⇡#Зеркалкам остается все меньше места (и времени)
В прошлом году я уже пророчил смерть зеркальным камерам — но, естественно, не завтра и даже не послезавтра. Но новые признаки того, что давно прошедший «зеркальный бум» окончательно сменяется «зеркальным упадком», проявляются один за другим. Во-первых, это, элементарно, продажи: в 2020 году, по оценкам исследовательской компании Techno System Research, в глобальном масштабе было реализовано в общей сложности 5,65 млн камер со сменными объективами. Среди них 3,26 млн составили беззеркальные модели, ещё 2,39 млн — зеркальные (раскладку по брендам можете посмотреть в нашей новости). И нет ни малейших оснований полагать, что в прошедшем году динамика изменилась.
Даже компании, которые исторически держатся за фотокамеры с пентапризмой и зеркалом, в этом году представили свои сугубо профессиональные беззеркальные модели, которые будут напрямую конкурировать с флагманскими зеркальными репортажниками: Canon EOS R3 и Nikon Z9. Обе по характеристикам «убирают» Canon EOS-1D X Mark III и Nikon D6 соответственно. Чуть подробнее об этом мы поговорим ниже. А самая важная цифра, которая касается зеркальных камер, — в следующем пункте.
...Да, в 2021 году была представлена одна-единственная зеркальная камера — Pentax K-3 Mark III. Для компании Ricoh Imaging, не выпускавшей под этим брендом камер более двух лет, — большой прорыв (но только сам факт анонса; камера же несколько отстала от времени, увы), для индустрии — очевидный знак. То ли многоточие, то ли уже все, точка.
Впрочем, за весь год было представлено только 19 камер (считая пару слегка обновленных Sony a7R). Времена «малокамерья» становятся уже совсем абсурдными в этом плане.
⇡#Nikon больше не made in Japan
Еще помню те времена, когда шли дискуссии о том, где должна быть сделана камера — мол, только на оригинальном японском заводе будет достойное качество. А если производство выведено куда-нибудь на Тайвань, Филиппины или в Малайзию — это уже несерьезно.
Что же, Nikon японской сборки больше найти будет нельзя: до конца прошедшего года компания должна была свернуть производство на последнем заводе камер на родине, расположенном в японской префектуре Мияги. До этого там выпускалась уже только одна профессиональная модель — D6. Теперь и ее производство будет переведено на главный завод на Тайвань. Дополнительно Nikon планирует закрыть два завода в префектурах Ямагата и Фукусима на северо-востоке Японии — на данный момент здесь происходит обработка комплектующих для сменных объективов.
⇡#Sony закрыла производство фотокамер с A-mount
Официального объявления не было, но не доверять неофициальным источникам оснований нет — новых камер с креплением, ведущим свою родословную еще со времен Konica Minolta, не выходило уже несколько лет. Конец был очевиден — и вот он наступил.
На сайте компании больше недоступны DSLR-камеры с креплением A-mount — и снова уже наверняка доступныне будут. Sony так и не дала официальных комментариев по этой новости, вышедшей еще в мае, но на российском сайте с тех пор действительно попросту пропало разделение камер со сменными объективами на два типа байонета. Теперь просто: камеры со сменными объективами. Это по умолчанию E-mount. Помянем.
Лучшие камеры года — Sony Alpha 1
Первая бескомпромиссная репортажная камера Sony (a9 хороша, но все же она всегда уступала по скорости и Canon EOS 1D, и Nikon D5/D6).
