Жанр | Аркада, головоломка |
Издатель | Sony Interactive Entertainment |
Разработчик | Media Molecule |
Дата выхода | 2015 год |
Локализация | Звук и текст |
Возрастной ценз | От 12 лет |
Платформы | PlayStation 4, PlayStation 5 (обратная совместимость) |
Официальный сайт |
Играли на PlayStation 5
Коллектив Media Molecule выпустил в 2020 году свой последний на сегодняшний день проект, Dreams, который с тех пор поддерживает. Это не совсем игра, а инструментарий, позволяющий всем желающим создавать собственные игры на PS4 и PS5 (подробнее о нём можно прочесть в нашей рецензии). Несмотря на любопытную задумку, завоевать большую славу и популярность проекту не удалось, а потому 1 сентября его контентная поддержка прекратится. До наступления этой даты Sony решила раздать Dreams в PlayStation Plus, а «молекула» сделала внутри неё полноценную игру Tren — великолепное развлечение, при прохождении которого за судьбу Dreams становится особенно обидно.
Обозревать такую новинку кажется немного странным: всё-таки это игра в игре, а не отдельный платный продукт. Но фактически это свежий релиз от Media Molecule — людей, которые в инструментарии Dreams разбираются лучше всех остальных, а заодно и в гейм-дизайне асы. Когда запускаешь Tren, моментально забываешь о том, что всё это сделано в местном редакторе, — настолько это качественная аркада, которую легко можно было бы продавать за несколько долларов в цифровых магазинах.
Мы управляем небольшим игрушечным локомотивом, ездящим по пластмассовым рельсам в огромном помещении. Повсюду расставлены коробки, переносящие нас из одного места в другое, а по сторонам лежат картонные таблички, которые служат обучающими экранами. Правда, обучать тут толком нечему: наша задача — ехать вперёд и останавливаться на цветных кругах, с помощью которых запускаются уровни. Там мы зарабатываем медали. Когда их собрано достаточно, поднимаются шлагбаумы, позволяющие продвинуться к новым испытаниям.
Уровни — отдельные локации с разными задачами. Есть испытания на скорость, в которых нужно добраться до конца пути как можно быстрее. Есть головоломки: от игрока требуется выполнить определённые действия, чтобы разблокировать путь к финишной прямой. Нашлось место даже для гонок на выживание, где локомотив преследуют враги, уничтожающие его при прикосновении.
Независимо от основной задачи, механики в Tren не меняются. Вы можете ехать вперёд и назад, а также ускоряться нажатием на отдельную кнопку (запас «нитро» ограничен). Иногда к локомотиву прикреплены платформы, а иногда их нужно прикреплять по пути — делается это автоматически, причём они могут быть как спереди, так и сзади. Эти платформы зачастую остаются пустыми, но время от времени на них оказываются грузы: либо они лежат там изначально, либо вы совершаете в определённых местах остановки, чтобы роботы их положили.
Такое разнообразие задач делает игру нескучной, несмотря на то что на каждом уровне занимаешься примерно одним и тем же. Условия меняются постоянно: то нужно как можно скорее ехать, чтобы не попадаться в ловушки, то замедляться на некоторых участках, иначе окажешься не на тех рельсах или вообще с них свалишься. То постоянно едешь вперёд, то двигаешься назад. То используешь платформы для перевозки грузов, то с помощью вереницы пустых платформ нажимаешь на кнопки, до которых обычный локомотив не смог бы добраться из-за мешающих шлагбаумов.
Помимо обычных «сюжетных» уровней есть так называемые экспертные ветки, где локации крупнее, а потому и задачки позаковыристее. Там интересных механик ещё больше: всякие подъёмники, наклоняющиеся в разные стороны платформы, рельсы-магниты, позволяющие ездить по ним вниз головой, — всего не перечесть. Порой приходится делать то, чем на простых уровнях не занимался, — например ускоряться, когда едешь назад, пытаясь не запутаться в управлении.
