С прошлого года средний срок службы смартфона в России увеличился до четырёх лет. Этому способствовали уход крупнейших брендов, изменение экономической ситуации в стране, а также отсутствие прорывных инноваций несколько последних лет.
В 2016–2017 гг. россияне меняли смартфоны в среднем каждые два года, выяснил Forbes у представителей розничных сетей и мобильных операторов. В 2019–2021 гг. этот показатель вырос до 3,5 лет, а после 2022 года достиг уже 4 лет, подсчитали в diHouse. В «Вымпелкоме» (бренд «Билайн») нашлась статистика по возрастам абонентов: люди до 25 лет пользуются телефоном в среднем 467 дней, у абонентов 25–45 лет это 553 дня, а у пользователей 45–65 лет — уже 575 дней. Среднее время нахождения гаджета в сети оператора составляет 565 дней.
Росту среднего срока службы смартфона эксперты предлагают несколько объяснений. Одно из них — уход премиальных брендов с российского рынка. Ранее у них работало несколько маркетинговых программ, стимулирующих потребителей покупать новые смартфоны, даже если имеющиеся ещё не выработали своего ресурса: рассрочки, кредиты и трейд-ин. Сейчас этих программ не стало, а модели разумного потребления и рационального подхода становятся всё более популярными. Этот тренд, похоже, установился надолго, и он станет одним из факторов, способствующих росту среднего срока эксплуатации телефона.
Ещё один фактор — отсутствие заметных инноваций на рынке смартфонов. Раньше новые технологии вроде NFC и 5G способствовали обновлению парка телефонов, но теперь новые модели минимально отличаются от предыдущих. Прогресс замедлился в 2016–2017 гг., а в 2020 г., когда возник дефицит электронных компонентов, характеристики устройств нового поколения оказались скромнее, чем предшествующих — и потребитель отнёсся к такому парадоксу спокойно, потому что фактические возможности смартфонов на тот момент уже были избыточными.
Российский ранок смартфонов в 2022 году подвергся резким переменам: в страну ввезли 27,5 млн устройств — на 22 % меньше, чем годом ранее. Изменилась диспозиция ценовых сегментов в поставленных единицах продукции: нижний (до 10 000 руб.) вырос с 32 до 39 %, средний (10 000 – 30 000 руб.) сохранил свои 48 %, а премиальный сжался с 19 % до 13 %. Доли продукции ушедших с российского рынка Apple и Samsung тоже сократились. В 2022 году было поставлено 2,1 млн iPhone — на 57 % меньше, чем годом ранее, а доля Apple упала до 7,7 %. Поставки смартфонов Samsung рухнули в три раза до 3,7 млн единиц, и доля компании снизилась с 32 % до 14 %.
В денежном выражении показатели несколько отличаются, но динамика снова негативная. Оборот рынка смартфонов в 2022 году потерял 35 % по сравнению с предыдущим годом. В этом зачёте Apple стала лидером с 31,8 %, Xiaomi взяла «серебряную медаль» с 21,5 %, а «бронза» досталась Samsung с 14,5 %. Отметились также Realme с 12 %, Tecno с 5,3 % и Huawei с более чем 5 %. Прочие бренды поделили между собой оставшиеся 9 %.
Наконец, россияне стали чаще пользоваться услугами ремонтных мастерских, даже в неофициальных сервисах — это тоже положительно влияет на средний срок службы смартфона. Установленные на смартфонах современные литийполимерные аккумуляторы начинают деградировать уже через 8–10 месяцев после покупки, напомнил аналитик Fintech Lab Сергей Вильянов — к концу второго года эксплуатации это становится ощутимым. Замена элементов питания на устройствах среднего и верхнего ценового сегмента в неофициальных сервисах сопровождается потерей влагозащиты, а фирменный сервис при более высоком качестве работы обходится дороже.
Максимально долгоживущими до сих пор представляются флагманы Apple и Samsung до 2018 года — они предлагают достаточно широкие наборы функций и недороги в ремонте. К сожалению, для производителей такое положение вещей оказалось невыгодным, и больше такой «ошибки» они не допустят.