Здесь же она не только не уступает, но и задает тон: 50 полнокадровых мегапикселей в сочетании с 30 кадрами в секунду с сохранением отслеживания объекта при автоматической фокусировке. Автофокус при этом умеет отслеживать глаза людей, млекопитающих и птиц, а при очень высоком разрешении сенсор вполне уверенно себя проявляет на высоких ISO (а встроенный стабилизатор позволяет лишний раз не «задирать» светочувствительность). Добавляем съемку видео с разрешением вплоть до 4К при 120 кадрах в секунду — и получаем крайне впечатляющий аппарат. Некоторые ограничения по серийной съемке (максимальная скорость достигается только со сжатым RAW и не со всей оптикой), небольшой процент ошибок автофокуса на высокой скорости и не всегда идеальная цветопередача оставляют пространство для будущей работы, но Sony Alpha 1 все равно впечатляет не на шутку. Да и цена в 555 555 рублей кажется не то чтобы хорошей, но справедливой.
⇡#Лучшие камеры года — Canon EOS R3
Canon, впрочем, отставать от Sony не стала и представила своего репортажного беззеркального монстра — модель EOS R3.
Компания, правда, решила не шокировать сочетанием крайне высокого разрешения и огромной скорости серийной съемки, фактически адаптировав под беззеркальный формат (и усовершенствовав) модель EOS-1D X Mark III. 24,1 мегапикселя, уже стандартные 30 кадров в секунду (но без ограничений по сжатию RAW и с любой оптикой), запись 6К-видео (и 4К с частотой до 120 кадров в секунду), распознавание глаз при автофокусе ( наконец-то!). Корпус — более компактный, чем у EOS-1D X Mark III, но устроен так же, а значит, переучиваться фотографам не придется. Зато экранчик поворачивается во всех плоскостях, в отличие от дисплея Sony Alpha 1. Подробно мы эту камеру обязательно протестируем в этом году. И все это, кстати, не предел — ждем настоящую бомбу в виде модели с предварительным названием EOS R1, анонс которой ожидается в третьем квартале наступившего года.
⇡#Лучшие камеры года — Nikon Z9
Вероятно, самая главная камера года — бескопромиссная Nikon Z9. При тестировании Nikon D6 у нас возникали мысли: зачем эта камера появилась? При всех своих безусловных достоинствах она не казалась реальным прогрессом в сравнении с Nikon D5 и по большинству параметров уступала Canon EOS-1D X Mark III. С выходом Nikon Z9 возникает подозрение, что просто все свои силы «никонисты» бросили на разработку этой модели.
Первое, внешнее, впечатление от Nikon Z9 обманчиво и сходно с тем, что вызывает Canon EOS R3: зачем выпускать беззеркалку в теле зеркалки, да еще и особо крупной, с дополнительным хватом снизу? Это инерционное мышление — все время кажется, что беззеркалки должны быть в первую очередькомпактными. Она действительно чуть компактнее той же Nikon D6, но суть уже далеко не в этом, а в технологических преимуществах, которые несут новый байонет и новая система корпуса. Nikon Z9 получила сенсор разрешением 45,7 мегапикселя, процессор обработки изображений EXPEED 7 и уникальную систему автофокусировки с применением технологий ИИ, которая одновременно определяет до девяти разных типов объектов. Камера умеет писать видео в разрешении 8К со скоростью до 30 кадров в секунду и снимать фото в максимальном разрешении с частотой до 30 кадров в секунду с механическим затвором. На фоне Sony Alpha 1 – вроде бы не особо впечатляет. Но есть и еще один режим, позволяющий снимать с электронным затвором со скоростью до 120 кадров в секунду при разрешении в 11 мегапикселей. С покадровой следящей фокусировкой. И без артефактов, присущих электронным затворам. Добавим сюда улучшенную работу автофокуса в условиях темноты (успешно фокусируется при освещении вплоть до -5EV) и так далее, и тому подобное. Все это мы обязательно испытаем, как только камера попадет к нам на тест, — но сами видите, беззеркальные камеры со сменной оптикой и полнокадровыми сенсорами в 2021-м вышли на новый уровень. И добавлять в этот список еще какие-то камеры (хотя напрашиваются как минимум Sony Alpha 7 IV и Nikon Z fc) я не считаю правильным — это был год именно этих трех камер, которые определяют в том числе и будущее индустрии фототехники.