Google начала отказывать российским производителям смартфонов в лицензировании своих мобильных служб (Google Mobile Services — GMS), пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники. Для получения лицензий продукцию российских марок приходится классифицировать как международную или устанавливать на телефоны неофициальное дополнение MicroG. В некоторых случаях Google не имеет возможности (или желания) отслеживать, кто становится конечным потребителем производимых в Китае смартфонов.
В случае отказа в выдаче лицензии на установку GMS на смартфоны и планшеты российским брендам приходится обращаться к производственным площадкам, которые меняют позиционирование продукции на международную — у таких устройств вопреки требованиям закона отсутствует предустановленный магазин RuStore. Отечественные бренды проводят работу по выполнению этих требований, но это достаточно долгий процесс, требующий дополнительных усилий по автоматизации. Крупные китайские производители, в том числе Xiaomi, Tecno, Vivo и Realme уже начали устанавливать RuStore на свою продукцию, предназначенную для российского рынка.
Некоторые китайские партнёры уже получали предупреждения от Google о недопустимости сотрудничества с российскими брендами под угрозой отзыва авторизации, но китайцы сами изыскивают способы получать лицензию на GMS. Из российских марок устройства под управлением Android выпускают BQ, F+, Dexp (принадлежит DNS), Ayya T1 (входит в «Ростех») и Aquarius. Потребительские планшеты под Android собирается также выпускать Yadro, хотя компания входит в подсанкционный «ИКС Холдинг». При этом спрос на смартфоны отечественных брендов в I квартале упал на 53 % и составил всего 46,9 тыс. штук.
Президент группы «Аквариус» Владимир Степанов рассказал, что на устройствах компании используется собственная сборка Android Open Source Project — в качестве альтернативы доступна установка Huawei Mobile Services (HMS) или открытого дополнения microG. Это дополнение позволяет использовать службы Google (вход в учётную запись, почту) без официальной лицензии, а действия на устройстве отслеживаются менее активно.
Опрошенные «Коммерсантом» эксперты считают, что Google не всегда может напрямую отследить структуры иностранных контрагентов — часть информации обновляется недостаточно оперативно, а часть вообще носит непубличный характер, что затрудняет точечное введение ограничительных мер. Кроме того, даже в сложившихся условиях российский рынок остаётся важным для Google, поэтому компания едва ли решится значительно ослабить свои позиции — с активом в 100 млн российских пользователей добровольно расстаться непросто.