Компания Tesla уже приводила статистику по количеству собранных и реализованных во втором квартале электромобилей, но финансовые результаты отчётного периода появились только на этой неделе. В годовом сравнении выручка компании выросла на 46 % и приблизилась к рекордным $25 млрд, из них около $21 млрд было получено от реализации электромобилей. Компания особенно гордится тем, что такие показатели были достигнуты в сложных макроэкономических условиях, но курс акций всё равно просел почти на 5 % после публикации отчётности.
Снижения цен в первом и втором кварталах, как отмечается в тексте квартального отчёта Tesla, не помешали компании удержать норму операционной прибыли на уровне 9,6 %. Это стало возможным не только за счёт усилий по снижению себестоимости продукции, но и благодаря увеличению объёмов выпуска электромобилей на предприятиях в Техасе и Берлине. Первое сейчас способно выпускать более 250 000 электромобилей ежегодно, второе — уже 375 000 штук. Впрочем, одновременно Tesla признаёт, что снижению затрат способствовало и снижение цен на сырьевые материалы, а также эффект субсидий, которые власти США начали предоставлять местным производителям электромобилей.
К слову, на предприятии в Берлине, где собираются кроссоверы Model Y, в минувшем квартале на конвейер впервые встали машины в базовой комплектации Standard Range. В первом квартале Tesla Model Y также удалось стать самым продаваемым в мире автомобилем, даже с учётом машин, оснащаемых ДВС. Предприятие в Шанхае способно выпускать более 750 000 электромобилей ежегодно, старейшее предприятие Tesla в Калифорнии может производить по 100 000 машин Model S и Model X, а также по 550 000 машин Model 3 и Model Y. В совокупности, по итогам текущего года компания всё ещё рассчитывает выпустить не менее 1,8 млн электромобилей. Напомним, во втором квартале ей удалось увеличить объёмы выпуска в годовом сравнении на 86 % до 479 700 электромобилей, а объёмы поставок увеличились на 83 % до 466 140 машин. В третьем квартале объёмы выпуска электромобилей Tesla могут замедлить свой рост, поскольку компания планирует приостановить часть производственных линий для модернизации и расширения.
В квартальном отчёте Tesla также приводится статистика по количеству представительств и сервисных центров компании — в годовом сравнении оно выросло на 29 % до 1068 пунктов, а количество мобильных сервисных станций выросло на 22 % до 1769 штук. Количество зарядных станций Supercharger во втором квартале выросло на треть до 5265, причём количество зарядных портов на них закономерно изменилось пропорционально до 48 082 штук. Компания напомнила, что перейти на использование стандарта подключения NACS выразили желание Ford, General Motors, Mercedes-Benz, Nissan, Polestar, Rivian, Volvo и имеющая отношение к Volkswagen сеть зарядных станций Electrify America.
Непосредственно выручка от реализации электромобилей Tesla в минувшем квартале выросла на 46 % до $21,27 млрд. Услуги и прочая деятельность принесли $2,15 млрд, увеличив профильную выручку на 47 % в годовом сравнении. При этом нельзя утверждать, что агрессивная ценовая политика не подорвала показатели прибыльности компании. Чистая прибыль Tesla хоть и выросла на 20 % до $2,7 млрд, соседствовала со снижением нормы прибыли с прошлогодних 25 до 18,2 %. В любом случае, норма операционной прибыли на уровне 9,6 % является достойным показателем по меркам автомобильной отрасли и сохраняет достаточный «запас прочности» для бизнеса Tesla, хотя год назад она достигала 14,6 %. Второй квартал компания завершила с запасом наличности и высоколиквидных активов на сумму $23,1 млрд, добившись последовательного увеличения показателя почти на $700 млн.
Tesla также начала собирать во втором квартале свои фирменные суперкомпьютеры Dojo, основанные на компонентах собственной разработки. Их вычислительные мощности будут в первую очередь задействованы для тренировки нейронных сетей, формирующих систему автопилота. В следующем году Tesla потратит на развитие своих суперкомпьютерных мощностей более $1 млрд.
Как признался на отчётном мероприятии Илон Маск (Elon Musk), сейчас Tesla ведёт ранний этап переговоров с крупным автопроизводителем на тему лицензирования собственных систем активной помощи водителю. Это значит, что автопилот Tesla может появиться на машинах других марок.
До конца сентября компания также предлагает своего рода «амнистию» для владельцев электромобилей Tesla, которые собираются поменять их на новые транспортные средства этой же марки, позволяя сохранить доступ к опции FSD при смене машины. Ранее покупателю нового электромобиля пришлось бы заново платить за эту опцию, которая сейчас оценивается в $15 000. Впрочем, подобную практику Tesla пока готова сохранить лишь до конца текущего квартала.
Илон Маск также отметил, что возможные ухудшения показателей прибыли и выручки в ближайшее время могут отойти на второй план, поскольку в долгосрочной перспективе многое будет определяться выручкой от реализации систем активной помощи водителю.
Выпуск пикапов Cybertruck на предприятии в Техасе уже начался, но пока с конвейера сходят только «предсерийные кандидаты», которые используются для испытаний и отладки технологического процесса. Про третий квартал в качестве крайнего рубежа вручения электромобилей этой модели клиентам Маск уже не упоминает, но подчёркивает, что и серийное производство Cybertruck, и их поставки клиентам начнутся в текущем году. Впрочем, он традиционно добавил, что говорить о существенных объёмах выпуска можно будет лишь в следующем году. Машина использует около 10 000 новых деталей и технологических процессов, поэтому предсказать темпы экспансии производства Cybertruck руководство Tesla сейчас не берётся. Маск лишь добавил, что это будет единственный на рынке пикап, который при общей длине менее 5,8 м будет сочетать наличие четырёхдверной кабины с грузовым отсеком, вмещающим объекты длиной до 1,8 м.
Темы сроков внедрения полного автопилота Илон Маск на отчётной конференции тоже избежать не сумел. Он признался, что является «тем мальчишкой, который кричал про FSD», но уверен, что к концу года этот программно-аппаратный комплекс сможет обеспечить безопасность вождения на уровне выше среднестатистического водителя. Сейчас компания сосредоточена на выпуске полного автопилота на рынок США. Ранее он уже обещал представить данную функцию для клиентов в США к концу текущего года.
Занесло миллиардера и в сферу деятельности Neuralink, которая разрабатывает мозговые импланты. Маск отметил, что Tesla могла бы выпускать бионические протезы, которые позволят заменить людям утраченные конечности. «Мы верим, что можем дать им кибернетическое тело, которое будет обладать весьма развитой функциональностью — человек на шесть миллионов долларов в реальной жизни, но это не будет стоить шести миллионов». Подобные протезы обойдутся клиентам в $16 000, как добавил глава Tesla. Кстати, подобный порядок сумм весьма интересен с учётом обещаний Маска предлагать человекоподобных роботов по цене около $20 000. Получается, что изготовить качественные бионические протезы лишь немногим проще, чем целого человекоподобного робота.
Выручка и удельный доход на одну акцию Tesla во втором квартале оказались выше ожиданий рынка, но после закрытия торгов котировки снизились на четыре с лишним процента. Скорее всего, инвесторов испугали необходимость мириться со снижением нормы прибыли в обозримой перспективе и пренебрежение Илона Маска данным показателем. Не добавило оптимизма инвесторам и отсутствие новостей о темпах экспансии производства Tesla Cybertruck, а также заявление о необходимости снизить темпы роста объёмов производства в третьем квартале.