Оригинал материала: https://3dnews.ru/1082227

Atomic Heart — в самое сердце. Рецензия

Жанр Экшен, ролевая игра
Издатель Focus Entertainment, 4Divinity
Издатель в России VK Play
Разработчик Mundfish
Минимальные требования Процессор Intel Core i5-4460 3,1 ГГц / AMD Ryzen 5 1600 3,2 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 4 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 960 / AMD Radeon R9 380, 90 Гбайт на накопителе, интернет-соединение, операционная система Windows 10 версии 20H1 или выше / Windows 11, учётная запись в VK Play (для игры в СНГ)
Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i7-7700 3,6 ГГц / AMD Ryzen 7 2700X 3,8 ГГц, 16 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 8 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 1080 / AMD RX Vega 64
Дата выхода 21 февраля 2023 года
Возрастной ценз От 18 лет
Локализация Текст и озвучка
Платформы PC, Xbox One, Xbox Series X, Xbox Series S, PS4, PS5
Официальный сайт

Играли на PC

Atomic Heart вызывала нешуточный интерес с момента анонса. Ещё бы: разработчики сулили своеобразную Bioshock в декорациях альтернативного Советского Союза, с вариативной боевой системой, причудливыми противниками, да ещё и под аккомпанемент лихо обработанных шлягеров давно ушедшей эпохи — звучит как исключительно ядерный коктейль. Разжигали предвкушение и последующие фееричные трейлеры, и мощная рекламная кампания в целом. Все это грамотно играло на чувстве ностальгии жителей СНГ и манило экстравагантной экзотикой всех остальных. Но когда ожидания столь высоки — высок и спрос с финального результата...

 В начале игры практически каждый бой — суровое испытание навыков и смекалки

В начале игры практически каждый бой — суровое испытание навыков и смекалки

#Тёмная сторона мечты

Пролог Atomic Heart напрямую отсылает к одной из первых сцен Bioshock Infinite: поражающие воображение монументальные летающие постройки, идиллическая картина утопического общества мечты и едва уловимое чувство тревоги — сейчас что-то пойдёт не так. Каких-то десять минут — и мрачное ожидание полностью оправдывается. На глазах майора Нечаева (нашего протагониста) разворачивается ужасающая техногенная катастрофа: разномастные роботы перешли в боевой режим и принялись напропалую истреблять жителей Предприятия №3826 (секретный объект-поселение и место действия игры).

Оказавшемуся в центре кровавой бури майору (он же агент П-3) предстоит остановить локальный апокалипсис и не дать предателям сорвать грандиозные планы своего начальника, академика Сеченова (не спрашивайте, почему начальником майора является академик). Ассистирует бравому вояке его перчатка, точнее, встроенный в неё полимер с сознанием по имени ХРАЗ. Взаимоотношения героев развиваются по классическому тропу «от неприязни до симпатии», и получился этот дуэт по-настоящему живым: персонажи успевают и пару раз поссориться, и помочь друг другу, и, конечно, не забывают о взаимных колкостях. Вместе они раскроют множество мрачных секретов, что скрывают двери лабораторий и других помещений Предприятия №3826, и узнают истинную цену воплощения всесоюзной мечты…

 Некоторые сегменты по-настоящему пугают и завораживают

Некоторые сегменты по-настоящему пугают и завораживают

Прочие персонажи тоже отлично прописаны и далеко не так просты, как может показаться на первый взгляд. Что боевитая старушка Зина, чьи реплики, уверена, уйдут в народ; что антагонист Петров, чьи доводы заставят усомниться в выборе правильной стороны; что начальник протагониста Сеченов, чьи благие стремления не всегда коррелируют с моральными и этическими идеалами, — всё это крайне многомерные персонажи. У всех здесь найдётся пара неожиданных фактов биографии и скрытых мотивов, что придаёт нарративу необходимую остроту. И отдельно хочу отметить «Элеонору» — станцию улучшений, которая воспылала к агенту П-3 необузданной страстью, что и невероятно весело, и жутко неловко.

До самых титров история держит в неподдельном напряжении, а по пути к финалу успевает не только развязать все сценарные узлы, но и затронуть несколько философско-этических материй: цену прогресса, концепцию свободы воли, несовершенство общественных строев — в конце концов, дозволено ли простому человеку стать богом. Да и постановка в Atomic Heart хороша — режиссура в сценах от первого лица максимально выверенная, динамичная и эффектная. Правда, лично мне лишними показались переходы со сцен от первого лица к кинематографической перспективе со стороны — это немножко ломает погружение и личную ассоциацию с персонажем. Впрочем, некоторые сегменты от этого, безусловно, только выиграли в зрелищности.

