Оригинал материала: https://3dnews.ru/1090715

Обзор TWS-наушников realme Buds Air 5 Pro: попытка объять все, недорого

Детские болезни TWS-наушников уже по большей части побеждены – и даже недорогие модели от noname-производителей работают в дождь и не допускают обидного рассинхрона между собой. Соответственно, «просто сделать нормально работающие наушники» недостаточно, компании вынуждены соревноваться в деталях: уровне шумоподавления, качестве звука, времени работы. Тем интереснее оценить, на что способны наушники realme Buds Air 5 Pro, которые позиционируются пусть и не как аудиофильские, но с явной претензией на высокий класс – при цене менее 10 тысяч рублей на старте.

#Дизайн и конструкция

Подробно разговаривать об упаковке здесь бессмысленно – у realme Air Buds 5 Pro все стандартно: в коробке лежат наушники, сменные силиконовые насадки трех размеров и кабель USB Type-A – Type-C для зарядки.

Сами наушники расположены в яйцевидном кейсе, выполненном из глянцевого пластика белого цвета. Также существует черная вариация.

Кейс организован максимально традиционным для 2023 года образом: на нижней грани мы видим порт USB Type-C для зарядки, на одной из граней – клавишу принудительного сопряжения с Bluetooth, чуть ниже крышки – индикатор заряда/сопряжения. Сама крышечка – с магнитом-доводчиком, приятно щелкает. В общем-то, стандарт породы, чего-то другого от подобных наушников сегодня и не ждешь – хотя, к примеру, весенние realme Buds Air 3 Neo радовали оригинальной полупрозрачной крышкой, которая казалась фирменным знаком наушников бренда. Здесь же речь о Pro – все должно быть серьезно.

Вид наушников тоже не вызывает удивления – достаточно крупные «чашечки», недлинные ножки, силиконовые амбушюры. Конструкция вставная, что радует – это куда более универсальное решение, чем наушники-вкладыши, которые к моим ушам, к примеру, совершенно не подходят (еще не встретил ни одних, которые бы не выпадали из моих ушных раковин при любом резком движении).

Сами накладки-амбушюры вносят некоторое разнообразие в этот чистенький белый минимализм – благодаря оранжевому «хомуту», за который они крепятся на чашечке, приобретается дополнительный цветовой акцент.

Что касается конструкции – отмечаем наличие сразу двух динамиков. Микрофон вынесен на ножку, «смотрит» вниз. Там же, снизу, находятся и металлические контакты для зарядки.

Каждый наушник весит по 4,7 грамма – несмотря на уже упоминавшиеся относительно крупные чашечки, realme Air Buds 5 Pro удобны в ношении и почти не ощущаются в ушах. При правильном подборе насадок держаться в ушах будут без проблем. Хотя могу отметить, что за несколько часов в наушниках у меня появлялся некоторый дискомфорт, минимальные болевые ощущения. Сам кейс тоже стандартных габаритов (68,3 × 48,4 × 24,5 мм), легко «тонет» в любом кармане. Наушники защищены от влаги по стандарту IPX5 – кидать их в ванну не стоит, но в дождь ведут себя стабильно.

#Привязка и управление, время автономной работы

В общем, с конструкцией все понятно было на самом деле еще даже до знакомства с наушниками – TWS-наушники, как правило, очень похожи друг на друга. Но вот приложение у каждого бренда свое.

Само собой, взаимодействовать с realme Air Buds 5 Pro можно и без приложения: достаточно открыть кейс, и наушники появятся в списке устройств, доступных для привязки по Bluetooth (поддерживается версия v5.3). Это если речь идет об Android. Для iPhone придется зажать клавишу на кейсе и чуть подождать. Дальнейший опыт взаимодействия одинаков для обеих ОС: на ножке есть сенсорная поверхность, касаемся ее дважды – останавливаем/запускаем воспроизведение, трижды – переключаемся на следующую композицию, долго держим палец – переключаем режим шумоподавления. Вынимаем наушники из ушей – воспроизведение останавливается. Сенсорные панели есть на обоих наушниках. А вот более подробные настройки есть только в приложении realme Link, разработанном для взаимодействия как с наушниками бренда, так и с часами, браслетами и устройствами из экосистемы умного дома.

