Завершается не самый простой для автомобильного рынка год: к затянувшемуся дефициту полупроводниковых компонентов добавились последствия локдаунов в Китае и геополитических проблем. Даже в этих условиях Toyota сохраняет за собой статус крупнейшего производителя автомобилей, обходя конкурирующую Volkswagen с запасом уже третий год подряд.
Ноябрьские объёмы производства автомобилей марки Toyota выросли в годовом сравнении на 1,5 % до 833 104 экземпляров, как стало известно накануне. На домашнем рынке было выпущено на 3,3 % меньше машин (266 174 штуки), зато за пределами Японии корпорация собрала 566 930 автомобилей, на 3,8 % больше, чем годом ранее, заодно обновив рекорд месяца. Особенно высоким спросом, как отмечается, продукция Toyota пользовалась в Северной Америке. Налаживались и поставки полупроводниковых компонентов, что также способствовало росту объёмов выпуска автомобилей за пределами Японии.
В декабре руководство компании объявило, что по итогам января рассчитывает выпустить 700 000 автомобилей. Весь фискальный год Toyota рассчитывает завершить в марте с 9,2 млн собранных автомобилей. Это на 500 000 штук меньше, чем планировалось изначально, но всё равно больше итогов предыдущего фискального года, который Toyota завершила с 8,6 млн собранных автомобилей.
Всего с января по ноябрь Toyota продала на мировом рынке 9,56 млн машин. Этот результат примерно соответствует итогам аналогичного периода предыдущего календарного года. Это позволит японскому гиганту третий год подряд считаться крупнейшим автопроизводителем мира. Если учитывать объёмы продаж транспортных средств дочерних марок Daihatsu и Hino, то Toyota Motor обошла Volkswagen по итогам 11 месяцев этого года на 2,14 млн проданных машин. Чтобы наверстать упущенное, Volkswagen пришлось бы в декабре увеличить объёмы продаж более чем в три раза. Немецкий автоконцерн по итогам 11 месяцев уходящего года сократил объёмы продаж на 9 %. Toyota вполне может обойти европейского конкурента и без учёта продаж своих дочерних марок.
Выгодное положение в сложившихся условиях Toyota обрела и за счёт умеренной зависимости от китайского рынка, где экономика сейчас подавлена последствиями пандемии. Если Volkswagen от рынка КНР зависит на 40 %, то вышедшая на местный рынок позднее Toyota ограничивается только 20 % выручки. От дефицита чипов в этом году Toyota страдала больше всего на рынках Японии и Северной Америки, где объёмы продаж сократились на 10 %. У конкурирующего Volkswagen по той же причине продажи упали на 7 % в Западной Европе.
В чём Toyota не светит догнать Volkswagen, так это в сфере экспансии электромобилей. Европейский гигант за три квартала текущего года смог реализовать около 360 000 электромобилей, увеличив их объёмы продаж на 25 % в годовом сравнении. Toyota смогла реализовать менее 20 000 электромобилей, причём старт продаж первой глобальной модели bZ4X был омрачён скандалом с отзывом из-за плохого крепления колёс к ступицам.