Интерактивные тренажёры используются в самых разных областях подготовки персонала, и японская компания Hitachi решила поставить технологии искусственного интеллекта на службу в сфере обучения специалистов безопасным приёмам работы и тренировки последовательности действий в аварийных ситуациях. Такая система поможет решить проблему передачи опыта между поколениями рабочих в условиях демографического кризиса.
Не секрет, что японская экономика уже сейчас сталкивается с проблемой старения нации. К 2030 году более 30 % населения страны будет пребывать в возрасте старше 65 лет, а нехватка рабочих рук в промышленности и сфере обслуживания будет измеряться 6,44 млн вакантных позиций. Представители Hitachi рассказали Nikkei Asian Review, что корпоративный исследовательский центр сейчас разрабатывает систему интерактивного обучения персонала рабочих специальностей, которая учитывала бы опыт предыдущих происшествий для моделирования аварийной обстановки на промышленных объектах. Молодые кадры, по замыслу создателей, в этом случае почувствуют своё погружение в сложную ситуацию и получат необходимые для правильных действий навыки. Ранее подобной работой обычно занимались опытные наставники, но по мере уменьшения их количества в силу естественных причин японским корпорациям приходится полагаться на искусственный интеллект.
Hitachi собирается создать учебный класс площадью около 10 квадратных метров, на полу и стенах которого будут проецироваться создаваемые компьютером изображения соответствующих элементов обстановки на производственном объекте после чрезвычайного происшествия. Система искусственного интеллекта по запросу оператора сможет генерировать самые разные ситуации и наглядно отображать их на проекции. Затем обучаемые получат необходимые рекомендации по действиям в таких условиях, обретя нужный опыт без взаимодействия с живым наставником.
Систему генеративного искусственного интеллекта Hitachi также хочет научить давать подсказки персоналу промышленных объектов в тех или иных нештатных ситуациях. Например, управляющий электростанцией диспетчер сможет получить от системы рекомендации по поиску и устранению неисправности, в зависимости от индикации на табло системы управления. Даже если человек заучивал инструкции и правила, в состоянии стресса он может просто забыть о каких-то нюансах, и искусственный интеллект предоставит ему своевременную подсказку. Hitachi сперва намеревается использовать такие системы для обучения собственного персонала, но в случае успеха эксперимента готова предложить их и сторонним заказчикам.