Сегодня, 2 июня, в 16:00 по Гринвичу (19:00 мск) Европейское космическое агентство (ЕКА) проведёт прямую трансляцию изображения с орбитального аппарата «Марс-экспресс» (Mars Express). Мероприятие, посвящённое 20-летию запуска станции, продлится час.
Трансляция покажет изображение, самое близкое к картинке в режиме реального времени — задержка составит 18 минут: 17 минут потребуется, чтобы передать сигнал на Землю, и ещё 1 минута уйдёт на его трансляцию через земные серверы и кабели.
«Марс-экспресс» с посадочным модулем «Бигль-2» (Beagle 2) стартовал с «Байконура» 2 июня 2003 года. На марсианскую орбиту они прибыли в декабре того же года. «Бигль-2» произвёл посадку на Марс, но связаться с ним не удалось предположительно из-за сбоя в работе солнечных панелей и антенны связи. А «Марс-экспресс» успешно начал работу в штатном режиме и приступил к изучению планеты при помощи семи своих научных инструментов.
За два десятилетия он добился многого. К примеру, ему удалось обнаружить в марсианской атмосфере метан, составить карту состава ледяных шапок вблизи полюсов и предположительно открыть подземное озеро около Южного полюса Марса. В прямой эфир пойдёт картинка с камеры VMC (Visual Monitoring Camera), первоначально разработанной для контроля отстыковки «Бигля-2». После неудачи с посадочным модулем VMC отключили, но впоследствии снова включили для съёмки в научных и образовательных целях. Специалисты ЕКА усовершенствовали алгоритмы обработки изображений с камеры, превратив её в полноценный восьмой инструмент. На подготовку сегодняшней трансляции у ЕКА ушли несколько месяцев, в том числе были разработаны инструменты оперативной публикации снимков VMC в Сети.
И есть вероятность, что вообще ничего не получится. «Это старая камера, изначально предназначенная для инженерных целей [для работы] на расстоянии 3 млн км от Земли — такого ещё не пробовали, и, честно говоря, мы не уверены на 100 %, что она заработает. <..> Но настроен я довольно оптимистично. Обычно мы видим изображения с Марса и знаем, что их сделали за несколько дней до этого. Я рад увидеть Марс таким, какой он сейчас — настолько близко к марсианскому „сейчас”, насколько это возможно!» — прокомментировал проект Джеймс Годфри (James Godfrey) менеджер по эксплуатации космических аппаратов в центре управления полётами ЕКА в немецком Дармштадте.