Детские болезни TWS-наушников уже по большей части побеждены – и даже недорогие модели от noname-производителей работают в дождь и не допускают обидного рассинхрона между собой. Соответственно, «просто сделать нормально работающие наушники» недостаточно, компании вынуждены соревноваться в деталях: уровне шумоподавления, качестве звука, времени работы. Тем интереснее оценить, на что способны наушники realme Buds Air 5 Pro, которые позиционируются пусть и не как аудиофильские, но с явной претензией на высокий класс – при цене менее 10 тысяч рублей на старте.
Подробно разговаривать об упаковке здесь бессмысленно – у realme Air Buds 5 Pro все стандартно: в коробке лежат наушники, сменные силиконовые насадки трех размеров и кабель USB Type-A – Type-C для зарядки.
Сами наушники расположены в яйцевидном кейсе, выполненном из глянцевого пластика белого цвета. Также существует черная вариация.
Кейс организован максимально традиционным для 2023 года образом: на нижней грани мы видим порт USB Type-C для зарядки, на одной из граней – клавишу принудительного сопряжения с Bluetooth, чуть ниже крышки – индикатор заряда/сопряжения. Сама крышечка – с магнитом-доводчиком, приятно щелкает. В общем-то, стандарт породы, чего-то другого от подобных наушников сегодня и не ждешь – хотя, к примеру, весенние realme Buds Air 3 Neo радовали оригинальной полупрозрачной крышкой, которая казалась фирменным знаком наушников бренда. Здесь же речь о Pro – все должно быть серьезно.
Вид наушников тоже не вызывает удивления – достаточно крупные «чашечки», недлинные ножки, силиконовые амбушюры. Конструкция вставная, что радует – это куда более универсальное решение, чем наушники-вкладыши, которые к моим ушам, к примеру, совершенно не подходят (еще не встретил ни одних, которые бы не выпадали из моих ушных раковин при любом резком движении).
Сами накладки-амбушюры вносят некоторое разнообразие в этот чистенький белый минимализм – благодаря оранжевому «хомуту», за который они крепятся на чашечке, приобретается дополнительный цветовой акцент.
Что касается конструкции – отмечаем наличие сразу двух динамиков. Микрофон вынесен на ножку, «смотрит» вниз. Там же, снизу, находятся и металлические контакты для зарядки.
Каждый наушник весит по 4,7 грамма – несмотря на уже упоминавшиеся относительно крупные чашечки, realme Air Buds 5 Pro удобны в ношении и почти не ощущаются в ушах. При правильном подборе насадок держаться в ушах будут без проблем. Хотя могу отметить, что за несколько часов в наушниках у меня появлялся некоторый дискомфорт, минимальные болевые ощущения. Сам кейс тоже стандартных габаритов (68,3 × 48,4 × 24,5 мм), легко «тонет» в любом кармане. Наушники защищены от влаги по стандарту IPX5 – кидать их в ванну не стоит, но в дождь ведут себя стабильно.
⇡#Привязка и управление, время автономной работы
В общем, с конструкцией все понятно было на самом деле еще даже до знакомства с наушниками – TWS-наушники, как правило, очень похожи друг на друга. Но вот приложение у каждого бренда свое.
Само собой, взаимодействовать с realme Air Buds 5 Pro можно и без приложения: достаточно открыть кейс, и наушники появятся в списке устройств, доступных для привязки по Bluetooth (поддерживается версия v5.3). Это если речь идет об Android. Для iPhone придется зажать клавишу на кейсе и чуть подождать. Дальнейший опыт взаимодействия одинаков для обеих ОС: на ножке есть сенсорная поверхность, касаемся ее дважды – останавливаем/запускаем воспроизведение, трижды – переключаемся на следующую композицию, долго держим палец – переключаем режим шумоподавления. Вынимаем наушники из ушей – воспроизведение останавливается. Сенсорные панели есть на обоих наушниках. А вот более подробные настройки есть только в приложении realme Link, разработанном для взаимодействия как с наушниками бренда, так и с часами, браслетами и устройствами из экосистемы умного дома.
