Оригинал материала: https://3dnews.ru/1087547

DDR5-7600 делает лучшим процессором для игр Core i9-13900K, а не Ryzen 9 7950X3D — как и почему?

Характеристики. Экстерьер. Устройство

Недавно вышедшие процессоры Ryzen 7000X3D, в которых AMD добавила к классической архитектуре Zen 4 дополнительные 64 Мбайт кеш-памяти третьего уровня, оказались на удивление удачными решениями для геймерских нагрузок. В обзорах Ryzen 9 7950X3D и Ryzen 7 7800X3D было наглядно показано, что они как минимум не уступают флагманским процессорам Intel в играх, обеспечивая сравнимую усреднённую частоту кадров. При этом их преимущество в игровой производительности перед обычными Ryzen 9 7950X и Ryzen 7 7700X достигает почти 20 %, хотя добавление дополнительного кристалла кеш-памяти и сопровождается снижением тактовой частоты.

Секрет столь значительного рывка в игровой производительности достаточно прост: процессоры Ryzen текущего поколения имеют слабый контроллер памяти, а кратное увеличение объёма L3-кеша даёт возможность замаскировать этот архитектурный недостаток для приложений, активно работающих с данными (к числу которых как раз и относятся современные 3D-игры). Проиллюстрировать имеющиеся в Ryzen проблемы способен любой синтетический тест, измеряющий скорость подсистемы памяти. Например, ниже приведены результаты AIDA64 Cachemem, снятые в системах на базе Ryzen 9 7950X и Core i9-13900K при использовании одного и того же 32-Гбайт комплекта DDR5-6000 со схемой задержек 32-38-38-80.

 AMD Ryzen 9 7950X

AMD Ryzen 9 7950X

 Intel Core i9-13900K

Intel Core i9-13900K

Несмотря на близкую практическую латентность, такая же память в платформе с процессором Intel показывает на 15-30 % более высокую пропускную способность, от нехватки которой в системе на Ryzen, несомненно, страдают жадные до работы с данными игровые приложения.

Более низкая производительность памяти у Ryzen во многом связана с их многокомпонентной чиплетной конструкцией. Контроллер DDR5 в Ryzen 7000 расположен в чиплете ввода-вывода, то есть в физически другом полупроводниковом кристалле относительно вычислительных ядер. В результате общение между ядрами и контроллером памяти происходит с участием дополнительного посредника — соединяющей чиплеты шины Infinity Fabric, которая имеет собственную частоту 2000 МГц и способна пересылать каждый такт 32 байта на чтение из памяти и 16 байт на запись в память. Такое посредничество в системах на Ryzen 7000 неминуемо приводит к снижению скорости обмена данными, и эффективная пропускная способность памяти оказывается ниже 80 % от теоретической. В этих условиях неудивительно, что процессоры Ryzen последних поколений проигрывают системам на чипах Intel, в которых системный агент, включающий контроллер памяти, подсоединён непосредственно к единой на весь CPU высокоскоростной кольцевой шине.

Положение не спасает даже то, что AMD удалось добиться синхронной работы контроллера и модулей памяти в режимах как минимум до DDR5-6000. Процессоры Intel для любой DDR5 используют половинную частоту контроллера памяти, но всё равно заметно выигрывают по скорости обмена данными.

И это не единственный крупный изъян контроллера памяти процессоров Ryzen 7000. Усугубляет положение их полная неработоспособность со скоростными модулями DDR5 SDRAM. Ещё в самом первом тестировании Ryzen 9 7950X мы обнаружили, что этот CPU не может работать с памятью быстрее, чем DDR5-6400, — ни в синхронном состоянии контроллера памяти, ни при его переводе в режим уполовиненной частоты. Тогда это хотелось списать на счёт сырости платформы, но по прошествии полугода ситуация не поменялась — добиться от Ryzen 7000 стабильного функционирования с памятью быстрее, чем DDR5-6400, практически нереально.

