Должно ли инженерное произведение быть одновременно произведением искусства? Или хотя бы просто красивым? Например, возьмем старый спор про устройства Apple — правда ли, что они популярны только потому, что эстетически приятны, но по-настоящему разбирающийся в технике человек переплачивать за это не станет? Или вот Crew Dragon — очевидно же: слишком пиарный, слишком глянцевый, слишком беленький. То ли дело наш “Союз”! Сразу видно — это создано для подвигов и достижений, а не для ТВ-картинки. Настраивает, знаете ли...
Такие примерно мысли оставило у меня участие в мероприятии Arkana Art Days, подготовленном российским представительством компании Renault. И сдается мне, что именно в этом и была цель организаторов поездки, вылившейся в довольно увлекательный краеведческий тур, отправной точкой которого стал Нижний Новгород.
Формальным же поводом для поездки стало появление модификации Prime — самой продвинутой версии в семействе Arkana — старшего кроссовера Renault на российском рынке. Кстати, в терминологии изготовителя Arkana — это “купе-кроссовер”. Но понять, что именно в этом неведомом терминологическом звере от купе, не представляется возможным. У Arkana и дверей четыре, а не две, и багажника отдельного от салона не предусмотрено (кузов — однообъемник), и даже задняя дверь подъемная в наличии — самый что ни на есть типичный кроссовер. Начиненный в версии Prime всем лучшим, что предлагает в этой модели Renault: 150-сильным турбированным мотором TCe 150, полным приводом и вариатором CVT X-Tronic. А также обилием электрорегулировок и систем — подогревом всех сидений, лобового стекла и форсунок его омывателя, автоматическим складыванием зеркал, бесключевым доступом и запуском и бортовым компьютером с 3,5-дюймовым ЖК-экраном. Но при чем тут купе?!
А мне партнером в путешествие досталась еще одна, на мой взгляд, даже более интересная новинка — Arkana в версии Pulse. От модификации Prime она отличается только дизайнерскими элементами: снаружи это окрашенные в черный цвет зеркала заднего вида, 17-дюймовые колесные диски и, главное, черная же крыша с акульим плавником антенны. В салоне же владельца ждут комбинированная обивка — из черной кожи с яркой и контрастной красной строчкой — на руле, рычаге трансмиссии и сиденьях, красные же надписи «Pulse» на спинках кресел, а также вставки под карбон на передней панели и хромированные накладки педалей.
Стоит предположить, что словом “купе” маркетологи компании хотели сформировать ассоциацию со спортивным характером Arkana. Надо признаться, на фоне других моделей марки Arkana действительно выглядит спортивно — и это несмотря на внушительный (более 20 см) дорожный просвет. Благодаря сочетанию большой длины (4,54 метра) и базы (2,72) со сравнительно низким (чуть больше 1,5 метров) кузовом дизайнерам удалось создать довольно-таки динамичный силуэт. Не могу сказать, что внешне машина в версии Pulse как-то радикально отличается в этом смысле от Prime, а вот дизайн салона однозначно больше порадует любителей спортивной эстетики.
На улицах в центре Нижнего Новгорода «Аркане» откровенно тесно. И в прямом, и в переносном смысле. Хотя с парковкой тут гораздо легче, чем в Москве, зато пробки вечерами на узеньких улицах вполне московские. Впрочем, водителя в таком режиме машина совсем не утомляет — тяги 1,3-литрового турбомоторчика на низах и проворности вариатора вполне хватает, чтобы без лишних завываний и дерганий перемещать довольно крупную машину на околопешеходных пробочных скоростях даже по холмистому нижегородскому рельефу. Руль в таком режиме, конечно, пустоват, но особая точность на этой скорости и не требуется.
Первая остановка — Нижегородский кремль. Еще несколько лет назад его посещение гостями города было в равной степени обязательным и бессмысленным — каждый экскурсовод и путеводитель настаивали на визите, но ничего примечательного для туристов внутри ветхих стен по большому счету не было. То ли дело теперь! Отреставрированный к 800-летию города комплекс производит гораздо лучшее впечатление. С несколькими современными административными зданиями соседствуют старинные церкви и часовни, детей заинтересует выставка военной техники под открытым небом, а взрослых — Нижегородский государственный художественный музей и возможность прогуляться по стенам кремля с потрясающими видами на город и реку. И территория внутри кремля, и променады снаружи по его периметру приведены в порядок и благоустроены по самым современным городским стандартам.
Ну а моя цель — «Арсенал». В восстановленном историческом здании арсенала кремля теперь располагается филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина — Государственный центр современного искусства в Нижнем Новгороде. Такое переплетение исторических и культурных эпох, воплотившееся в открытии музея современного искусства в самом сердце города, в его историческом центре, кажется мне весьма позитивным и очень важным признаком развития Нижнего Новгорода. Впрочем, в том, что региону (и его жителям, и администрации) удается вполне органично совмещать сохранение истории и традиций с современностью, не было сомнений и раньше. Достаточно вспомнить, что вот уже пять лет в Нижнем Новгороде успешно (и вполне официально) проводится фестиваль уличного искусства “Место”, в рамках которого ландшафт города пополняется огромным количеством произведений стрит-арта. Для тех, кто не очень интересуется этим видом искусства, стоит добавить, что проект “Место” — это не только “когда молодежь на стенах рисует”, но еще и лекции, мастер-классы и экскурсии по городу. Ну а интересующиеся и без дополнительных объяснений могут легко оценить, насколько разительно такое положение дел отличается от ситуации в двух наших столицах — Москве и Санкт-Петербурге.