В приложении мы сразу видим привязанные наушники с уровнем заряда для каждого из них – при этом заряд кейса, когда наушники находятся в ушах, не отображается, что не очень удобно. На экране, посвященном самим наушникам, находятся настройки активного шумоподавления. Помимо выбора между включенным и выключенным шумоподавлением, а также режимом «прозрачности» (когда от внешнего шума наушники вас не изолируют, а, наоборот, подключают микрофон, чтобы вы не пропустили сигнал автомобиля, например, или объявление в аэропорту), имеются три степени настройки шумоподавления с возможностью предоставления выбора наушникам в зависимости от ситуации (режим «умное шумоподавление»). Также шумоподавление может подстраиваться под ваш слуховой канал – эту настройку также надо активировать в приложении.

Сразу скажу, что шумоподавление в realme Air Buds 5 Pro реализовано отлично – звуки изолируются очень качественно, обеспечивая комфорт как при прогулках на улице, так и при поездке в метро, например, где мне не приходилось задирать громкость — она оставалась далеко от максимального уровня. Производитель утверждает, что наушники могут подавлять шумы громкостью до 50 дБ, и ему, кажется, можно верить. А вот режим «прозрачности», в свою очередь, недостаточно отрабатывает окружающую обстановку, на мой вкус.

Другие доступные в приложении настройки: эквалайзер с набором из четырех пресетов, возможность подстройки не только шумоподавления, но и звука под ваш звуковой канал (на мой вкус, серьезного влияния на звучание не оказывает), пространственное звучание 360° (поддерживается в относительно небольшом числе приложений), настройка басов, возможность включить или выключить поддержку кодека LDAC, запустить «игровой режим» (где задержка звука снижается до минимума – заявлена задержка в 40 мс).

В целом набор функций вполне адекватный для наушников с серьезным позиционированием, как у realme Air Buds 5 Pro. Остается подкрепить это качеством звучания.

Об этом – ниже, а сейчас пара слов об автономности. Емкость аккумуляторов (ни в наушниках, ни в кейсе) производитель не указывает, но утверждает, что продолжительность автономной работы realme Buds Air 5 Pro составляет до 40 часов при использовании зарядного футляра и 11 часов без него. Подтвердить эти цифры не могу – что-то близкое возможно только без использования шумоподавления. При активном шумоподавлении наушники держат заряд примерно 4-5 часов (в зависимости от уровня громкости), а кейс, соответственно, обеспечивает примерно 3,5 цикла зарядки. Беспроводная зарядка не поддерживается, необходим кабель.

Добавлю, что наушники умеют поддерживать связь сразу с двумя источниками одновременно – очень удобно, если вы постоянно перемещаетесь между устройствами.

#Качество звука

Перед оценкой качества звучания – немного технической информации. Наушники realme Buds Air 5 Pro получили сразу два динамика, причем наряду с 11-миллиметровым драйвером, отвечающим за бас, работает 6-миллиметровый динамик необычной микропланарной конструкции, который отвечает за средние и высокие частоты. Заявлена высокая скорость передачи данных (до 990 Кбайт/с) и расширенный диапазон частот – от 20 до 40 000 Гц. Также отметим наличие сертификата передачи данных Hi-Res Professional Certificate.

Для оценки качества звучания акустических устройств мы используем метод FSQ. В своем стандартном варианте он включает 14 тестовых дорожек, с помощью которых оцениваются следующие характеристики акустической системы:

  • запас звукового тракта по неискаженному уровню громкости;
  • правильность фазировки аудиоаппаратуры;
  • наличие посторонних призвуков, шумов и помех в звуковом тракте;
  • способность звукового тракта к воспроизведению самых низких звуковых частот;
  • неравномерность АЧХ звукового тракта;
  • линейность стереокартины по ширине звуковой сцены;
  • микродинамика и эшелонирование звуковой сцены в глубину;
  • положение и фокусировка стереокартины в горизонтальной и вертикальной плоскостях и натуральность передачи музыкальной атаки;
  • музыкальный и тембральный баланс звучания музыкальных инструментов и вокала;
  • линейность звуковой картины по уровню громкости и макродинамика.