В то же время с актуальными процессорами Core 13-го поколения такой проблемы попросту не существует. Установленный на данный момент рекорд разгона памяти в платформе LGA1700 — DDR5-11202 (правда, в системе с одним модулем). А совместимые с Raptor Lake комплекты DDR5-8000 даже выпускаются серийно и доступны в розничной продаже. Гибкость и всеядность контроллера памяти Core i9-13900K действительно очень высока. Можно говорить даже о том, что сам процессор не устанавливает жёстких ограничений для частоты памяти: возможность эксплуатации Raptor Lake с высокочастотной DDR5 главным образом определяется потенциалом планок памяти (здесь вне конкуренции модули на чипах SK Hynix) и качеством выбранной материнской платы.

Таким образом, контроллер памяти Ryzen 7000 существенно хуже, чем у процессоров семейства Raptor Lake, но AMD нашла, как компенсировать данный изъян, и в геймерской серии процессоров Ryzen 7000X3D реализовала огромный L3-кеш объёмом 96 или 128 Мбайт. Благодаря этому Ryzen 9 7950X3D и Ryzen 7 7800X3D получили возможность не только соперничать по игровой производительности с Core i9-13900K, но и превосходить его. Однако точку на этом ставить рано, потому что на хитрость AMD с увеличенным кешем у Intel есть асимметричный и вполне естественный ответ — её процессоры можно использовать с более скоростной памятью, недоступной Ryzen.

Когда мы сравнивали Ryzen 9 7950X3D и Ryzen 7 7800X3D с Core i9-13900K в играх, в системах обоих производителей использовалась одинаковая по частоте и таймингам DDR5-6000. И выводы о превосходстве процессоров AMD в игровой производительности были сделаны именно при таких вводных. Однако в то время как DDR5-6000 для платформы AMD — почти максимум возможностей, Core i9-13900K можно укомплектовать серийной DDR5-7200, DDR5-7600 или даже DDR5-8000, что неизбежно приведёт к росту быстродействия этой конфигурации в играх. И такое тестирование мы собираемся провести сегодня: давайте посмотрим, сохраняет ли Ryzen 9 7950X3D звание самого быстрого процессора для игр, если его соперник будет работать с доступной ему высокоскоростной памятью.

Такой тест кажется вполне естественным и с ценовой позиции. Флагманский процессор AMD с 3D-кешем сегодня продаётся на $130 дороже по сравнению с Core i9-13900K, и эту разницу вполне логично направить на улучшение платформы Intel. Так, эта разница свободно покрывает разрыв в цене между DDR5-6000 и DDR5- 7600, что делает противопоставление Ryzen 9 7950X3D c DDR5-6000 и Core i9-13900K с DDR5-7600 не только любопытным, но и вполне справедливым.

#Пример быстрой памяти для Core i9-13900K — G.Skill Trident Z5 RGB DDR5-7600 CL34

Своим появлением это тестирование во многом обязано 32-Гбайт комплекту из двух 16-Гбайт планок памяти G.Skill Trident Z5 RGB DDR5-7600 CL34 (артикул F5-7200J3445G16GX2-TZ5RK), оказавшемуся в лаборатории 3DNews.

Компания G.Skill хорошо известна как производитель качественной оверклокерской памяти, и, к счастью, эта память продолжает поставляться на российский рынок. Впрочем, рассматриваемый в статье комплект нельзя назвать уникальным. Подобные модули DDR5 предлагают и другие производители. Главное, такая память должна основываться на микросхемах SK Hynix A-die, которые на сегодняшний день предлагают наивысший частотный потенциал.

Попутно с A-die компания SK Hynix продолжает выпуск и более старых чипов M-die, и они тоже отличаются лучшим, нежели у чипов DDR5 производства Samsung или Micron, частотным потенциалом. Но в A-die корейский чипмейкер сумел добиться самых высоких на сегодняшний день частот, поэтому производители модулей памяти для энтузиастов предпочитают использовать во флагманских продуктах именно его. И чтобы удостовериться, что в памяти G.Skill Trident Z5 RGB DDR5-7600 CL34 используются как раз эти микросхемы, достаточно посмотреть на этикетку, наклеенную на модулях.

На ней, помимо информации об артикуле и ёмкости планок, а также их номинальном рабочем режиме, внизу есть дополнительная строка с указанием номера партии. И если она оканчивается на S820A, то перед нами — модуль на искомых чипах SK Hynix A-die. И это настоящая находка для бескомпромиссного оверклокера: с процессорами Raptor Lake и удачными материнскими платами на чипсете Intel Z790 такая память в теории может быть разогнана до частот, превышающих 8000 МГц.

