Оригинал материала: https://3dnews.ru/1082793

Loretta — выход в красное. Рецензия

Жанр Приключение
Издатель DANGEN Entertainment
Издатель в России Нет
Разработчик Яков Бутузов
Минимальные требования Windows 7 и выше или MacOS 10.12 и выше, процессор уровня AMD Phenom II X4 955 3,2 ГГц, 4 Гбайт оперативной памяти, видеокарта уровня NVIDIA GeForce GTX 550 Ti, 1 Гбайт на жёстком диске
Дата выхода 16 февраля 2023 года
Возрастной ценз От 18 лет
Платформы ПК
Официальный сайт

Играли на PC

Американская мечта Лоретты Харрис, на первый взгляд, ладится: свой дом среди бескрайних полей пшеницы, муж — вполне успешный писатель, есть машина, электрический тостер и холодильник. Или были в какой-то прошлой жизни?.. Ну а муж всё-таки есть или куда-то пропал?.. Или всё это — иллюзия? Из-под разломанных половиц на крыльце торчат ржавые гвозди, в подвале зловеще гудят трубы, на кухню залетел ворон. На дворе — 1947 год. Лоретта едет покупать крысиный яд («Почти без вкуса, только легкий запах миндаля!»), но травить им крыс не собирается.

 Вдохновляясь Уайетом, создатель Loretta сам «написал» местами очень выразительные кадры

Вдохновляясь Уайетом, создатель Loretta сам «написал» местами очень выразительные кадры

Впервые в Loretta я поиграл ещё в 2021 году — тогда Яков Бутузов, врач-эпидемиолог по образованию и сольный разработчик инди-игр по призванию, выпустил небольшую игру на itch.io вскоре после выхода своего дебютного коммерческого произведения, DOM RUSALOK. Казалось, что коротенькая, но чрезвычайно атмосферная зарисовка про отчаяние и жуть, что скрывается за колышущимися колосками пшеницы, так и останется ловкой пробой пера. Но вот, спустя два года, та Loretta превратилась в Loretta Demo, и мы можем познакомиться с историей Лоры Харрис уже на новом уровне.

Конечно, Яков над игрой в итоге трудился не один — чай не Лукас Поуп: с визуальной составляющей ему помогла художница Дарья Водяная, с музыкой — композитор Ефим Мыльников, да и выпущена игра в итоге под крылом пусть небольшого, но всё же настоящего издательства Dangen Entertainment. И несмотря на определённое размытие обязанностей и укрупнение формы, атмосферу, цепко схваченную в десятиминутной короткометражке, удалось масштабировать на полновесное трёхчасовое приключение — с ветвящейся структурой и разнообразными концовками.

 Некоторые моменты здесь, мягко говоря, очень дискомфортны

Некоторые моменты здесь, мягко говоря, очень дискомфортны

Именно атмосферой Loretta и цепляет в первую очередь. Достаточно просто и местами даже бедно оформленная, игра очень точно передаёт суть изнуряющего тело и дух пекла, в которое попала героиня. По сути, перед нами двухмерный пиксельный разговорный квест в стиле произведений Рема Михальски (Downfall, The Cat Lady, Lorelai), но с необычными элементами и особенным творческим взглядом.

Это психологический триллер, действие которого происходит по большей части днем — прятать ужасы в тени здесь нет нужды. В мире Лоретты — штат не называется, но американский Юг считывается безошибочно — бывает ночь, но большую часть времени палит солнце. Она словно попала в почти вечное солнцестояние, с доносящимися с полей хоралами (в поле собирают урожай), с развевающимся на ветру бельём (всё белое!) и золотистой пшеницей, которой нет ни конца, ни края. И только по мере скатывания героини в её личный ад окружение начинает меняться.

Игровой процесс при этом как таковой не меняется, но в нём постоянно слегка иначе расставляются акценты — для этого используются в первую очередь вставки между главами, с головоломками и мини-играми. И это, пожалуй, самая спорная часть Loretta, здорово работающая на понимание психологического состояния героини и погружения в её внутренний мир и одновременно несколько ломающая ритм повествования; по большей части чрезвычайно простые, некоторые мини-игры оказываются раздражающе неочевидными — совершенно непонятно, что в них нужно делать. В итоге всё же соображаешь, но изяществом эти гейм-дизайнерские решения не блещут.

