Жанр | Приключение |
Издатель | Raw Fury |
Издатель в России | Нет |
Разработчик | Geography of Robots |
Минимальные требования | Windows 7 и выше, процессор уровня Intel Core i5-3330 3,2 ГГц или AMD Phenom II X4 965 3,4 ГГц, 4 Гбайт ОЗУ, встроенная видеокарта уровня Intel Iris Xe или AMD Vega 8, 4 Гбайт на накопителе |
Рекомендуемые требования | Windows 10/11, 8 Гбайт ОЗУ, дискретная видеокарта уровня NVIDIA GeForce GTX 1050 или AMD Radeon RX 560 |
Дата выхода | 24 марта 2022 года |
Возрастной ценз | от 17 лет |
Локализация | Нет (но уже готовится) |
Платформы | PC |
Официальный сайт |
Впервые я увидел NORCO чуть больше года назад, когда игра, которую изначально разрабатывали два энтузиаста (географ по первой профессии Yuts и композитор Gewgawly I), обрела издателя — Raw Fury — и страничку в Steam.
Сражённый смесью сюрреализма, южной готики и киберпанка особого разлива, я, тем не менее, понимающе вздохнул: до релиза явно оставалось года три, не меньше. Сколько игр имеют странички в «Стиме» и не выходят никогда?
Каково же было мое удивление, когда уже через год первый акт игры оказался доступен в качестве демо, а датой релиза назначили конец марта! Тут же подъехали сомнения в том, что у авторов (к Yuts и Gewgawly I присоединилась ещё группа разработчиков, образовав объединение Geography of Robots) получится выстрелить по-настоящему — всё-таки уже привычно, что по-настоящему большие вещи рождаются если не в производственном аду, то как минимум с очень продолжительной задержкой. Но NORCO — особенная. И далеко не только из-за неожиданно быстрого появления на свет.
Однажды Кей просто встала с постели, собрала вещи и вышла за дверь — без планов ехать куда-то конкретно: просто подальше от дома, где больная мать не скажет доброго слова, бедовый брат только создаёт проблемы, которые приходится решать тебе, отец умер, когда ты была ещё маленькой, а перспектив в городке Норко, штат Луизиана, никаких. Разве что поработать на нефтеперерабатывающем заводе (город назван в честь Нью-Орлеанской нефтеперерабатывающей компании, New Orleans Refining Company, — и да, он существует на самом деле, оттуда родом автор игры, Yuts) и умереть от рака лет в пятьдесят. Ну вот как сделала мать — нет, не работала на заводе. О её смерти ты узнала с опозданием — телефон ведь выбросила где-то в Техасе, но полностью от прежней жизни отрезать себя не вышло. Попрощаться ты уже не успела — так хотя бы сходи на могилу. Здравствуй, милый дом.
Дорога — очень удобная декорация и метафора для самых разных произведений, и игр в особенности; путешествие — едва ли не самый распространенный троп. NORCO не просто устроена иначе — она устроена наоборот. Здесь вы возвращаетесь из долгого путешествия в родные места, чтобы открыть их заново. Мать умерла, брат куда-то пропал, зато на заднем дворе вас ждёт андроид по имени Миллион — он знаком вам с детства, но впервые у вас с ним какие-то общие дела.
Если место действия вполне реально, то время определить невозможно — это параллельный мир, в котором границы нормального размыты: наше время, но с войной в Штатах, разумными андроидами, нейросетями, умеющими копировать сознание целиком (нет, Джонни Сильверхенда здесь не встретить) и, конечно же, хищной корпорацией, от которой зависит и одновременно умирает регион. Все киберпанк-мышеловки расставлены, добро пожаловать в очередное антикапиталистическое произведение. Тем более что сам жанр южной готики — пожалуй, главный столп, на котором NORCO держится, — диктует эту самую критику через демонстрацию нищеты, будней рабочего класса, социальных проблем.
Но NORCO умудряется проскользнуть меж капель дождя — оставаясь верной своим корням, игра оказывается абсолютно самобытной. Киберпанк — жанр-отсылка — здесь оказывается декорацией, а сама история не похожа ни на что, виденное ранее. Да, там разок упомянули Уильяма Фолкнера, сям выстроили экспозицию на манер «Бегущего по лезвию», но в парад подмигиваний игра и не думает превращаться.
Отсутствие опоры на знакомые тропы в определённый момент даже оказывается небольшой проблемой — после окончания предельно серьёзного, мрачного первого акта настроение NORCO немного «плывет», авторы словно отходят от темы и теряют фокус. Диалоги становятся всё более смешными, а события — всё более абсурдными. Диковинное порождение Сети, зовущее себя «Суперутка», ищет таинственный артефакт, который находится в руках главы подросткового культа (все его члены зовут себя одинаково, Гарреттами). Чтобы пройти за нужную дверь, вам приходится уговорить случайного знакомого съесть просроченный хот-дог и затем выслушать невероятно неловкую историю о последствиях (можно, впрочем, не выслушивать). Немного отвлекаемся на экскурсы в мифы американского Юга с духами-аллигаторами. А ещё где-то рыщет странный бродяга, считающий вас прямыми потомками Христа. И да, со всем этим нам придётся иметь дело, уже играя за Кэтрин, мать Кей.
