Рабочие, занятые на строительстве завода тайваньского контрактного производителя полупроводников TSMC в Аризоне, утверждают, что возведение объекта задерживается из-за бесхозяйственности и административного хаоса в руководстве заказчика, пишет Business Insider. В TSMC эту позицию отвергают.
В июле TSMC заявила, что запуск предприятия, вероятно, придётся перенести на 2025 год, и часть вины компания возложила на недостаток квалификации у американских рабочих. Чтобы исправить ситуацию, компания пытается получить визы для 500 тайваньских специалистов, которые помогут в строительстве и обучении на объекте, где заняты 12 000 человек. В ответ профсоюз Arizona Pipe Trades 469 Union, представляющий интересы более 4000 трубомонтажников, сантехников, сварщиков, а также специалистов по отоплению, вентиляции и кондиционированию, подал петицию, в которой призвал американских законодателей отказать в выдаче этих виз. По версии организации, TSMC намеренно исказила ситуацию с навыками, которыми обладают аризонские рабочие, и заменять их более «дешёвой» рабочей силой с Тайваня недопустимо. В TSMC, напротив, уверяют, что тайваньские специалисты не создадут угрозы для рабочих мест в США — на данном этапе строительства «сотрудничество местной рабочей силы и международного опытного персонала является обычной практикой для обеспечения высочайшего качества исполнения».
Один из занятых на объекте американских рабочих настаивает, что задержка связана с управленческим звеном заказчика, которое просто не выделяет подрядчикам нужных ресурсов. Ему есть с чем сравнивать — ранее он был занят на объекте Intel. В отличие от американского электронного гиганта, руководство TSMC просто отдаёт распоряжение, что именно хочет получить, не предоставляя строителям ни чертежей, ни планов. Вместо них приходится ориентироваться по электронным письмам и изображениям с пометками, которые непросто расшифровать. Основные противоречия сводятся к культурным различиям: американские рабочие обвиняют TSMC в управленческих проблемах, а в TSMC говорят, что американскими рабочими трудно управлять.
Впрочем, у местных подрядчиков накопилось к тайваньским заказчикам множество других претензий: нехватка материалов, которых порой приходится ждать по нескольку дней; отсутствие координации между специалистами разных профилей; систематические нарушения строительных норм — объект возводится согласно требованиям заказчика, но подписывать акты о проделанных работах подрядчики не хотят, поскольку это незаконно; наконец, пренебрежение техникой безопасности — груз в несколько центнеров может висеть над головами рабочих, а тайваньские специалисты ходят по объекту в теннисных туфлях, не надевая ни защитных очков, ни перчаток. Тайваньская сторона, напротив, уверяет, что регулярно проводит проверки на соблюдение техники безопасности, и зарегистрированных нарушений на объекте на 80 % меньше, чем в целом по стране.
У американских рабочих есть вопросы и к организации строительства. До часа приходится ждать в очереди на выдачу защитного снаряжения, после чего оно может не подойти по размеру, и вешалка в раздевалке будет занята кем-то ещё. Кроме того, на местной парковке некорректно организовано движение транспорта. Наконец, претензии TSMC в отношении квалификации американских рабочих, по мнению последних, не выдерживают никакой критики: тайванцы не разу не уточнили, каких именно навыков не хватает американским подрядчикам, и их обучением тоже никто даже не думал заниматься. «Мы не против тайваньских рабочих или чего-то ещё. Мы против TSMC. Проблема в TSMC», — заключил один из строителей.