Жанр | Экшен, приключение |
Издатель | Team17 Digital |
Издатель в России | отсутствует |
Разработчик | The Game Kitchen |
Минимальные требования | Процессор Intel Core 2 Duo E8400 3,0 ГГц/ AMD Phenom II X2 550 3,1 ГГц, 4 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9 и 1 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GT 520 /AMD Radeon HD 7470, 15 Гбайт на жестком диске, аккаунт в Steam, GOG или Epic Games Store |
Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core i3-550 3,2 ГГц / AMD FX-4100 3,6 ГГц, 6 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9 и 1 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GT 710 / AMD Radeon R7 240 |
Дата выхода | 24 августа 2023 года |
Локализация | текст |
Возрастной ценз | от 18 лет |
Платформы | PC, Xbox Series X|S, PlayStation 5, Switch |
Официальный сайт |
Играли на PC
Оригинальную Blasphemous сложно назвать выдающейся игрой. Но хоть она и не привнесла что-то новое в жанр платформеров, своих фанатов игра определенно нашла. В первую очередь, конечно, в ней цепляли оригинальный мир и скрупулезный пиксель-арт. Окружение полнилось деталями и динамичными объектами, а анимация персонажей, ударов и кровавых добиваний удивляла плавностью. Претензии касались в основном игрового процесса. И дело не в слабом дизайне механик — геймплей просто оказался чересчур хрестоматийным. Слишком «классическим» и без особого разнообразия. Именно это The Game Kitchen захотела исправить в сиквеле в первую очередь.
Blasphemous (как и сиквел) — редкий представитель темного фэнтези с сильным уклоном в религиозные мотивы. Испанская студия при создании образов, конечно, сильно вдохновлялась историей (в том числе и религиозной) собственной страны. В визуальных образах легко читается католицизм, местами гипертрофированный, а местами перевернутый с ног на голову. Многие элементы основаны на реальных образах и легендах.
В мире Blasphemous существует Чудо — не просто эфемерное понятие, а реальная физическая сила. Кого-то она проклинает, других же одаривает благодатью. В итоге все жители Кастодии — люди глубокой веры, проводящие время в неистовой молитве, а порой и самобичевании. Ведь чем сильнее страдания, через которые человек проходит, тем выше шанс обратить на себя внимание Чуда.
Главным героем в сиквеле снова выступает Кающийся, чей образ запоминается в первую очередь необычным одеянием с конусовидным шлемом, овитым подобием тернового венка. После событий оригинала (а именно «настоящей» концовки из дополнения Wounds of Eventide) протагонист, казалось бы, заслужил покой, завершив свою молчаливую и кровавую епитимью. Но Чудо взывает вновь.
Цельное повествование в Blasphemous собрать не проще, чем в Dark Souls. Она в первую очередь про яркие образы, которые открыты разной интерпретации, — так было в оригинале, так осталось и в сиквеле. Хотя авторы в голове имеют четкую картину событий, доказательством чему служит артбук с множеством пояснений и целый документальный фильм о первой части, до игроков она доходит скорее эхом. Через персонажей (кто безумен, кто себе на уме), через описания предметов, через окружение. FromSoftware одобрительно кивает.
При этом визуальное решение получилось столь ярким и глубоким, что в этот мир все равно погружаешься, вчитываешься в каждое слово и рассматриваешь каждый открывающийся пейзаж. Искренне переживаешь о трагедиях встреченных персонажей. При условии, конечно, что подобная стилистика находит в вашей душе хоть какой-то отклик. Несмотря на красоту и детальность, она, безусловно, на любителя.
Первой же сценой The Game Kitchen словно заявляет, что приняла к сведению обратную связь от сообщества. Первой Blasphemous досталось за скудный арсенал, состоящий из одного-единственного оружия — длинного меча. В сиквеле вы в первую очередь встаете перед выбором: с каким клинком вы начнете нести кару небесную? На выбор представлены тяжелый кистень с огромным наконечником, стремительный дуэт шпаги с кинжалом и сбалансированный изогнутый меч с зазубринами.
