В прошлом году количество сотрудников «Яндекса», работающих на компанию из-за границы, увеличилось в три раза в годовом сравнении. По большей части рост обусловлен релоцировавшимися из России IT-специалистами, которые продолжили работать на компанию удалённо или в иностранных офисах.
Из отчёта головной компания Yandex N.V. (зарегистрированной в Нидерландах), поданного Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), следует, что в 2022 году количество сотрудников, работающих не из России, увеличилось почти в три раза, до 1,7 тыс. чел. Это около 8 % от общего числа сотрудников компании. Общий прирост штата за тот же период увеличился на 16% и достиг 20,9 тыс. сотрудников полного рабочего дня.
Основная «прибавка» была обеспечена направлениями сервисов мобильности, включающих в себя такси и доставку, а также основным направлением «Поиск и портал». Сервисы давно вышли за пределы России и успешно развиваются «Яндексом» не только в ближнем зарубежье, Европе, Турции и ОАЭ, но и на других континентах: в Африке и США.
Тренд на «удалёнку» начался во время пандемии коронавируса и закрепился геополитическими событиями. В 2022 г. издание The New York Times, со ссылкой на сотрудников «Яндекса», писало, что в компании нарастают разногласия между сотрудниками, которые остались в России, и «релокантами», что «осложняет даже общение, не говоря уже о сотрудничестве».
В начале марта 2023 года «VK» (бывш. «Mail.ru Group») — ещё одна крупная российская ИТ-компания — исключила возможность удаленной работы в полном формате для сотрудников вне России. Как сообщается, такое решение обосновано вопросами безопасности серверов и желанием не допускать утечек. Возможно, «запрет на удалёнку» однажды коснётся и зарубежных сотрудников «Яндекса».