Желающим проверить собственную аудиосистему или наушники советуем скачать тестовый диск «Аудиодоктор FSQ» и инструкции по тестированию со страницы Акустического центра МТУСИ. Одно из достоинств этого метода — четкие критерии оценки, которые компенсируют субъективный характер тестирования. Во многих тестах эксперту нужно всего лишь ответить, слышны ли на записи те звуки, которые должны в ней быть, или, наоборот, те, которых быть не должно.

Далее мы последовательно перечислим результаты прослушивания тестовых записей FSQ на realme Buds Air 5 Pro. Каждый тест будет сопровождаться кратким описанием из инструкции к «Аудиодоктору FSQ». Тестирование проводилось в связке со смартфоном Xiaomi 13 Ultra с активированным кодеком LDAC и отключенным шумоподавлением (но не в режиме «прозрачности»).

Номер дорожки Описание теста realme Buds Air 5 Pro
1 Запас неискаженной громкости При том что запас громкости очень серьезный (на максимуме ощущается заметный дискомфорт), звук не искажается, хрипов нет.
Magic Pump, "Open The Door" RDM, CD RDM 801201, «Наши в Городе»
Неискаженный уровень громкости определяется по первой дорожке тестового диска. На ней звучит музыкальный фрагмент, где партии вокала и баса дополнительно скомпрессированы. Уровень громкости увеличивают с нуля до начала перегрузки, когда на басе и вокале начинают отчётливо прослушиваться нелинейные искажения, воспринимаемые на слух как хрипы.
2–4 Фазировка звукового тракта между каналами. Фазировка оценивается и по позиционированию голоса диктора, и по уровню громкости на средних и высоких частотах. На низких частотах разницы между фазой и противофазой незаметно, фазировка теряется.
Голос диктора в фазе/противофазе, СЧ (300–3 000 Гц), ВЧ (5 000–22 500 Гц), НЧ (10–50 Гц).
На дорожке записан голос диктора со словами: «Средние частоты. Фаза». Эти слова должны быть слышны из центра звуковой сцены. Далее диктор произносит: «Средние частоты. Противофаза». В этом случае дикторский текст должен воспроизводиться с меньшим уровнем громкости и (или) расфокусированным для слушателя и (или) смещенным в ту или иную сторону от центра. Аналогично проводится проверка фазировки в полосе ВЧ и в полосе НЧ.
5–6 Наличие помех, дребезжаний, посторонних призвуков и шумов в звуковом тракте. Минимальное дребезжание на грани различимости на самых низких частотах, чистый звук без примесей на средних и высоких.
Скользящий тон, левый/правый канал (20–15 000 Гц).
Тональный (синусоидальный) сигнал, частота которого плавно изменяется от самых низких до самых верхних частот. Раздельно, сначала для левого, а потом и правого каналов.
7 Набор частот для проверки НЧ-тракта. Бас слышно начиная с частоты 20 Гц. При этом более-менее равный уровень громкости выдерживается начиная где-то с 25-40 Гц. Звона или призвуков нет — низкие частоты отрабатываются хорошо.
Фонограмма, сначала для левого, а потом и для правого каналов, содержит запись ряда фиксированных звуковых частот НЧ-диапазона. Сначала диктор сообщает о том, что звучит опорная частота 60 Гц. Затем диктор объявляет: «20 Гц», «25 Гц», «30 Гц» и так далее. Первый чистый низкочастотный тон (без искажений и турбулентных сипов), совпадающий по громкости с опорным, и определяет низшую рабочую частоту звукового тракта. В идеальном случае громкость остальных тонов вплоть до 150 Гц должна быть одинаковой.
8 Неравномерность АЧХ в области средних звуковых частот. Запись абсолютно точно и достоверно распознается именно как аплодисменты, звук не сливается в дробь дождя, отдельные хлопки и призвуки эха очень хорошо различимы.
Фонограмма представляет собой высококачественную стереофоническую запись аплодисментов большого количества зрителей в зале. Хлопки в ладоши в достаточно гулком помещении эквивалентны равномерно распределённому по спектру диффузному полю — шуму. Однако на фоне этого монотонного шума человеческое ухо успевает различать самое начало хлопков (всплески). На звуковом тракте с линейной АЧХ вы действительно слышите аплодисменты, но при неравномерности («заборе») они становятся похожими на шум проливного дождя.
9 Линейность стереокартины по ширине звуковой сцены. Позиционируется звук идеально, линейность не искажается.
Перемещающийся барабан, IASCA Competition CD.
Фонограмма содержит семь ударов барабана, плавно перемещающегося слева направо по всей ширине стереокартины. Удары точно локализованы по направлению, и перемещение их в пространстве линейно, то есть углы между ударами одинаковы.
10 Микродинамика и глубина звуковой сцены. Каждый звук слышно в точности, детализация отменная. Но глубина сцены отрабатывается не очень четко, все инструменты будто бы недостаточно пространственно разделены. Впрочем, не могу сказать, что звук плоский, — ощущение объемной сцены в любом случае присутствует.