Что касается внешнего вида модулей Trident Z5 RGB, то G.Skill не сильно меняла его в течение последних лет, и тем, кто пользовался памятью этой серии ранее, он вряд ли покажется незнакомым. Теплорассеиватели, установленные на чипах, выполнены из матово-чёрного анодированного алюминия. По центру их плоскости проходит глянцевая накладка со следами фрезеровки, несущая на себе логотип серии и идентификационную наклейку. А верхняя грань у пластин раздвоена, что должно положительно сказываться на эффективности теплоотвода.

Теплорассеиватели держатся на чипах на двухстороннем скотче, к качеству которого возникли некоторые вопросы. По крайней мере, попавшие в наши руки модули не оставляли ощущения монолитности — пластины качались и их довольно легко получилось отклеить. Это позволило посмотреть на внутренности модулей и убедиться, что они действительно собраны на микросхемах SK hynix H5CG48AGBDX018 (A-die) ёмкостью по 16 Гбит.

Все восемь микросхем на рассматриваемых 16-Гбайт модулях Trident Z5 RGB DDR5-7600 установлены с одной стороны печатной платы. Таким образом, эта память одноранговая и односторонняя. За её питание отвечает контроллер Anpec.

Поскольку серия Trident Z5 RGB предназначена для использования в игровых системах, она оснащена подсветкой. У каждого модуля между теплорассеивателями сверху зажата полоса матового пластика, которая подсвечивается изнутри десятью RGB-светодиодами. Руководить их работой можно с помощью фирменной утилиты Trident Z Lighting Control, кроме того, поддерживаются и стандартные средства управления, предлагаемые производителями материнских плат.

Высота модулей Trident Z5 RGB в сборе достигает 42 мм, и они несколько выше среднестатистических комплектов. Поэтому при подборе памяти в систему с массивным кулером этот момент необходимо иметь в виду.

В SPD рассматриваемого комплекта DDR5-7600 зашита информация о режиме DDR5-4800 со стандартными таймингами 40-40-40-77, что позволит им запуститься в «безопасном режиме» на любой системе. Параметры для номинального режима DDR5-7600 занесены в профиль XMP 3.0. Для модулей Trident Z5 RGB DDR5-7600 компания G.Skill предлагает единственный вариант настроек — с таймингами 36-46-46-121 при напряжении питания 1,4 В.

Стоит сказать, что DDR5-7600 — довольно агрессивный режим, который заработает далеко не на каждой материнской плате. Поэтому к списку совместимого с Trident Z5 RGB DDR5-7600 оборудования нужно отнестись со всей серьёзностью. Сама G.Skill говорит, что протестировала свой комплект лишь на пяти платах: Asus ROG Maximus Z790 Apex, EVGA Z790 Dark Kingpin, Gigabyte Z790 Aorus Tachyon и MSI MPG Z790I Edge WiFi. Однако производители материнских плат расширили этот список своими силами. Например, ASRock говорит о работоспособности Trident Z5 RGB DDR5-7600 на материнке Z790 Taichi Carrara; Asus считает, что с этой памятью заработает любая из плат серии ROG Maximus и ROG Strix; Gigabyte обещает совместимость с представительницами серии Z790 Aorus; и лишь MSI не даёт насчёт рассматриваемого комплекта DDR5-7600 никаких обещаний.

Если ваша LGA1700-материнская плата спроектирована достаточно качественно, то с запуском комплекта Trident Z5 RGB DDR5-7600 в его номинальном режиме проблем не возникнет — всё, скорее всего, заработает как надо с автоматическими настройками по профилю XMP. Тайминги и скорости в этом случае получатся как на приведённом ниже скриншоте.

Причиной нестабильности в этом режиме, если она вдруг возникнет, может быть либо плата, либо контроллер памяти процессора, и это можно попробовать исправить более тщательным подбором напряжений. В XMP модулей определены только напряжения DRAM VDD и DRAM VDDQ, непосредственно подаваемые на память. Но на устойчивость работы могут повлиять и другие напряжения — системного агента (CPU System Agent Voltage) или контроллера памяти (Memory Controller Voltage и IVR Transmitter VDDQ Voltage). Причём дело может быть как в их недостаточности, так и в том, что материнская плата в автоматическом режиме чрезмерно их завышает.

Сами же модули G.Skill Trident Z5 RGB DDR5-7600, как и любая другая память на чипах Hynix A-die, вполне способны держать и более высокие частоты. Например, наш комплект показал полную работоспособность не только в штатном режиме DDR5-7600, но и при разгоне до DDR5-8000 (с увеличением напряжения до 1,45 В) со схемой таймингов 38-48-48-128.

Впрочем, DDR5-8000 — режим, который накладывает на материнскую плату ещё более серьёзные требования, и его, в отличие от DDR5-7600, нельзя назвать общедоступным. Поэтому в рамках сегодняшнего исследования производительности мы его касаться не будем.

Что нужно иметь в виду всем, кто захочет пользоваться скоростной памятью даже в режиме DDR5-7600, так это её температуры. Высокие частоты требуют повышения напряжения (стандарт же для DDR5 — 1,1, а никак не 1,4 В), что приводит к увеличению тепловыделения. Радиаторы на модулях Trident Z5 RGB DDR5-7600 отчасти решают эту проблему, но даже с ними чипы довольно существенно нагреваются.

Так, в тестах стабильности в режиме DDR5-7600 мы фиксировали нагрев модулей памяти до 75 градусов, поэтому лучше использовать их как минимум в корпусах с хорошей циркуляцией воздуха.

Результаты тестов. Выводы

#Описание тестовой системы и методики тестирования

Итак, целью этого тестирования выступает изучение прироста производительности, на который владельцы систем на базе Core i9-13900K могут рассчитывать в том случае, если выберут не обычные, а оверклокерские модули памяти, например описанный выше комплект Trident Z5 RGB DDR5-7600. И главный вопрос, на который мы постараемся ответить в тестах, заключается в том, сохраняют ли усиленные 3D-кешем Ryzen 7000X3D своё преимущество в играх, если их сравнивать с Core i9-13900K не в полностью идентичной системе, а в комплекте с более скоростной памятью, которая процессорами AMD не поддерживается.

В сравнении примет участие Ryzen 9 7950X3D с памятью DDR5-6000 и Core i9-13900K с памятью, работающей в режимах DDR5-6000, DDR5-7200 и DDR5-7600.

Здесь нужно подчеркнуть, что DDR5-6000 — рекомендованный AMD максимальный режим, в котором процессоры Ryzen 7000 гарантированно способны обеспечить синхронность контроллера памяти и модулей DDR5, что позволяет получить наилучшую скорость. В некоторых случаях максимальную частоту памяти можно подвинуть на 200-400 МГц вверх, но это требует повышения напряжения SoC, что, как мы теперь знаем, в случае Ryzen 9 7950X3D чревато выходом CPU из строя.

Поэтому производительность, демонстрируемая конфигурацией Ryzen 9 7950X3D + DDR5-6000, если не максимальна для данного CPU, то по меньшей мере очень близка к ней. Что касается Core i9-13900K, то его тестирование с DDR5-6000 — наша стандартная практика, обусловленная желанием обеспечить одинаковые условия как для платформы Socket AM5, так и для LGA1700, и в этом тестировании мы её повторили «для чистоты эксперимента». В обоих случаях память использовала схему таймингов 32-38-38-96.

 DDR5-6000 CL32 на Ryzen 9 7950X3D

DDR5-6000 CL32 на Ryzen 9 7950X3D

 DDR5-6000 CL32 на Core i9-13900K

DDR5-6000 CL32 на Core i9-13900K

Режим DDR5-7200 для Core i9-13900K был добавлен в испытания ради ориентира. Такая память тоже довольно популярна, причём для неё не требуются особые материнские платы — она заработает почти на любой материнке, построенной на базе чипсета Z790 и даже B760, ценовой категории выше среднего. В тестах мы устанавливали задержки по схеме 34-45-45-115, характерной для продуктов на базе чипов SK Hynix (как A-die, так и M-die).

 DDR5-7200 CL34 на Core i9-13900K

DDR5-7200 CL34 на Core i9-13900K

Наиболее интересный вариант конфигурации Core i9-13900K + DDR5-7600 был проверен дважды. В первом случае мы использовали стандартные настройки модулей G.Skill Trident Z5 RGB, взятые из профиля XMP, и здесь схема таймингов выглядела как 36-46-46-121. Во втором случае задержки были подобраны вручную, что позволило добиться формулы 36-44-44-56. Обратите внимание, во втором варианте настроек уменьшению подверглись не только параметры tRCD и tRP, но и вторичные, а также третичные тайминги. То есть по результатам этого варианта конфигурации можно будет сделать вывод о том, насколько вообще полезен длительный и не самый очевидный процесс ручного подбора задержек.

 DDR5-7600 CL36 на Core i9-13900K

DDR5-7600 CL36 на Core i9-13900K

 DDR5-7600 CL36* на Core i9-13900K, ручные настройки

DDR5-7600 CL36* на Core i9-13900K, ручные настройки

В конечном итоге в составе тестовых систем было использовано следующее оборудование:

  • Процессоры:
    • AMD Ryzen 9 7950X3D (Raphael,16 ядер, 4,2-5,7 ГГц, 128 Мбайт L3);
    • Intel Core i9-13900K (Raptor Lake, 8P+16E-ядер, 3,0-5,8/2,2-4,3 ГГц, 36 Мбайт L3).
  • Процессорный кулер: кастомная СЖО EKWB.
  • Материнские платы:
    • ASUS ROG Maximus Z790 Apex (LGA1700, Intel Z790);
    • MSI MPG X670E Carbon WiFi (Socket AM5, AMD X670E).
  • Память:
    • 2 × 16 Гбайт DDR5-6000 SDRAM, 32-38-38-80 (Kingston Fury Renegade DDR5 RGB KF560C32RSAK2-32);
    • 2 × 16 Гбайт DDR5-7600 SDRAM, 36-46-46-121 (G.Skill F5-7600J3646G16GX2-TZ5RK);
  • Видеокарта: GIGABYTE GeForce RTX 4090 Gaming OC (AD102 2235/2535 МГц, 24 Гбайт GDDR6X 21 Гбит/с).
  • Дисковая подсистема: Intel SSD 760p 2 Тбайт (SSDPEKKW020T8X1).
  • Блок питания: ASUS ROG-THOR-1200P (80 Plus Titanium, 1200 Вт).

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 11 Pro (22H2) Build 22621.1555 с использованием следующего комплекта драйверов:

  • AMD Chipset Driver 5.02.19.2221;
  • Intel Chipset Driver 10.1.19444.8378;
  • NVIDIA GeForce 531.61 Driver.

Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:

Приложения:

  • 7-zip 22.00 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 4,6 Гбайт. Используется алгоритм LZMA2 и максимальная степень компрессии.
  • Adobe Photoshop 2023 24.0.0 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Используется тестовый скрипт PugetBench for Photoshop V0.93.6, моделирующий базовые операции и работу с фильтрами Camera Raw Filter, Lens Correction, Reduce Noise, Smart Sharpen, Field Blur, Tilt-Shift Blur, Iris Blur, Adaptive Wide Angle, Liquify.
  • Adobe Photoshop Lightroom Classic 12.0.1 — тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Используется тестовый скрипт PugetBench for Lightroom Classic V0.94, моделирующий базовую работу с библиотекой и редактирование, а также импорт/экспорт, Smart Preview, создание панорам и HDR-изображений.
  • Adobe Premiere Pro 2023 23.0.0 — тестирование производительности при редактировании видео. Используется тестовый скрипт PugetBench for Premiere Pro V0.95.6, моделирующий редактирование 4K-роликов в разных форматах, применение к ним различных эффектов и итоговый рендер для YouTube.
  • Agisoft Metashape 1.8.5 – измерение скорости фотограмметрии и построения 3D-модели местности по снимкам с воздуха. В тесте используется набор из 50 фото, снятых дроном DJI Phantom 4 Pro.
  • Blender 3.5.0 — тестирование скорости финального рендеринга в одном из популярных свободных пакетов для создания трёхмерной графики. Измеряется продолжительность построения финальной модели classroom из Blender Benchmark.
  • Handbrake 1.6.1 – тестирование скорости транскодирования 2160p@24FPS AVC-видео с битрейтом около 42 Мбит/с в более продвинутые форматы. Используются программные кодировщики x265 и AV1 (SVT).
  • Mathworks Matlab R2023a (9.14.0) — тестирование скорости инженерных и математических расчётов в популярном математическом пакете. Используется стандартный бенчмарк, в который входят матричные и векторные операции, решение дифференциальных и симметричных разреженных линейных систем уравнений, а также построение 2D- и 3D-графиков.
  • Microsoft Visual Studio 2022 (17.5.4) — измерение времени компиляции крупного MSVC-проекта — профессионального пакета для создания трёхмерной графики Blender версии 3.3.0 Alpha.
  • Stockfish 15.0 — тестирование скорости работы популярного шахматного движка. Измеряется скорость перебора вариантов в позиции «1q6/1r2k1p1/4pp1p/1P1b1P2/3Q4/7P/4B1P1/2R3K1 w».
  • Topaz Video Enhance AI v2.6.4 — тестирование производительности в основанной на ИИ программе для улучшения детализации видео. В тесте используется исходное видео в разрешении 640×360, которое увеличивается в два раза с использованием модели Artemis High Quality v12.
  • V-Ray 5.00 — тестирование производительности работы популярной системы рендеринга при помощи стандартного приложения V-Ray Benchmark Next.

Игры:

  • Cyberpunk 2077. Разрешение 1920 × 1080: Quick Preset = Ultra + RayTracing: Medium.
  • Dying Light 2. Разрешение 1920 × 1080: Quality = High Quality Raytracing.
  • Far Cry 6. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra, HD Textures = On, Anti-Aliasing = TAA, DXR Reflections = On, DXR Shadows = On.
  • Hitman 3. Разрешение 1920 × 1080: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality.
  • Hogwarts Legacy. Разрешение 1920 × 1080: Global Quality Preset = Ultra, Ray Tracing Reflections = On, Ray Tracing Shadows = On, Ray Tracing Ambient Occlusion = On, Ray Tracing Quality = Ultra.
  • Marvel’s Guardians of the Galaxy. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Preset = Ultra.
  • Marvel’s Spider-Man Remastered. Разрешение 1920 × 1080: Preset = Very High, Ray-Traced reflection = On, Reflection Resolution = Very High, Geometry Detail = Very High, Object Range = 10, Anti-Aliasing = TAA.
  • Mount & Blade II: Bannerlord. Разрешение 1920 × 1080: Overall Preset = Very High.
  • Serious Sam: Siberian Mayhem. Разрешение 1920 × 1080: Vulkan, CPU Speed = Ultra, GPU Speed = Ultra, GPU Memory = Ultra.
  • Shadow of the Tomb Raider. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA, Ray Traced Shadow Quality = Ultra.
  • The Riftbreaker. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Texture Quality = High, Raytraced soft shadows = On, Ray traced shadow quality = Ultra, Raytraced ambient occlusion = On.
  • The Witcher 3: Wild Hunt. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Preset = RT Ultra.
  • Watch Dogs Legion. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, RTX = Off, DLSS = Off.

Во всех игровых тестах в качестве результатов приводится среднее количество кадров в секунду, а также 0,01-квантиль (первая перцентиль) для значений FPS. Использование 0,01-квантиля вместо показателей минимального FPS обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.

#Синтетические тесты подсистемы памяти

Прежде чем перейти к рассмотрению того, как сильно увеличение частоты памяти может повлиять на производительность в играх и реальных приложениях, давайте посмотрим, насколько большой прирост даёт DDR5-7600 по данным синтетических тестов подсистемы памяти. Для оценки показателей практической пропускной способности мы по традиции воспользовались Aida64 Cache & Memory Benchmark.

Приятно видеть, что скорость операций с памятью в платформе Core i9-13900K хорошо масштабируется при росте её частоты. Поддержка скоростных режимов DDR5 в этом случае оказывается явно небесполезной. Модули DDR5-7600 позволяют ускорить работу с данными по сравнению с DDR5-6000 на дополнительные 28-32 %. Причём определяющим фактором здесь выступает именно частота модулей: тайминги, подобранные для режима DDR5-7600 вручную (соответствующие результаты обозначены на диаграммах звёздочкой), по сравнению с настройками, которые G.Skill заложила в XMP, дают лишь 1-2 % дополнительного прироста.