В приложении мы сразу видим привязанные наушники с уровнем заряда для каждого из них – при этом заряд кейса, когда наушники находятся в ушах, не отображается, что не очень удобно. На экране, посвященном самим наушникам, находятся настройки активного шумоподавления. Помимо выбора между включенным и выключенным шумоподавлением, а также режимом «прозрачности» (когда от внешнего шума наушники вас не изолируют, а, наоборот, подключают микрофон, чтобы вы не пропустили сигнал автомобиля, например, или объявление в аэропорту), имеются три степени настройки шумоподавления с возможностью предоставления выбора наушникам в зависимости от ситуации (режим «умное шумоподавление»). Также шумоподавление может подстраиваться под ваш слуховой канал – эту настройку также надо активировать в приложении.
Сразу скажу, что шумоподавление в realme Air Buds 5 Pro реализовано отлично – звуки изолируются очень качественно, обеспечивая комфорт как при прогулках на улице, так и при поездке в метро, например, где мне не приходилось задирать громкость — она оставалась далеко от максимального уровня. Производитель утверждает, что наушники могут подавлять шумы громкостью до 50 дБ, и ему, кажется, можно верить. А вот режим «прозрачности», в свою очередь, недостаточно отрабатывает окружающую обстановку, на мой вкус.
Другие доступные в приложении настройки: эквалайзер с набором из четырех пресетов, возможность подстройки не только шумоподавления, но и звука под ваш звуковой канал (на мой вкус, серьезного влияния на звучание не оказывает), пространственное звучание 360° (поддерживается в относительно небольшом числе приложений), настройка басов, возможность включить или выключить поддержку кодека LDAC, запустить «игровой режим» (где задержка звука снижается до минимума – заявлена задержка в 40 мс).
В целом набор функций вполне адекватный для наушников с серьезным позиционированием, как у realme Air Buds 5 Pro. Остается подкрепить это качеством звучания.
Об этом – ниже, а сейчас пара слов об автономности. Емкость аккумуляторов (ни в наушниках, ни в кейсе) производитель не указывает, но утверждает, что продолжительность автономной работы realme Buds Air 5 Pro составляет до 40 часов при использовании зарядного футляра и 11 часов без него. Подтвердить эти цифры не могу – что-то близкое возможно только без использования шумоподавления. При активном шумоподавлении наушники держат заряд примерно 4-5 часов (в зависимости от уровня громкости), а кейс, соответственно, обеспечивает примерно 3,5 цикла зарядки. Беспроводная зарядка не поддерживается, необходим кабель.
Добавлю, что наушники умеют поддерживать связь сразу с двумя источниками одновременно – очень удобно, если вы постоянно перемещаетесь между устройствами.
Перед оценкой качества звучания – немного технической информации. Наушники realme Buds Air 5 Pro получили сразу два динамика, причем наряду с 11-миллиметровым драйвером, отвечающим за бас, работает 6-миллиметровый динамик необычной микропланарной конструкции, который отвечает за средние и высокие частоты. Заявлена высокая скорость передачи данных (до 990 Кбайт/с) и расширенный диапазон частот – от 20 до 40 000 Гц. Также отметим наличие сертификата передачи данных Hi-Res Professional Certificate.
Для оценки качества звучания акустических устройств мы используем метод FSQ. В своем стандартном варианте он включает 14 тестовых дорожек, с помощью которых оцениваются следующие характеристики акустической системы:
Желающим проверить собственную аудиосистему или наушники советуем скачать тестовый диск «Аудиодоктор FSQ» и инструкции по тестированию со страницы Акустического центра МТУСИ. Одно из достоинств этого метода — четкие критерии оценки, которые компенсируют субъективный характер тестирования. Во многих тестах эксперту нужно всего лишь ответить, слышны ли на записи те звуки, которые должны в ней быть, или, наоборот, те, которых быть не должно.