Alex Rostotsky Trio, "Intro", POPE Musik PM1014-2, "Boiled Borsht".
Фонограмма представляет собой небольшой музыкальный фрагмент с двумя инструментами — контрабасом и ударной установкой. Оба музыканта находятся в глубине сцены.
Неприемлемой глубиной звуковой сцены считается, если музыканты визуально находятся на переднем плане. При неудовлетворительной микродинамике не слышны тихие удары по барабанам и тарелкам, а игра смычком на контрабасе плохо различима. Микродинамику можно считать удовлетворительной, если барабаны, тарелки и контрабас слышны, но в звучании контрабаса не слышно постукивающих о гриф пальцев музыканта и (или) при игре контрабасиста смычком вы отчётливо не слышите «упирающегося» движения смычка по струнам. И микродинамика будет хорошей, если пальцы контрабасиста слышны чётко и ясно. Отличной микродинамикой обладает звуковой тракт, если слышен очень тихий шелест, когда барабанщик случайно задевает локтем тарелку и тут же зажимает её рукой.
11 Натуральность в звукопередаче музыкальной атаки, положение и фокусировка звуковой сцены по ширине и высоте. Звук очень упругий, мясистый и динамичный, претензий к отработке нет. Но сцена немного узкая, будто бы находится где-то посередине между наушниками, а не занимает все расстояние между ними.
Ron Tutt, "Improvisation", Sheffild Lab CD-14/20.
На фонограмме представлен фрагмент барабанного соло. Неприемлемой передачей атаки считается, если звучание барабанов тускло, в нём нет упругости и «мясистости». Малоприемлемой — если звучание барабанов достаточно динамично, но имеет элемент «картонности» в ударе. Неприемлемой или малоприемлемой считается, если звуковая сцена уже пространства между источниками звука. Неприемлемо или малоприемлемо, если тарелки и хай-хэт находятся на одной высоте или разница незначительна.
12 Тембральный и музыкальный баланс звучания. Барабаны звучат чуть ярче и громче, чем хотелось бы (и чем следует в описании сцены), и будто бы слегка выдвинуты на передний план. В остальном звуковой отрезок отрабатывается корректно и звучит приятно.
Mighty Sam McClain, "Give It Up To Love", Audioquest, XRCD, "Got To Have Your Love".
Фонограмма представляет собой фрагмент джазовой пьесы с мужским вокалом. Неприемлемым или малоприемлемым с точки зрения тембрального баланса считается, если какой-либо из инструментов звучит ненатурально и (или) если тембр вокала имеет резкий или неприятный характер. Неприемлемым или малоприемлемым считается, если вокал или какой-либо из музыкальных инструментов явно выделяется по уровню громкости — выдвинут вперед или отодвинут назад.
13 Линейность звукового тракта по уровню громкости, его макродинамика и способность к передаче полифонического звукового образа. Скачки громкости ощущаются очень хорошо (есть и разница между forte и fortissimo), инструменты различаются детально в первых трех частях отрезка. Но в последнем все же есть некоторое ощущение "каши".
A. Schnitke, "Childhood", Gorenstein/R.S.O., POPE Musik, PM 1007-2 1996, "Gogol Suite".
Фонограмма содержит высококачественную запись симфонического оркестра, выполненную в помещении Большого зала Московской консерватории. Фрагмент состоит из четырёх основных частей, отличающихся друг от друга уровнем громкости и динамикой.
Неприемлемым или малоприемлемым считается, если струнное пиццикато в первой части совсем неразборчиво или звучит слишком тихо, вяло и невнятно по сравнению со следующей, более громкой частью. Неприемлемым или малоприемлемым считается, если в третьей части (после вступления группы виолончелей и контрабасов) не чувствуется заметный скачок громкости и далее, в финальной, ещё один скачок. Неприемлемым или малоприемлемым можно считать, когда в третьей и четвёртой частях фонограммы явно слышны нелинейные искажения или же искажений нет, но оркестр явно не дотягивает по громкости до forte fortissimo. Неприемлемо, если оркестр уже в третьей части начинает звучать общей «кашей», отдельные группы музыкальных инструментов слабо различимы или совсем неразличимы.
14 Дополнительная дорожка для оценки качества звучания самых низких звуковых частот. Большой барабан слышен, но минимально, почти на грани различимости.
Guiseppe Verdi, "La Donna E Mobile", Telarc CD-80447.
Фонограмма содержит девятисекундный отрывок звучания симфонического оркестра, в составе которого есть большой (турецкий) барабан с очень низким регистром. Его можно услышать только при наличии высококачественного сабвуфера, натурально воспроизводящего частоты 20–25 Гц.