 Нет, я не забыла про свою чрезвычайно важную миссию. Но серию «Ну, погоди!» всё же досмотрю…

Нет, я не забыла про свою чрезвычайно важную миссию. Но серию «Ну, погоди!» всё же досмотрю…

И конечно, как не отметить феерическое воплощение антуража альтернативной советской истории с её умилительными умышленными анахронизмами, причудливым дизайном роботов и тем самым колоритом, который столь знаком жителям бывших советских республик. Несмотря на фантастические элементы, разработчикам удалось поймать дух советской эпохи и её философию. Скажем, в мелочах: тут и стилизованные агитационные и мотивирующие плакаты, и внутреннее убранство конторских помещений, и Алла Борисовна, поющая о тяжёлой судьбе Арлекино из каждого динамика в поселении. Или же в более масштабных вещах: преобладании функциональности над эстетикой в дизайне роботов, монументальной архитектуре брутальных советских дворцов. Находясь в этом мире, ни на секунду не сомневаешься, что народ един в вере в счастливое полимерное будущее…

#Полимер — всему голова

У полимеров во вселенной Atomic Heart своё особое место — как нарративное, так и сугубо игровое. Например, на некоторых локациях большие сгустки полимерной субстанции дают Нечаеву возможность перемещаться вертикально и попадать в труднодоступные уголки уровней. Хотя, безусловно, важнейшее их применение — боевое.

Полимерные технологии позволяют агенту П-3 поднимать противников в воздух, охлаждать пыл супостатов ледяной струёй, закрывать себя от урона полимерным щитом или обливать врагов полимерной жидкостью, что усиливает наносимый стихийный урон. Одновременно можно использовать только три способности: один слот навсегда забронирован под базовый шок, ещё два обеспечивают пространство для творчества и всевозможных комбинаций. Фантазию никто не сдерживает — лишь бы хватило нейрополимеров (добываются из врагов и в ходе обыска ящиков). Впрочем, от любого навыка всегда можно отказаться, получив полную компенсацию исходной стоимости.

 А ещё нейрополимеры можно вложить в усиление разных характеристик героя, от снижения урона от падения до повышения скорости смены оружия

А ещё нейрополимеры можно вложить в усиление разных характеристик героя: от снижения урона от падения до повышения скорости смены оружия

Базовые способности здесь довольно слабые и едва ли оказывают решительное влияние на бой, но стоит ветке умений обрасти дополнительными усилениями, как ситуация меняется кардинально. Скажем, добавляем шоку эффект цепной молнии и ослабление способности противника сопротивляться урону — и вот у нас уже неплохой инструмент контроля больших групп роботов или мутантов. Особенно эффективно будет скомбинировать его с массовым телекинезом. Только представьте: поднимаем свору в воздух, даём по беспомощно болтающимся врагам залп цепной молнии и с грохотом вбиваем в пол. Красота!

А можно играть и совсем иначе: укрыться от урона за полимерным щитом, отослать дальнобойные снаряды обратно отправителям, а затем выпустить в противника поток стужи, разбить вдребезги, да ещё и получить за это бонусный хабар. Такие эксперименты доставляют невероятное удовольствие. Как, впрочем, и использование арсенала холодного и огнестрельного оружия.

#Грубая сила и тонкий ум

Главная особенность боевой системы Atomic Heart — взаимосвязь холодного оружия и энергетических стволов. При выстрелах, скажем, из пистолета «Электро» или импульсной пушки «Доминатор» расходуется энергия — особый ресурс, восполняющийся весьма неохотно. Процесс можно ускорить применением оружия ближнего боя. Комбинирование «рукопашки» и стрельбы придаёт схваткам особую динамику. Впрочем, никто не мешает опираться на классический огнестрел вроде ПМ, дробовика КС-23 или хрестоматийного «калаша». Стрелять из них довольно приятно, чувствуется отдача и инерция. В целом оружейный шкафчик в Atomic Heart приличный — едва ли получится распробовать все наименования за одно прохождение, да и инвентарь не резиновый. К тому же к каждой боевой вещице идёт целый ряд улучшений: одни потребуют только необходимого количества ресурсов, а ради апгрейда других, особенно мощных, сперва придётся найти нужный чертёж.

 На полигонах предстоит изрядно поломать голову над решением задачек, чем-то напоминающих головоломки из дилогии Portal. Награда за умственный подвиг — полезный обвес и другие нужные вещи

На полигонах предстоит изрядно поломать голову над решением задачек, чем-то напоминающих головоломки из дилогии Portal. Награда за умственный подвиг — полезный обвес и другие нужные вещи

Боевые усиления мотивируют изучать мир. А если уж и не чертёж попадётся в очередной избушке, так хоть пригоршня необходимых для крафта ресурсов. Тем не менее осмотр окрестностей — процесс исключительно опциональный, нестись стремглав по сюжету игра не запрещает. Задерживаться на локациях, чтобы подкачаться, лично мне не понадобилось, хотя в какой-то момент действительно может показаться, что врагов стало много, их смертоносность возросла, а справляться с вызовами становится заметно сложнее. Впрочем, достаточно провести реструктуризацию инвентаря и набора навыков. Заниматься перераспределением ресурсов и ломать голову над лучшими сочетаниями в принципе стоит почаще, ведь универсального ответа на все проблемы тут нет: что хорошо против толпы усатых роботов, может оказаться совершенно бессильным против какого-нибудь мощного босса. К счастью, возиться с инвентаризацией ничуть не менее интересно, чем биться с очередной толпой обезумевших роботов.

***

Запуская Atomic Heart в первый раз, я была готова цепляться за любую мелочь — уж слишком высоки были ожидания, куда тут без скепсиса. Но в итоге моих претензий наберётся на пару фраз: уже озвученный выше переход между ракурсами от первого и третьего лица в роликах, не всегда удобная расстановка контрольных точек на уровнях (сохраняться самостоятельно в произвольных местах нельзя) и парочка неочевидных решений в дизайне локаций, которые слегка сбивают лихой темп повествования. Во всём остальном — это невероятно качественный, проработанный и увлекательный проект, с лёгкостью завоевавший моё сердце. И, уверена, впереди миллионы других сердец…

Достоинства:

  • вариативная и задорная боевая система мотивирует жонглировать оружием и способностями;

  • качественное воплощение антуража альтернативного советского прошлого;
  • неожиданно глубокий сюжет и объёмные персонажи;
  • отменный саундтрек.

Недостатки:

  • некоторые недоработки в дизайне уровней;

  • переход в роликах на перспективу со стороны выглядит спорным решением.

Графика

Эклектичный стиль окружения: размашистая и монументальная архитектура, клаустрофобные стерильные коридоры тайных лабораторий и душные кабинеты контор, каноничные деревянные избы — всё это выглядит максимально органично, детально и достоверно и с головой погружает в атмосферу антиутопической советской реальности.

Дизайн роботов также получился выразительным, в хорошем смысле слова причудливым и, что важно, нарративно обоснованным.

Звук

Роскошный и неимоверно разнообразный саундтрек. Схваткам аккомпанируют как агрессивные синтетические мотивы, так и тяжёлые партии в манере индастриала, как поп-аранжировки оперной классики, так и хардкор-каверы «Арлекино» или «Травы у дома».

А за атмосферу и погружение отвечают советские шлягеры (как же весело нестись по дороге под «Остров невезения» из «Бриллиантовой руки») и превосходный звуковой дизайн.

Одиночная игра

Отличный экшен с мощной и вариативной боевой системой, плюс крепко удерживающий у экрана нарратив.

Оценочное время прохождения

Одолеть сюжет получится примерно за двадцать часов, и приготовьте ещё пятнадцать, если захотите окунуться во второстепенные активности вроде прохождения всех полигонов и открытия всего оружия и всех улучшений или, скажем, изучения каждого уголка мира игры.

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Общее впечатление

В Atomic Heart нашлось место и отменному антиутопическому нарративу с философскими материями, и неоднозначным персонажам со сложными мотивациями, и по-настоящему захватывающему и вариативному экшену, и убойному саундтреку. Абсолютный хит без сносок и оговорок!

Оценка: 9,0/10

Подробнее о системе оценок

Видео:

3DNews рекомендует!


Оригинал материала: https://3dnews.ru/1082227