 Головоломки не только неровные по сложности, но порой достаточно коряво исполнены — здесь, к примеру, надо кликать на слова «Виски» и «Бурбон», не вписывающиеся в общий стиль даже шрифтами

Головоломки не только неровные по сложности, но и порой достаточно коряво исполнены — здесь, к примеру, надо кликать на слова «Виски» и «Бурбон», не вписывающиеся в общий стиль даже шрифтами

При этом с основной частью, повествовательной, полный порядок — автору удалось нащупать тонкий баланс между отстранённым повествованием и вовлечением в этот процесс игрока. Мы можем не только выбирать варианты ответа для видимой интерактивности, но и влиять на происходящие события, в том числе самым радикальным образом. При этом история остаётся стройной на всём протяжении игры при любом выборе — просто меняется её настроение, а не только концовки, которые в иных играх бывают порой оторваны от происходящего. Здесь ситуация другая — к одному из финалов вас подталкивает не только просто сухой алгоритм сделанного выбора, но и то, как вы эти выборы воспринимаете. И какой становится Лоретта.

По сути, Loretta сосредоточена не на последовательности событий, не на истории, рассказанной как бы со стороны (хотя мы на всё смотрим как раз таки со стороны — более того, элементарно сбоку), а на внутреннем состоянии героини, сделавшей однажды выбор, продиктованный отчаянием, ревностью, нелюбовью, трагедией из прошлой жизни и… и есть ли тут что-то ещё? Насколько тронута душа Лоретты этой коррозией насилия? Можно ли сохранить себя, ступив на дорогу, ведущую в ад, — и, может, даже в какой-то момент с неё свернуть? Loretta — действительно хороший психологический триллер, который концентрируется на человеке и его безумии, а не декорациях, нагоняющих саспенса.

Хотя с саспенсом здесь тоже всё в порядке, даром что графика в игре довольно условная, а базовыми методами запугивания игрока (скримеры или ужасающие сцены насилия) Ян Бутузов осознанно пренебрегает. Опять же, мы имеем дело только с внутренним напряжением, отражающим состояние героини.

 Да, это визуальная новелла с уровнями сложности

Да, это визуальная новелла с уровнями сложности

К слову, о графике — в какой-то момент к весьма простенькому пиксель-арту не просто привыкаешь, а начинаешь получать некоторое удовольствие. Подозреваю, что в монохромной «нуарной» версии — перед началом игры можно выбрать, в цвете запускать игру или оставить чёрно-белой, — Loretta производит даже более сильное впечатление. При этом стоит отметить, что цвет принимает заметное участие в создании атмосферы. При всей простоте визуального исполнения с оптимизацией есть некоторые проблемы — отдельные сцены простенькая графическая плата моего ноутбука (NVIDIA GeForce MX150) обрабатывала с большим трудом. Также могу отметить не всегда аккуратную редактуру текста на русском. Впрочем, ощущения «кустарного» проекта Loretta, несмотря на эти огрехи, не вызывает.

***

У Loretta получилось не просто здорово передать настроение послевоенного американского Юга и погрузить игрока в иссушающую душу атмосферу — всё это, замечу, довольно простыми методами. И не просто рассказать напряжённую историю, прочитать все повороты которой невозможно до самого конца. Она смогла показать нам мир героини — и позволила пройти с Лорой Харрис её последние мили по шоссе, ведущему в никуда.

Достоинства:

  • здорово переданная атмосфера и стиль заданного времени и места;
  • психологически выверенное повествование;
  • хороший баланс между историей и возможностью влиять на происходящее.

Недостатки:

  • не всегда качественно написанный текст;
  • небольшие технические огрехи;
  • местами метафоры становятся слишком прямолинейными.

Графика

Достаточно непритязательный пиксель-арт, который, тем не менее, не приходится терпеть. Во-первых, к графике Loretta быстро привыкаешь, во-вторых, ей есть чем удивить.

Звук

Отлично подходящий атмосфере игры саундтрек, колеблющийся между напряжёнными струнными сюитами на манер хичкоковских фильмов, нуарным джазом и атмосферной фортепианной неоклассикой. Озвучки, само собой, нет.

Одиночная игра

Условно нелинейное приключение, сочетающее, по сути, визуальную новеллу в 2D-формате с вставками-интерлюдиями, представляющими собой не слишком сложные (обычно) головоломки.

Оценочное время прохождения

2,5-3 часа на одно прохождение.

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Общее впечатление

Мрачный психологический триллер, которому удается сосредоточиться на главном — внутреннем мире героини, ступившей на путь зла. Несовершенный, но определённо заслуживающий внимания.

Оценка: 7,5/10

Подробнее о системе оценок

Видео:



Оригинал материала: https://3dnews.ru/1082793