Далее мы последовательно перечислим результаты прослушивания тестовых записей FSQ на realme Buds Air 5 Pro. Каждый тест будет сопровождаться кратким описанием из инструкции к «Аудиодоктору FSQ». Тестирование проводилось в связке со смартфоном Xiaomi 13 Ultra с активированным кодеком LDAC и отключенным шумоподавлением (но не в режиме «прозрачности»).
Номер дорожки | Описание теста | realme Buds Air 5 Pro | |
1 | Запас неискаженной громкости | При том что запас громкости очень серьезный (на максимуме ощущается заметный дискомфорт), звук не искажается, хрипов нет. | |
Magic Pump, "Open The Door" RDM, CD RDM 801201, «Наши в Городе» | |||
Неискаженный уровень громкости определяется по первой дорожке тестового диска. На ней звучит музыкальный фрагмент, где партии вокала и баса дополнительно скомпрессированы. Уровень громкости увеличивают с нуля до начала перегрузки, когда на басе и вокале начинают отчётливо прослушиваться нелинейные искажения, воспринимаемые на слух как хрипы. | |||
2–4 | Фазировка звукового тракта между каналами. | Фазировка оценивается и по позиционированию голоса диктора, и по уровню громкости на средних и высоких частотах. На низких частотах разницы между фазой и противофазой незаметно, фазировка теряется. | |
Голос диктора в фазе/противофазе, СЧ (300–3 000 Гц), ВЧ (5 000–22 500 Гц), НЧ (10–50 Гц). | |||
На дорожке записан голос диктора со словами: «Средние частоты. Фаза». Эти слова должны быть слышны из центра звуковой сцены. Далее диктор произносит: «Средние частоты. Противофаза». В этом случае дикторский текст должен воспроизводиться с меньшим уровнем громкости и (или) расфокусированным для слушателя и (или) смещенным в ту или иную сторону от центра. Аналогично проводится проверка фазировки в полосе ВЧ и в полосе НЧ. | |||
5–6 | Наличие помех, дребезжаний, посторонних призвуков и шумов в звуковом тракте. | Минимальное дребезжание на грани различимости на самых низких частотах, чистый звук без примесей на средних и высоких. | |
Скользящий тон, левый/правый канал (20–15 000 Гц). | |||
Тональный (синусоидальный) сигнал, частота которого плавно изменяется от самых низких до самых верхних частот. Раздельно, сначала для левого, а потом и правого каналов. | |||
7 | Набор частот для проверки НЧ-тракта. | Бас слышно начиная с частоты 20 Гц. При этом более-менее равный уровень громкости выдерживается начиная где-то с 25-40 Гц. Звона или призвуков нет — низкие частоты отрабатываются хорошо. | |
Фонограмма, сначала для левого, а потом и для правого каналов, содержит запись ряда фиксированных звуковых частот НЧ-диапазона. Сначала диктор сообщает о том, что звучит опорная частота 60 Гц. Затем диктор объявляет: «20 Гц», «25 Гц», «30 Гц» и так далее. Первый чистый низкочастотный тон (без искажений и турбулентных сипов), совпадающий по громкости с опорным, и определяет низшую рабочую частоту звукового тракта. В идеальном случае громкость остальных тонов вплоть до 150 Гц должна быть одинаковой. | |||
8 | Неравномерность АЧХ в области средних звуковых частот. | Запись абсолютно точно и достоверно распознается именно как аплодисменты, звук не сливается в дробь дождя, отдельные хлопки и призвуки эха очень хорошо различимы. | |
Фонограмма представляет собой высококачественную стереофоническую запись аплодисментов большого количества зрителей в зале. Хлопки в ладоши в достаточно гулком помещении эквивалентны равномерно распределённому по спектру диффузному полю — шуму. Однако на фоне этого монотонного шума человеческое ухо успевает различать самое начало хлопков (всплески). На звуковом тракте с линейной АЧХ вы действительно слышите аплодисменты, но при неравномерности («заборе») они становятся похожими на шум проливного дождя. | |||
9 | Линейность стереокартины по ширине звуковой сцены. | Позиционируется звук идеально, линейность не искажается. | |
Перемещающийся барабан, IASCA Competition CD. | |||
Фонограмма содержит семь ударов барабана, плавно перемещающегося слева направо по всей ширине стереокартины. Удары точно локализованы по направлению, и перемещение их в пространстве линейно, то есть углы между ударами одинаковы. | |||
10 | Микродинамика и глубина звуковой сцены. | Каждый звук слышно в точности, детализация отменная. Но глубина сцены отрабатывается не очень четко, все инструменты будто бы недостаточно пространственно разделены. Впрочем, не могу сказать, что звук плоский, — ощущение объемной сцены в любом случае присутствует. | |
Alex Rostotsky Trio, "Intro", POPE Musik PM1014-2, "Boiled Borsht". | |||
Фонограмма представляет собой небольшой музыкальный фрагмент с двумя инструментами — контрабасом и ударной установкой. Оба музыканта находятся в глубине сцены. | |||
Неприемлемой глубиной звуковой сцены считается, если музыканты визуально находятся на переднем плане. При неудовлетворительной микродинамике не слышны тихие удары по барабанам и тарелкам, а игра смычком на контрабасе плохо различима. Микродинамику можно считать удовлетворительной, если барабаны, тарелки и контрабас слышны, но в звучании контрабаса не слышно постукивающих о гриф пальцев музыканта и (или) при игре контрабасиста смычком вы отчётливо не слышите «упирающегося» движения смычка по струнам. И микродинамика будет хорошей, если пальцы контрабасиста слышны чётко и ясно. Отличной микродинамикой обладает звуковой тракт, если слышен очень тихий шелест, когда барабанщик случайно задевает локтем тарелку и тут же зажимает её рукой. | |||
11 | Натуральность в звукопередаче музыкальной атаки, положение и фокусировка звуковой сцены по ширине и высоте. | Звук очень упругий, мясистый и динамичный, претензий к отработке нет. Но сцена немного узкая, будто бы находится где-то посередине между наушниками, а не занимает все расстояние между ними. | |
Ron Tutt, "Improvisation", Sheffild Lab CD-14/20. | |||
На фонограмме представлен фрагмент барабанного соло. Неприемлемой передачей атаки считается, если звучание барабанов тускло, в нём нет упругости и «мясистости». Малоприемлемой — если звучание барабанов достаточно динамично, но имеет элемент «картонности» в ударе. Неприемлемой или малоприемлемой считается, если звуковая сцена уже пространства между источниками звука. Неприемлемо или малоприемлемо, если тарелки и хай-хэт находятся на одной высоте или разница незначительна. | |||
12 | Тембральный и музыкальный баланс звучания. | Барабаны звучат чуть ярче и громче, чем хотелось бы (и чем следует в описании сцены), и будто бы слегка выдвинуты на передний план. В остальном звуковой отрезок отрабатывается корректно и звучит приятно. | |
Mighty Sam McClain, "Give It Up To Love", Audioquest, XRCD, "Got To Have Your Love". | |||
Фонограмма представляет собой фрагмент джазовой пьесы с мужским вокалом. Неприемлемым или малоприемлемым с точки зрения тембрального баланса считается, если какой-либо из инструментов звучит ненатурально и (или) если тембр вокала имеет резкий или неприятный характер. Неприемлемым или малоприемлемым считается, если вокал или какой-либо из музыкальных инструментов явно выделяется по уровню громкости — выдвинут вперед или отодвинут назад. | |||
13 | Линейность звукового тракта по уровню громкости, его макродинамика и способность к передаче полифонического звукового образа. | Скачки громкости ощущаются очень хорошо (есть и разница между forte и fortissimo), инструменты различаются детально в первых трех частях отрезка. Но в последнем все же есть некоторое ощущение "каши". | |
A. Schnitke, "Childhood", Gorenstein/R.S.O., POPE Musik, PM 1007-2 1996, "Gogol Suite". | |||
Фонограмма содержит высококачественную запись симфонического оркестра, выполненную в помещении Большого зала Московской консерватории. Фрагмент состоит из четырёх основных частей, отличающихся друг от друга уровнем громкости и динамикой. | |||
Неприемлемым или малоприемлемым считается, если струнное пиццикато в первой части совсем неразборчиво или звучит слишком тихо, вяло и невнятно по сравнению со следующей, более громкой частью. Неприемлемым или малоприемлемым считается, если в третьей части (после вступления группы виолончелей и контрабасов) не чувствуется заметный скачок громкости и далее, в финальной, ещё один скачок. Неприемлемым или малоприемлемым можно считать, когда в третьей и четвёртой частях фонограммы явно слышны нелинейные искажения или же искажений нет, но оркестр явно не дотягивает по громкости до forte fortissimo. Неприемлемо, если оркестр уже в третьей части начинает звучать общей «кашей», отдельные группы музыкальных инструментов слабо различимы или совсем неразличимы. | |||
14 | Дополнительная дорожка для оценки качества звучания самых низких звуковых частот. | Большой барабан слышен, но минимально, почти на грани различимости. | |
Guiseppe Verdi, "La Donna E Mobile", Telarc CD-80447. | |||
Фонограмма содержит девятисекундный отрывок звучания симфонического оркестра, в составе которого есть большой (турецкий) барабан с очень низким регистром. Его можно услышать только при наличии высококачественного сабвуфера, натурально воспроизводящего частоты 20–25 Гц. |
Результаты тестирования подтверждаются общими субъективными ощущениями. Наушники способны выдать достаточно богатое, детализированное и насыщенное звучание по всему спектру частот – причем без выраженного перекоса в басы или, наоборот, верхние частоты.
При этом басы именно что неплохие – какой-то запредельной глубины realme Buds Air 5 Pro в этой части спектра не предлагают. Другое дело, что от TWS-наушников менее чем за 10 тысяч рублей ее и не ждешь, а те ожидания, что есть, наушники по большей части оправдывают. Небольшие претензии можно предъявить разве что к не самой широкой и выраженной сцене.
Шумоподавление влияет на звучание, создавая определенные примеси в звуке, но опять же не слишком серьезные.
Что касается использования realme Buds Air 5 Pro как гарнитуры – я не заметил каких-то проблем: на обоих концах «провода» собеседников слышно стабильно, связь не прерывается, синхронизируются со смартфоном наушники уверенно. Микрофоны, естественно, тоже оснащены шумоподавлением, справляющимся до определенной степени с «отсеиванием» шума ветра или дождя.
Задача сделать недорогие, универсальные, владеющие всеми основными трюками и при этом не проседающие по качеству звука наушники кажется довольно сложной – наверняка где-то оступишься. Или софт будет кривой, или шумоподавление невыдающееся, или звук будет хорош только на строчках в пресс-релизе. Но у realme в общем и целом получилось.
Не могу назвать realme Buds Air 5 Pro сколько-нибудь аудиофильской моделью, но звучат наушники достаточно «богато» и детализированно, что подтверждает и наше тестирование по методике FSQ. В плане возможностей же все на высоком актуальном уровне – настраиваемое шумоподавление, подстройка под ушные раковины пользователя, минимальная задержка (можно играть), возможность подключаться сразу к двум устройствам. Как минимум в своей ценовой категории realme Buds Air 5 Pro смотрятся замечательно. И выходит так, что они могут посягнуть на позиции заметно более дорогих наушников.