Быстрые модули памяти хороши не только высокой пропускной способностью, но и более низкой практической латентностью. Комплект DDR5-7600 с таймингами по XMP обеспечивает 20-процентное снижение латентности по сравнению с довольно неплохой DDR5-6000-памятью. Более того, здесь заметнее проявляет себя и дополнительное снижение вторичных и третичных задержек, проведённое вручную, — оно улучшает практическую латентность на 4 %.

Таким образом, показатели производительности, полученные в Aida64 Cache & Memory Benchmark, дают все основания рассчитывать, что DDR5-7600 (например, используемый нами комплект G.Skill Trident Z5 RGB) поднимет быстродействие Core i9-13900K на достаточную величину, чтобы этот процессор обошёл Ryzen 9 7950X3D не только в ресурсоёмких приложениях, но и в играх.

#Производительность в приложениях

Как мы установили ранее в обзоре Ryzen 9 7950X3D, по производительности в ресурсоёмких приложениях для обработки контента этот процессор близок к Core i9-13900K до уровня погрешности измерений. Но быстрая память вносит в это соотношение коррективы. Модули DDR5-7600 способны несколько ускорить платформу на базе Core i9-13900K, хотя о каком-то подавляющем преимуществе перед Ryzen 9 7950X3D речь всё-таки не идёт. Средневзвешенный отрыв платформы Intel достигает порядка 4 %.

Однако нужно иметь в виду, что приложения разного характера относятся к скоростной памяти по-разному. Большинству вычислительных задач, таким как 3D-рендеринг или работа с видео, быстрая память, можно сказать, вообще безразлична. Однако есть и обратные примеры, хотя их и явно меньше. Так, расчёты в Matlab и компиляция в Visual Studio ускоряется при использовании DDR5-7600 вместо DDR5-6000 на 2-3 %, обработка изображений в Photoshop и Lightroom — на 3-6 %, а при архивации файлов можно вообще получить беспрецедентный 20-процентный рост быстродействия.

Рендеринг:

Обработка фото:

Фотограмметрия:

Математические расчёты:

Работа с видео:

Перекодирование видео:

Компиляция:

Архивация:

Шахматы:

#Производительность в играх

Переходим к самому интересному. Частота кадров в играх обычно зависит от скорости памяти сильнее, чем быстродействие в приложениях, поэтому скоростная память в первую очередь рекомендуется именно для игровых конфигураций. Это подтверждают и полученные нами результаты. Средний FPS при смене в системе на базе Core i9-13900K модулей DDR5-6000 на DDR5-7600 вырастает на довольно заметные 6 %, а показатель среднего минимального FPS увеличивается на 7 %. Более того, если для модулей DDR5-7600 использовать настройки таймингов не из профиля XMP, а оптимизированные вручную, игровое быстродействие можно дополнительно подтянуть ещё на 1 %.

И такое ускорение требует пересмотреть все прошлые утверждения о лидерстве Ryzen 9 7950X3D в игровой производительности. Флагманский процессор AMD был чуть быстрее Core i9-13900K в том случае, когда мы сопоставляли его с конкурентом при работе с одинаковой DDR5-6000. Но если частоту памяти в платформе LGA1700 не подгонять под предел конкурирующей конфигурации, то картина меняется на обратную. Комбинация Core i9-13900K + DDR5-7600 оказывается быстрее, нежели платформа на Ryzen 9 7950X3D, в среднем на 4-5 % (в зависимости от установленных таймингов).

Таким образом, лучший вариант для бескомпромиссных игровых систем, — это всё-таки не Ryzen 9 7950X3D, а укомплектованный достойным комплектом памяти с высокой частотой Core i9-13900K. Причём, как следует из приведённой диаграммы, подойдёт не только DDR5-7600, но и даже более медленная DDR5-7200. Однако в любом случае речь идёт о модулях DDR5 на чипах SK Hynix, которые способны разгоняться до частот 7000-8000 МГц при сохранении агрессивной схемы таймингов.