Колосс, кажется, шатается — у резкого социального высказывания вытаскивают табуретку из-под пятой точки и пытаются его зашутить, — но в итоге мозаика из странных и, казалось бы, не подходящих друг другу частей все равно собирается в удивительную, не похожую ни на что картину.
Даже уникальная история должна быть хорошо рассказана — и в этом, пожалуй, самая сильная сторона NORCO. Литературно это, наверное, лучшая игра, к которой я подбирался со времен Kentucky Route Zero и Disco Elysium. Язык очень сочный, образный, но при этом автору удаётся не ударяться в бесконечную описательность (хотя и без неё не обходится), а выражать мир через диалоги, множество встреченных персонажей, по-разному отражающих реальность и поднимающих самые разные темы. Именно в этом художественном многоголосии, видимой декоративности — истинная сила NORCO. Именно благодаря этому из странных кусочков и складывается цельный пазл.
И если бы было иначе — или игры бы просто не существовало, или о ней не стоило бы говорить. Ведь, по сути, перед нами в первую очередь текстовый квест. Да, мы перемещаемся между локациями, но они статичны — взаимодействовать с ними можно только при помощи курсора; на экране нет даже движущихся аватаров персонажей. Более всего оформлением NORCO напоминает ранние CRPG — даже члены партии (которые регулярно меняются) отображаются портретами сбоку, а графическое отображение занимает не весь экран — он взят в условные рамки. Все действия прописываются текстом, лишь изредка перемежаясь то небольшими QTE, которые заменяют здесь драки (да, они будут!), то полной сменой декораций (придётся, например, плавать на лодке по карте с видом сверху). Будут и загадки — некоторые, к слову, совсем непростые. Игра, пусть незатейливая по механикам, постоянно меняется и перестраивается для лучшей подачи истории, давая в итоге уникальный опыт.
При этом выглядит NORCO потрясающе (если у вас, конечно, нет аллергии на крупные пиксели) — и это впечатляет ещё больше, если взглянуть на то, как она выглядела год назад. За короткий срок игру почти полностью перерисовали, отказавшись от вида «из глаз» и сделав картинку намного более гладкой и детализированной. При желании можно «ухудшить» картинку, будто бы вы играете на ЭЛТ-мониторе, и изменить шрифты — для фанатов ретро. Если вы не фанат (как я), то проблем тоже не будет, это совсем не то произведение, которое играет на ностальгии, — ретро в данном случае средство, а не цель. При этом виды порой по-настоящему завораживают. Игра с освещением, цветовая гамма, композиция — блеск.
То же касается и музыки, недаром композитор — один из двух человек, занимавшихся игрой с самого начала. Причём в официальном саундтреке задействована мощнейшая сладж-группа Thou (из Луизианы, конечно же), но в NORCO у неё будет «выход» только на титрах. Тем не менее Gewgawly I прекрасно справился с подзвучиванием происходящего и сам, смешав традиционные синтезаторы, восьмибитную музыку и живые инструменты.
***
Описывать NORCO одновременно и легко, и сложно. Это point-and-click-квест в жанре южной готики, действие которого происходит в антиутопической параллельной реальности, где переплетаются киберпанк, мистика и религиозные отсылки. Но это описание не даёт реального ощущения от игры.
Это первая игра для её автора (NORCO — по большей части произведение Yuts, который отвечал тут и за историю, и за визуальное исполнение), и, как это часто бывает с дебютными проектами, создатель попытался высказать очень много всего: смешал в одном котле свои размышления о социальном неравенстве (причем без морализма и дидактики), отзыв о болезненных привычках нашего поколения, горечь от умирания природы, страх за будущее и любовь к родным местам, плюс приправил блюдо почти бесшовно сочетающимися юмором и трагедией. И это гамбо (густой суп со специями, похожий по консистенции на рагу и распространенный в штате Луизиана. — прим. ред.) неожиданно удалось: все ингредиенты пришлись к месту, хотя творец кидал в него всё, что нашлось на кухне. У повара оказалось достаточно таланта, любви и чувства меры. Браво.
Достоинства:
Недостатки:
Графика |
Подробный и красочный пиксель-арт с отличным освещением. Крупные планы иногда вырвиглазные, но в целом смотрится NORCO очень стильно — некоторые пейзажи просто завораживают. |
Звук |
Фоновая музыка, привязанная к локациям и сценам, очень хороша и отлично создаёт настроение. Финальная песня Thou ставит эффектную точку. Диалоги не озвучены, но каждый персонаж издаёт индивидуальные звуки. |
Одиночная игра |
По большей части текстовое приключение, которое, тем не менее, перемежается и мини-играми, и загадками, и изучением окрестностей Норко. |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Ориентировочное время прохождения |
От 7 до 10 часов (в зависимости от скорости чтения). |
Общее впечатление |
Удивительно притягательное, мощное и по-хорошему странное произведение, которое надолго останется в памяти. |
Оценка: 9,0/10
Видео: