яркость, её тихое затухание и резкие всплески, автоматический выбор по неизвестному сценарию рабочего цветового пространства, ограничения настроек, проблемы с проработкой теней (а точнее, регулярные попытки сделать из них глубокий чёрный цвет), сложная для операционной системы WBGR-структура пикселей, сильный бандинг-эффект, снижающееся качество градиентов при уменьшении яркости, неидеальная равномерность по уровню цветовой температуры и некоторые другие, не столь очевидные вещи.

А виной тому, повторимся, не Gigabyte, а сама технология OLED, выбранная для использования в FO48U. Многим она казалась и до сих пор кажется идеальной заменой любых вариантов LED, но это мнение быстро меняется, когда появляется возможность поработать с «органикой» во всех возможных сценариях не один день. Так мечты превращаются в реальность, но не ту, на которую были сделаны первоначальные ставки.

«Постойте! В Gigabyte же сидят умные люди, которые всё продумали и просчитали!» — воскликнет читатель, и мы с ним согласимся. Gigabyte AORUS FO48U — в первую очередь шикарный дисплей для развлечений, если 48 дюймов выглядят наиболее подходящими под ваши запросы.

Возможно, вы не смотрите эфирное ТВ, предпочитая стриминговые сервисы с контентом в высоком качестве, а среди игровых проектов отдаёте свой голос за версии для ПК, в которые будете играть, используя один из популярных геймпадов и сидя на диване. Тогда это тот случай, когда FO48U выглядит удачной находкой, особенно в дополнение к основному LCD-монитору. Так вы сможете насладиться беспроблемной работой VRR-систем, насыщенными красками и максимально глубоким чёрным цветом, а также порадоваться отсутствию Glow и Halo-эффекта (присутствующих в дорогих Mini-LED мониторах и ТВ), ну и получить близкий к идеалу HDR. Обеспечить подобное сочетание не способен ни один жидкокристаллический дисплей, поэтому долго размышлять здесь нет никакого смысла. Удачи в выборе!

С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать информационный цветовой профиль для этого монитора, который мы получили в ходе профилирования при заводских установках.

Достоинства:

  • отличное качество материалов и сборки;
  • наличие VESA-крепления стандарта 300 × 300 мм;
  • широкий выбор современных интерфейсов подключения (DP 1.4, USB Type-C c DSC и 2 × HDMI 2.1);
  • совместимость с игровыми приставками последнего поколения;
  • USB-хаб с двумя портами USB 3.0 для работы с периферией;
  • поддержка функций PbP/PiP и KVM-Switch;
  • качественная встроенная акустическая система Space Audio общей мощностью 50 Вт;
  • большое количество программных фишек — многие пройдут мимо, но кому-то они могут пригодиться;
  • наличие сертификата соответствия стандарту TUV Eye Comfort Display (OLED) – он получен благодаря изменённому спектру подсветки со сдвигом пика синего в безопасную область 456-457 нм, без влияния на цветовую температуру и Flicker-Free-подсветку (но тут есть вопросы);
  • 10-битное представление цвета на максимальной частоте в 120 Гц при работающем HDR – такая возможность предоставляется только при подключении по DP 1.4 DSC к ПК в условиях наличия подходящей видеокарты;
  • беспроблемная система управления на базе пятипозиционного джойстика и отдельного пульта ДУ;
  • отличные возможности для воспроизведения полноценного HDR-контента – одно из важнейших достоинств OLED;
  • широкий цветовой охват – до 91-92 % DCI-P3;
  • наличие режима sRGB с эмуляцией стандартного цветового пространства и возможностью регулировки яркости подсветки;
  • высокая стабильность оттенков серого во многих режимах;
  • высокая скорость и плавность изображения на экране при полном отсутствии режимов Overdrive;
  • поддержка технологий адаптивной синхронизации AMD FreeSync Premium и NVIDIA G-Sync в режиме совместимости (пока что неофициально);
  • наличие режима работы подсветки со «вставкой чёрного кадра» AIM Stabilizer — действительно делает картинку более чёткой, пускай и за счёт увеличения мерцания;
  • хорошая равномерность свечения на светлом поле по уровню яркости;
  • отличные углы обзора и стабильность картинки (но только если вы находитесь от экрана на расстоянии ~1,5 метра и дальше);
  • полное отсутствие Glow-эффекта;
  • отсутствие различимого кристаллического эффекта (КЭ и его подобие) при высоких уровнях яркости и светлых объектах.

Недостатки:

  • неотключаемые технологии «сбережения» органических светодиодов (ABL и ASBL\ASC), постоянно влияющие на яркость изображения на экране вне зависимости от выставленных в меню параметров;
  • резкое снижение качества градиентов при уменьшении яркости – такова одна из неприятных особенностей OLED;
  • автоматический выбор рабочего цветового пространства (лишь в этом случае можно менять гамму, цветовую температуру и многое другое), происходящий по неизвестному алгоритму в условиях использования одного цветового профиля в системе – при таком подходе говорить о точной цветопередаче в каком-нибудь продукте от условной Adobe не имеет никакого смысла;
  • очень сильный бандинг-эффект;
  • «грязные» однородные поля при сильном снижении яркости экрана – напоминает кристаллический эффект в смеси с плохой равномерностью по яркости и ЦТ;
  • высокая цена на фоне 48-дюймовых OLED ТВ на точно такой же матрице.

Может не устроить:

  • нулевая эргономика подставки – но если рассматривать модель как аналог ТВ или если в ваши планы входит использовать VESA-кронштейн, то это не проблема вовсе;
  • отсутствие в комплекте поставки кабеля USB Type-C для работы с соответствующими устройствами;
  • зарядка при подключении по USB Type-C всего 15 Вт – ноутбук придётся отдельно подключать к внешнему зарядному устройству;
  • высокие требования к производительности системы (а что вы хотели от игрового 4К?);
  • не стоит рассчитывать на принципиально иной уровень скорости в сравнении с лучшими игровыми LCD-дисплеями – цифры цифрами, а визуальная разница и ощущения говорят о том, что отличия не столь значимы в реальном применении;
  • невозможность достигнуть уровня полноценного AdobeRGB, заявленного в качестве одного из режимов эмуляции;
  • сильные ограничения настроек после активации одного из трёх режимов эмуляции цветовых пространств (к тому же все они с плохой настройкой) – остаётся ориентироваться на отдельный режим sRGB Mode и Green, выставленный по умолчанию;
  • можно поверить в надпись «Flicker-Free» (наиболее актуальную для статичного изображения), а можно вспомнить, что OLED не могут не мерцать – каждое изменение яркости пикселей сопровождается изменением напряжения на них, а в случае с динамичной картинкой это происходит минимум 120 раз в секунду;
  • средняя равномерность цветовой температуры по полю экрана – мы ожидали лучших результатов;
  • на стандартной прошивке (актуально для экземпляров от июня-июля 2021 года) уровни яркости в SDR и HDR не соответствуют заявленным производителем значениям, но стоит ли прошивать монитор — отдельный вопрос;
  • WBGR-структура пикселей, влияющая на качество проработки мелких элементов и текста, – впрочем, при работе на расстоянии от ~1,5 метра проблема становится неактуальной: разницы при сравнении с RGB или WRGB в этом случае вы не заметите.


Оригинал материала: https://3dnews.ru/1054200