Всего здесь несколько десятков уровней, разбитых на три главы, и уже этого достаточно, чтобы прохождение заняло около пяти или шести часов. Но в Tren ещё и система медалей есть — за завершение каждого уровня выставляют оценку в зависимости от того, насколько быстро он был пройден. Некоторые испытания мне сразу удавалось пройти на «золото», некоторые я даже на «бронзу» не завершил с первой попытки — нужно заработать хотя бы минимальную оценку, чтобы разблокировать следующий уровень. Иногда золотую медаль невозможно получить, просто быстро двигаясь к финишу, — нужно либо все грузы довезти, за что из итогового времени вычтут несколько секунд, либо сделать сальто после наезда на рампу — это тоже позволит улучшить результат.
Если долго играть в Tren, она начинает немного надоедать, но на следующий день хочется прямо с утра в нее вернуться — и ради новых сложных уровней, и чтобы собственные рекорды побить, пусть кроме золотых медалей здесь нет никакой награды. Игровой процесс очень приятен: локомотив не съезжает с рельсов, если не совершаешь ошибок, физика более чем адекватная, визуальный стиль очарователен, а локации переполнены милыми деталями. Авторы говорили, что это ностальгический проект, призванный напомнить нам о детстве, когда мы в окружении игрушек гоняли паровозики и вагончики по настоящим рельсам. Поэтому одна из глав названа «Золотой век битов и байтов», а локации в ней завалены толстыми мониторами, старыми дисками, высокими клавиатурами и джойстиками с дискетами.
То, насколько весёлой и необычной получилась Tren, показывает потенциал Dreams — если там можно создавать такие вещи, то почему другие этим не занимаются? Или занимаются, но никто об этом не говорит, потому что это неизвестные разработчики? Сама Media Molecule постоянно отбирает лучшие проекты среди доступных в игре, выводит их на главную страницу меню, публикует у себя на сайте и так далее, но проходит ли их кто-то? Обсуждают их единицы, пресса ими вообще не интересуется, да и те, кто давно купил Dreams и поначалу знакомился с чужими творениями, вряд ли до сих пор в неё возвращаются.
У студии были наполеоновские планы, в которые входила возможность позволить игрокам продавать созданные проекты отдельно от Dreams. Видимо, реализовать это оказалось или сложно, или невозможно. Создатели ограничились тем, что не присваивают себе авторские права на пользовательские творения: если вы что-то смастерили в Dreams, написали там музыку или сделали что-то еще, вы можете использовать все это в коммерческих целях. Вот только столь важный анонс состоялся около месяца назад, когда о проекте уже практически перестали говорить, и вряд ли это уже кому-то нужно.
***
Tren — отличная аркадная головоломка, в которой с большим удовольствием проводишь несколько вечеров, проходя уровни и зарабатывая медали. Не зная, что она сделана в Dreams, легко можно подумать, что это отдельная самостоятельная игра. Возможно, что-то подобное должно было выйти еще в 2020 году — хотя бы одна глава из трех, демонстрирующая, что в Dreams действительно можно создавать полноценные игры, а не демо-версии на полчаса. Но имеем что имеем — может, раздача в PlayStation Plus и появление «большой» игры вдохновит людей на создание чего-то такого, чему нам захочется посвятить еще одну, отдельную рецензию.
Достоинства:
Недостатки:
Графика |
Внешне Tren напоминает смесь The Tomorrow Children и недавней Tin Hearts — ожившие игрушки в игрушечных мирах везде выглядят примерно одинаково. |
Звук |
Весёлая заводная музыка отлично сочетается с геймплеем, но немного наскучивает, когда к старым уровням возвращаешься по новой. |
Одиночная игра |
Несколько десятков уровней, разбитых на три главы. После первого прохождения хочется вернуться и побить свои рекорды. |
Оценочное время прохождения |
От 5 до 6 часов. |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Общее впечатление |
Симпатичная и увлекательная аркадная головоломка и отличная, хоть и запоздалая, реклама Dreams. Возможно, за появлением в редакторе полноценной игры последует череда таких же захватывающих и достойных внимания релизов. Но вряд ли — этот поезд ушёл. |
Оценка: 8,0/10
Видео: