По поручению Белого дома ФБР провело расследование с целью установить ведомство, которое вопреки запрету использовало шпионское ПО израильской компании NSO. Этим ведомством неожиданно для расследователей оказалось... ФБР.
Использование предназначенного для шпионажа ПО, созданного израильской компанией NSO, стало незаконным в США с ноября 2021 года, когда разработчика включили в список организаций, угрожающих национальной безопасности страны. Об NSO узнал весь мир, когда правозащитники рассказали о программе Pegasus, предназначенной для удалённого взлома iPhone. При помощи отправленного на телефон сообщения iMessage, которое не нужно открывать или делать с ним что-то ещё, злоумышленник получал почти полный доступ к устройству и всем личным данным на нём. Ещё одним продуктом NSO является программа Landmark, которая эксплуатирует уязвимости не пользовательских устройств, а базовых станций мобильных операторов — когда к скомпрометированной базовой станции подключается телефон жертвы, Landmark определяет его местоположение с точностью 100–200 метров.
В апреле газета New York Times доложила о журналистском расследовании, в ходе которого было установлено, что американская компания Riva Networks незаконно приобрела и использовала продукцию NSO для выполнения заказа от некоего американского ведомства. Журналисты издания ознакомились с засекреченным контрактом, в котором заказчиком значилось «правительство Соединённых Штатов». Администрация президента страны заявила, что ей об этом контракте ничего не известно, и поручила ФБР расследовать инцидент. Теперь же газета сообщила, что заказчика удалось установить — им было само ФБР.
В бюро заявили, что использовали шпионское ПО непреднамеренно, а Riva ввела его в заблуждение. Как только ведомство в конце апреля установило, что компания использовала запрещённое средство кибершпионажа от его имени, директор ФБР расторг контракт. В бюро пояснили, что передали Riva несколько зарегистрированных в Мексике телефонных номеров, которые, по оперативной информации, использовались наркоторговцами и беглыми преступниками, чьё местоположение было необходимо установить. ФБР считало, что компания будет использовать для этого какой-то инструмент собственной разработки, но Riva предпочла NSO Landmark.
Как выяснилось, ФБР — возможно, не единственное американское ведомство, вовлечённое в это дело: у Riva также есть контракты с Министерством обороны, Управлением по борьбе с наркотиками (DEA) и Исследовательской лабораторией ВВС. Причём DEA пользуется инструментом, аналогичным Pegasus, только его разработчиком значится Paragon Graphite — конкурент NSO. Это ПО применяется на законных основаниях, хотя и предлагает ровно те же возможности.