В конечном счете, Кающийся все равно соберет все три, но ваше решение сильно скажется на первых часах прохождения. Во-первых, каждый образец оружия ощущается уникально и предлагает разный подход к сражениям. Кистень долго замахивается, но бьет больно и оборачивается импровизированным кадилом, которое можно поджечь прямо во время комбо. Хотя за мощь придется платить мобильностью. Шпага, с другой стороны, позволяет молниеносно сокращать дистанцию и парировать большинство вражеских атак. Но «толстых» противников ковырять придется долго. Blasphemous 2 не заставляет подбирать пушку под каждого врага, но поощряет грамотный выбор.
Впрочем, по мере прокачки арсенала каждый образец становится универсальным. Последнюю треть в битвах я почти не расставался с зазубренным клинком. Но оружие используется не только в драках. Оно же служит инструментом для преодоления определенных препятствий. Кистень вызывает звуковую волну от колоколов, от которой ртутные капли на время превращаются в твердые платформы, а шпага позволяет телепортироваться между зеркалами.
Поэтому от первого выбора зависит не только начальный стиль боя, но и локации, с которых начнется путешествие. По своему устройству Blasphemous 2 мало отличается от предшественницы — да, в принципе, и любого другого образчика жанра. Мир нелинейный, со множеством пересечений между зонами, но доступ к новым местам и секретам открывается по мере получения способностей. Сиквел предлагает и новые локации, и знакомые по первой части территории, с некоторыми изменениями. К примеру, мы побываем в храме «Мать Матерей» и увидим, что с ним случилось после финала Blasphemous.
Пейзажи все так же радуют, а порой и поражают детализацией. Несмотря на пиксель-арт, я не сомневаюсь, что в визуальную часть игры сил было вложено не меньше, чем в реалистичную графику ААА-блокбастеров. Каждый пиксель здесь на своем месте и работает на создание цельного стиля.
Дизайном радует как окружение, так и враги Кающегося. Как и в прошлый раз, особенно удались боссы. Каждый из них — запоминающийся образ. Как внешне, так и по постановке сражения, в котором всегда есть своя изюминка. С одним боссом придется скакать по двум лифтам, положение которых постоянно меняется друг относительно друга. Другой заставляет цепляться за крюки без возможности приземлиться — бить приходится исключительно в прыжке между точками, за которые можно схватиться. Третий постоянно «меняет лица» вместе с набором атак.
При этом Blasphemous 2 — вовсе не сложная игра. Кающегося не так-то просто убить, да и наказание за гибель минимальное. Она не заставляет потеть, а, наоборот, хочет, чтобы игрок чувствовал силу и смело исследовал неизведанные закоулки Кастодии. В век повальной моды на зубодробительную сложность — приятное исключение.
Секретов по миру разбросано великое множество: от привычных иллюзорных стен до многоступенчатых квестов с ценной наградой. Чем внимательнее вы зачищаете локации, тем больше инструментов получаете в свое распоряжение. Это касается как новых молитв-заклинаний, так и способов перемещения. Ближе к финалу вы даже сможете открыть способность быстро телепортироваться между всеми открытыми алтарями возрождения. Очень удобно, когда хочешь «запылесосить» уровни перед тем, как отправиться на последнее испытание.
* * *
Blasphemous 2 — логичное развитие идей, заложенных первой частью. Она все так же выгодно выделяется оригинальным стилем, но делает игровой процесс более разнообразным. В ней и сражения интереснее, и секции с платформингом лучше проработаны. И, конечно, мир Кастодии полон секретов, благодаря чему хочется заглянуть под каждый камешек.
Достоинства:
Недостатки:
Графика |
Детальный, прекрасно анимированный пиксель-арт блистает во всей своей мрачной красе. |
Звук |
Мрачный эмбиент сменяется грозными ударными в сражениях и перетекает в эпические хоровые мотивы в схватках с боссами. |
Одиночная игра |
Классическая метроидвания с хорошим балансом между сражениями, платформингом и поиском секретов. |
Оценочное время прохождения |
Пятнадцать часов на полное прохождение с попытками (не всегда успешными) раскрыть все тайны игры. |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Общее впечатление |
Грамотная работа над ошибками и просто отличная игра. |
Оценка: 9,0 из 10