В прошлом году популярные зарубежные корпоративные мессенджеры вроде Slack и Microsoft Teams объявили об уходе с российского рынка. Если Slack оставил пользователям только бесплатные тарифы, то Microsoft запретила продлевать лицензии на Teams. На этом фоне российский бизнес начал искать отечественные альтернативы. Журнал Forbes выяснил, какие из российских аналогов могут выиграть от ухода из страны зарубежных корпоративных мессенджеров.
Несмотря на то, что в прошлом году Slack не стал отключать от своих сервисов всех российских пользователей, с середины февраля этого года пользователи стали получать от мессенджера сообщения о скором прекращении доступа даже к бесплатным аккаунтам. Сервис Teams также ограничил доступ к своим ресурсам для пользователей из России, хотя оплаченные подписки продолжают работать без возможности дальнейшего продления. Клиенты Slack и Teams продолжают использовать сервисы, но вынуждены искать альтернативы.
По данным Forbes, Slack не пользовался особой популярностью в России и до ухода из страны. Точных данных о долях рынка корпоративных мессенджеров в России нет, но специалисты считают, что доля Slack не превышала 2 % по состоянию на февраль прошлого года. Отмечается, что мессенджер занимал узкую нишу, а его пользователями в основном были IT-команды из 100-200 человек. Одним из немногих крупных клиентов сервиса в стране был Тинькофф Банк, а в других корпорациях мессенджер использовали лишь отдельные группы, поскольку крупных клиентов не устраивал уровень безопасности платформы. В Тинькофф Банке подтвердили, что компания использовала Slack до марта 2022 года, после чего банк запустил собственный аналог на базе мессенджера с открытым исходным кодом Mattermost.
В отличие от Slack, Teams являлся лидером российского рынка корпоративных мессенджеров. По данным источника, доля Teams в начале прошлого года была значительно выше по сравнению с аналогами, поскольку он входил в пакет офисных продуктов Microsoft. По разным оценкам, Teams занимал от 20 % до 50 % российского рынка корпоративных мессенджеров.
Агентство инноваций Москвы провело исследование, которое показало, что уровень развития корпоративных коммуникаций в российских компаниях находится на начальном этапе, поэтому спрос на корпоративные коммуникации только начинает формироваться. По данным агентства, такие сервисы разрабатывают 20 отечественных компаний, причём 70 % из них запустили мессенджеры в период с 2016 по 2020 годы. Об использовании платных корпоративных мессенджеров задумываются компании с количеством сотрудников более 3 тыс. человек, хотя и среди них продолжается активное использование WhatsApp и Telegram.
В 2022 году многие российские мессенджеры пережили бум спроса, а самый сильный прирост пользовательской базы зафиксировали Express и Tada.Team. Аудитория запущенного в 2019 году мессенджера Express выросла в четыре раза и к началу марта 2023 года составила несколько сотен компаний и более 500 тыс. пользователей. Чтобы справиться с подскочившим спросом Express пришлось на несколько месяцев остановить разработку и полностью переключиться на поддержание стабильности сервиса. На этом фоне штат компании за год вырос вдвое.
В это же время количество пользователей Tada.Team за год увеличилось в 10 раз. Штат сотрудников компании за этот же период вырос в полтора раза. К началу марта 2023 года у Tada.Team, по собственным данным сервиса, было около 1 тыс. клиентов и более 30 тыс. пользователей. Небольшой всплеск обращений новых клиентов после ухода из страны Slack зафиксировали в мессенджере Amo, который в 2019 году запустила AmoCRM. Целевая аудитория Amo — компании с количеством сотрудников от 20 до 100 человек. Количество клиентов и пользователей Amo озвучено не было.
Григорий Любачев, основатель корпоративного мессенджера «Пачка», не смог оценить уровень роста пользовательской базы после ухода зарубежных сервисов. Он отметил, что активный переход компаний на отечественное программное обеспечение начался осенью прошлого года и продолжается до сих пор. Для привлечения новых клиентов компания позволяет пользователям Slack импортировать всю историю переписки, а также бесплатно пользоваться сервисом до трёх месяцев, если такой срок был оплачен в Slack. Такая практика даёт результаты. В декабре из Slack в «Пачку» перешёл крупный сервис онлайн-обучения с 50 тыс. пользователей. По данным компании, сейчас мессенджер насчитывает более 150 тыс. пользователей из более чем 1000 компаний.
В прошлом году рост фиксировали мессенджеры, входящие в состав корпораций. По данным источника, доходы платформы VK WorkSpace, в состав которой входит мессенджер VK Teams, увеличились в 3,5 раза год к году. На данный момент дневная аудитория VK Teams составляет около 1 млн человек, а целевой аудиторией платформы являются представители крупного, среднего и малого бизнеса в разных отраслях экономики.
«Яндекс Мессенджер», являющийся частью платформы «Яндекс 360 для бизнеса», зафиксировал двукратный рост компаний-клиентов. При этом текущие количество клиентов и пользователей мессенджера раскрыто не было. Рост спроса отметил корпоративный мессенджер «Диалог», мажоритарную долю в котором в 2018 году купил Сбербанк. Согласно имеющимся данным, в настоящее время аудитория сервиса превышает 300 тыс. пользователей.
Несмотря на рост пользовательской аудитории, российские корпоративные мессенджеры на данный момент практически не конкурируют между собой. Главными их соперниками являются WhatsApp и Telegram, которые занимают от 85 % до 90 % широкого рынка корпоративных коммуникаций. Помимо WhatsApp и Telegram популярностью в компаниях пользуется Skype.