Ниже вы можете ознакомиться с результатами в отдельных играх — они оказались неоднородными. Максимальную чувствительность к частоте памяти проявили Far Cry 6, Hitman 3, Marvel's Guardians of the Galaxy и Mount & Blade II: Bannerlord, в то время как, например, в Dying Light 2 Stay Human и The Riftbreaker влияние памяти почти незаметно. Но именно это и иллюстрирует смысл покупки для игровых систем модулей вроде G.Skill Trident Z5 RGB DDR5-7600. Многообразие игр, запускаемых в геймерских системах, очень широко, и среди них наверняка окажутся какие-то тайтлы, в которых быстрая память сможет дать преимущество в FPS более 10%.

Что же касается целесообразности ручной настройки таймингов, то тут сформулировать однозначную рекомендацию довольно трудно. По диаграммам видно, что основное влияние на FPS оказывает частота модулей. Автоматическая установка таймингов по XMP проигрывает по FPS ручной настройке максимум 2 %, при этом последняя требует длительного и вдумчивого погружения в эксперименты со стабильностью системы.

#Выводы

На первых порах процессоры Ryzen 7000X3D, оснащённые 3D-кешем, с лёгкостью собирали восторженные отзывы. Ещё бы, с помощью довольно простого приёма AMD удалось переплюнуть по игровой производительности Core i9-13900K, хотя, казалось бы, отставание обычных Ryzen 7000 от флагманского Raptor Lake было безнадёжным. Однако позднее стали всплывать не самые приятные нюансы. Во-первых, вследствие халатно проведённого предрелизного тестирования представители семейства Ryzen 7000X3D оказались подвержены быстрому выходу из строя (но эту проблему с горем пополам устранили). Во-вторых, как выяснилось в сегодняшнем тестировании, присвоение Ryzen 9 7950X3D (и Ryzen 7 7800X3D) звания лучших вариантов для сборки игровых систем было явно поспешным.

Всё дело в том, что новые процессоры AMD для платформы Socket AM5 сильно подвёл встроенный в них контроллер DDR5. Он не только медленнее контроллера, используемого Intel, но еще и не способен работать со скоростными модулями DDR5. В итоге, в то время как Core i9-13900K можно с лёгкостью подружить с DDR5-7200, DDR5-7600, а в некоторых случаях и с DDR5-8000, максимальным рабочим режимом памяти для актуальных Ryzen остаётся DDR5-6000 или, если повезёт, DDR5-6200. И эта особенность оказалась для производительности Ryzen 9 7950X3D роковой.

Если при сравнении Ryzen 9 7950X3D и Core i9-13900K использовать не одинаковую DDR5-6000, а такую память, которая подобрана в соответствии с реальными возможностями разных платформ, то окажется, что процессор AMD c 3D-кешем никаким лидером по игровой производительности не является. В этом случае Core i9-13900K не только возвращает себе звание лучшего выбора для геймерских систем, но и демонстрирует некоторое превосходство в быстродействии в ресурсоёмких приложениях для профессиональной работы.

В проведённом тестировании мы испытали вместе с Core i9-13900K модули памяти G.Skill Trident Z5 RGB DDR5-7600, и они позволили добиться 3-процентного превосходства над Ryzen 9 7950X3D в приложениях и 6-процентного преимущества — в играх. Причём для получения быстродействующей конфигурации с Core i9-13900K можно использовать и любую другую высокочастотную память, основанную на чипах Hynix A-die. Инвестиции в такие модули, если речь идёт о конфигурации верхнего ценового уровня, вполне оправдаются: они гораздо лучше раскроют потенциал LGA1700-системы и позволят получить от Raptor Lake максимум возможного. Так, если говорить о разнице в среднем FPS при использовании в платформе на Core i9-13900K комплектов DDR5-6000 и DDR5-7600, то в некоторых случаях она достигает величины 10 %.

При этом рассмотренная память G.Skill Trident Z5 RGB DDR5-7600 примечательна тем, что предлагает агрессивные штатные задержки, зашитые в XMP, и благодаря этому её можно эксплуатировать даже без дополнительной оптимизации. Кроме того, эта память очень хорошо поддаётся разгону по частоте выше штатных 7600 МГц. Например, нам с минимальными усилиями удалось запустить её и в ещё более скоростном режиме DDR5-8000. Но о том, что это может дать владельцам Core i9-13900K с практической точки зрения, мы расскажем в одном из следующих материалов.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/1087547