В ЕС во второй раз отложили признание лития токсичным веществом, перенеся обсуждение проблемы на следующий год. Власти Европейского союза разрываются между важностью охраны окружающей среды и требованиями ведения бизнеса. Ужесточение оборота лития заставит бизнес аккуратно вести дела с его использованием, что повысит расходы и сделает батареи европейского производства заметно дороже китайских, корейских и даже американских литиевых батарей.
Сейчас производители всего мира заворожены подписанным в США летом этого года Законом о снижении инфляции. В этом документе остаются спорные и не до конца понятные места, но в целом он защищает производство в США по всем ключевым позициям от добычи ресурсов до высокоёмких производств. Льготы и субсидии получат те, кто либо начнёт производить в США, либо будет включён в число официальных поставщиков. Власти стратегических союзников США должны реагировать на это, иначе останутся без крупнейших производственных, энергетических и финансовых ресурсов.
«В то время, когда другие страны, такие как США, открывают свои двери, снимают барьеры и ставят на кон деньги своих налогоплательщиков для стратегического привлечения и создания цепочек поставок аккумуляторных металлов [...] Европа ставит барьеры для компаний на этом рынке, — сказал Ричард Тейлор (Richard Taylor), директор-основатель компании Green Lithium Refining Ltd. — Если условия в Европе не будут привлекательными, компании не станут стремиться к созданию [там производства]».
В Европе есть документ, который отчасти стимулирует создание в Союзе производства с использованием редкоземельного сырья — это Закон о критических сырьевых материалах. Классификация лития как токсического вещества выведет его за рамки этого закона и сделает непривлекательным для инвестиций и развития производства. Причём даже в самой экологичной сфере — в области переработки вторичного сырья, что вряд ли будет способствовать практике безопасной утилизации литиевых аккумуляторов в ЕС.
Индикатором настроений европейских инвесторов в производство и переработку литиевых батарей может служить шведская компания Northvolt AB. Аккумуляторы европейского производства для электромобилей компания начала выпускать в мае этого года. Также она планирует построить ещё несколько заводов, доведя к 2026 году производство аккумуляторов до 60 ГВт·ч в год, что эквивалентно установке тяговых батарей на 1 млн электромобилей.
Кроме этого Northvolt создаёт производства для переработки отработавших литиевых аккумуляторов, надеясь возвращать ценное сырьё снова в работу. Если в ЕС литий признают токсичным, компании придётся многое менять в бизнесе, а возникшая неопределённость грозит задержать запланированные инвестиции или даже отменить их.