Продолжая тему переплетения современности и истории, упомяну выставку “Шухов. Формула архитектуры”, проходившую в «Арсенале» как раз в период проведения мероприятия Arkana Art Days. Выставочная экспозиция была приурочена к 125-летию Всероссийской промышленной и художественной выставки, открывшейся в Нижнем Новгороде в 1896 году и ставшей для Владимира Шухова триумфальной. Хотя под выставку был полностью отдан целый этаж центра современного искусства, масштаб наследия Владимира Григорьевича таков, что рассказать обо всех направлениях его изобретательской деятельности в рамках одной выставки все равно не удалось. Поэтому экспозиция “Шухов. Формула архитектуры” фокусировалась в основном на теме промышленной архитектуры и металлических сетчатых оболочек и перекрытий — это изобретение Шухова наравне с гиперболоидными конструкциями стало его фирменным стилем и позволяло в короткие сроки строить сравнительно легкие и безусловно надежные сооружения.
Этот метод до сих пор используется и развивается современными архитекторами, а в 1896 году для Всероссийской промышленной и художественной выставки Шухов построил восемь павильонов с применением этой техники. В экспозиции “Шухов. Формула архитектуры” было представлено множество макетов подобных сооружений, перекрытий, спроектированных инженером для самых разных объектов как в России (думаю, многим знакомы светлые своды ГМИИ им. Пушкина — это тоже работа Шухова), так и за рубежом. Отдельно хочется отметить кабинетный архив Шухова, который также был показан на выставке. Это огромное количество подлинных записных книжек Владимира Григорьевича, заполненных инженерными расчетами. Строгость, четкость и аккуратность его рукописных заметок не может не поражать!
Ну и разумеется, ни одна посвященная наследию Шухова выставка не может обойтись без упоминания гиперболоидных башен, наиболее известная из которых — Шуховская телевизионная башня высотой 160 м в Москве. По проектам Шухова было сооружено около двух сотен гиперболических башен. А до наших дней в разных регионах России сохранилось 36 из них. Не может не радовать, что в последнее время они все чаще становятся местными достопримечательностями и привлекают все больше интереса. Это дает надежду на их дальнейшее сохранение.
А в Нижегородской области расположено сразу несколько объектов наследия Шухова. Так, в 1897 году — через год после Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде — Шухов построил цех с перекрытиями двоякой кривизны — впервые в мире! И этот цех сохранился (как и еще одна из шуховских башен-гиперболоидов) на Выксунском металлопрокатном заводе до наших дней. Так что Выкса, расположенная всего в 200 км от Нижнего Новгорода, стала следующей целью нашего путешествия. А по пути я решил заехать на берег Оки под Дзержинском, где расположена еще одна шуховская башня, служившая опорой ЛЭП.
Судьба этой 128-метровой конструкции весьма примечательна. Всего Шухов возвел три пары башен, служивших опорами для переброски линии электропередач с одного берега реки на другой. Четыре башни (они имели меньшую высоту) были демонтированы после изменения маршрута энергетической линии, а две оставшиеся высотные башни были в конце 90-х признаны памятниками культурного наследия. Увы, это не спасло одну из них от рук вандалов—охотников за металлоломом в начале 2000-х. Такая же судьба постигла бы и ее сестру, если бы начавшийся демонтаж башни не был случайно зафиксирован иностранной делегацией. В настоящее время судьба этой башни уже не вызывает опасений — в 2020 году она открылась после реконструкции, в процессе которой была и восстановлена структура самой башни, и укреплен берег Оки, на котором она стоит. Сейчас вокруг башни создана набережная с парковкой, а сама башня оснащена светодиодной подсветкой и в ночное время выглядит особенно футуристично.
Дорога к Дзержинску и в Выксу позволила оценить поведение Arkana на трассе и легком бездорожье. Загородный темп передвижения нравится машине гораздо больше — на скоростях около 90 км/ч водитель получает значительно более четкую обратную связь через руль. И хотя спортивный характер по-прежнему остается скорее фантазией маркетологов Renault, устойчивость «Арканы» в скоростной дуге очень приличная для автомобиля с таким дорожным просветом и такой массой. Несмотря даже на дождливую погоду и мокрый асфальт, никакой неуверенности за рулем не испытываешь и спокойно едешь, что называется, “на все деньги”. Благо и шумоизоляция тут вполне пристойная — дорожные и аэродинамические шумы не досаждают.
