Минцифры рынка готовит законопроект, в котором описываются условия принудительного лицензирования ПО зарубежных компаний, ушедших из России; предлагается также декриминализация использования нелицензионного софта, сообщает «Коммерсант». Одни участники рынка поддержали инициативу — она поможет сохранить работоспособность критических IT-систем; другие посетовали, что она замедлит процесс импортозамещения.
12 декабря директор департамента развития IT-отрасли Минцифры Дмитрий Никитин направил в «Общественную потребительскую инициативу» письмо, в котором отметил, что с уходом зарубежных разработчиков вопрос об использовании их софта «приобретает особую актуальность и требует регулирования». Для его решения, по словам чиновника, в ведомстве разрабатывается документ, в котором определяются особые условия «использования иностранного ПО, в отношении которого невозможно исполнение добросовестными российскими пользователями действующих договорных обязательств».
Речь идёт о законопроекте, который одновременно «декриминализует» нелицензионное использование ПО зарубежных компаний и запускает механизм его принудительного лицензирования, подтвердили источники «Коммерсанта». Желающие приобрести западный софт перечисляют оплату на специальный счёт, средства с которого могут быть переданы правообладателям «по первому требованию».
Адвокат Pen & Paper Виктор Рыков напомнил, что основания для принудительного лицензирования уже описаны в Гражданском кодексе (ГК) РФ — там речь идёт о лицензиях на изобретения, промышленные образцы, полезные модели и селекционные достижения, которые могут предоставляться по решению суда. Таким образом, с принятием нового закона придётся вносить изменения и в ГК.
Гендиректор компании «МойОфис» Павел Калякин предупредил, что подобный механизм замедлит импортозамещение ПО, а зарубежные разработчики могут использовать дополнительные инструменты для удалённого контроля за российскими пользователями. А глава iPavlov Лоран Акопян заметил, что импортозамещение можно сочетать с принудительным лицензированием для поддержания работы критических IT-систем.