Результаты тестирования подтверждаются общими субъективными ощущениями. Наушники способны выдать достаточно богатое, детализированное и насыщенное звучание по всему спектру частот – причем без выраженного перекоса в басы или, наоборот, верхние частоты.

При этом басы именно что неплохие – какой-то запредельной глубины realme Buds Air 5 Pro в этой части спектра не предлагают. Другое дело, что от TWS-наушников менее чем за 10 тысяч рублей ее и не ждешь, а те ожидания, что есть, наушники по большей части оправдывают. Небольшие претензии можно предъявить разве что к не самой широкой и выраженной сцене.

Шумоподавление влияет на звучание, создавая определенные примеси в звуке, но опять же не слишком серьезные.

Что касается использования realme Buds Air 5 Pro как гарнитуры – я не заметил каких-то проблем: на обоих концах «провода» собеседников слышно стабильно, связь не прерывается, синхронизируются со смартфоном наушники уверенно. Микрофоны, естественно, тоже оснащены шумоподавлением, справляющимся до определенной степени с «отсеиванием» шума ветра или дождя.

#Заключение

Задача сделать недорогие, универсальные, владеющие всеми основными трюками и при этом не проседающие по качеству звука наушники кажется довольно сложной – наверняка где-то оступишься. Или софт будет кривой, или шумоподавление невыдающееся, или звук будет хорош только на строчках в пресс-релизе. Но у realme в общем и целом получилось.

Не могу назвать realme Buds Air 5 Pro сколько-нибудь аудиофильской моделью, но звучат наушники достаточно «богато» и детализированно, что подтверждает и наше тестирование по методике FSQ. В плане возможностей же все на высоком актуальном уровне – настраиваемое шумоподавление, подстройка под ушные раковины пользователя, минимальная задержка (можно играть), возможность подключаться сразу к двум устройствам. Как минимум в своей ценовой категории realme Buds Air 5 Pro смотрятся замечательно. И выходит так, что они могут посягнуть на позиции заметно более дорогих наушников.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/1090715