Другое дело — скоростные обгоны. Хотя бортовой компьютер и предлагает несколько режимов, а водитель может выбрать “Спорт”, чтобы получить более быстрые отклики на педаль газа, существенно характер машины это не меняет. В городском режиме движения “Спорт” лишь добавит дерготни и аппетита двигателю, а на трассе особой прибавки бодрости не заметно. Так или иначе, динамика набора скорости при обгонах на загородном шоссе приемлемая, огорчает только звук 1,3-литрового мотора, из которого решили достать все его 150 лошадиных сил. Каждый скоростной обгон звучит как подвиг — с легким надрывом. Резюмирую: быстро ехать можно, но гоняться машина желания не вызывает. А может быть, и хорошо, а может быть, и не надо?
Дорога к башне — грунтовка по берегу Оки и через лес со съездами на параллельные направления — дала возможность оценить машину на бездорожье. И… вот тут меня ждал настоящий сюрприз! По грунту на Arkana едется приятнее, чем по асфальту. Это напомнило мне первое знакомство с «Грантой», когда, съехав с асфальта в поле, машина преобразилась и, кажется, даже поехала быстрее. Так и Arkana — вот для чего этот огромный просвет, вот для чего огромный ход среднемягкой подвески, вот для чего такой спокойный отклик на педаль газа. Легкая осторожность поначалу быстро сменилась азартом, и в итоге я загнал машину в довольно глубокую песчаную колею. Хотел бы я добавить драматизма рассказом о том, как безвыходно мы сели и как мучительно выбирались, но нет. Мы просто проехали. Конечно, это не машина для бездорожья в том смысле, как это понимают фанаты ралли-рейдов. И в принципе Arkana не дает ничего такого, чего не дает любой другой современный кроссовер (впрочем, у машины есть режим 4WD LOCK — на скоростях до 80 км/ч он обеспечивает равное усилие по осям). Откровенно говоря, видимо, просто не ожидаешь таких повадок от машины такой внешности — к российским дорогам она точно готова.
Выкса — еще один город, в котором история тесно переплелась с современностью, и тоже в немалой степени благодаря современному искусству. Казалось бы, всего 53 000 жителей, градообразующее предприятие — Выксунский металлургический завод (ВМЗ), ведущий свою историю от основанного еще в середине XVIII века братьями Баташевыми металлургического производства. Основной продукт в настоящее время — металлопрокат: трубы большого диаметра (здесь произведено до 50% всех труб, использованных при строительстве “Северного потока”) и железнодорожные колесные пары (основной заказчик — РЖД, но часть поставляется на экспорт). Ну какое тут может быть современное искусство?! Ну-ка поясни за стрит-арт!
Оказывается — может. Вот уже больше 10 лет в городе проводится фестиваль городской культуры “Арт-Овраг”, который, без преувеличения, меняет облик и атмосферу города. Проект объединяет современное искусство, театр, паблик-арт, музыку и спорт. Разумеется, “Арт-Овраг” не мог бы состояться без активной поддержки Объединенной металлургической компании (АО «ОМК») и администрации города. Примечательно, что этот проект преобразил не только город, но в итоге и сам завод. Я уже упоминал памятники промышленной архитектуры — построенные Владимиром Шуховым цеха с первыми в мире парусообразными стальными сетчатыми оболочками покрытия двоякой кривизны и одну из первых в мире стальную ажурную сетчатую гиперболоидную башню. Так вот, ВМЗ стал не только историческим памятником — на территории действующего металлургического завода открылся первый в России Индустриальный стрит-арт-парк!
Все началось в июне 2017 года, когда российский художник Миша Мост расписал фасад промышленного комплекса «Стан-5000» в Выксе. Этот мурал (самый масштабный стрит-арт-формат, при котором изображение занимает стену здания полностью) признан самым большим в Европе, его площадь — 10 800 квадратных метров! А в 2018 году организаторы фестиваля «Арт-Овраг» объявили кураторский конкурс, в котором победил проект, рассчитанный на десять лет — ежегодно стрит-арт-художники из российских городов наносят мурал на одну из стен завода. Из появляющихся арт-объектов и складывается Индустриальный стрит-арт-парк. В настоящее время на территории завода есть уже несколько значимых работ, увидеть которые могут не только работники предприятия — попасть в Индустриальный парк можно с экскурсией.
Кто бы мог подумать, что небольшой, чисто индустриальный город может стать одним из центров современного искусства России и привлекать туристов? Но в Выксу действительно хочется возвращаться.
Что же до Renault Arkana — пока что она не добилась такой популярности, как некоторые другие ее одноклассники-кроссоверы. И после близкого знакомства с моделью мне это кажется странным. Построенная на глубоко модернизированной платформе B0 машина разительно отличается по качеству от появившихся раньше в модельном ряду собратьев — отличается в лучшую сторону и по ходовым характеристикам, и по комфорту, и по надежности. Неужели против нее играет ее же достоинство — неординарная внешность? Действительно, подавляющее большинство покупателей принимают решение о покупке автомобиля на основе предпочтений в дизайне, а Arkana на улицах небольших российских городов смотрится примерно так же, как стрит-арт на зданиях металлопрокатного завода, — неожиданно ярко. Но разве это плохо? Это хорошо!