Жанр | Стелс-тактика в реальном времени |
Издатель | Mimimi Games |
Разработчик | Mimimi Games |
Минимальные требования | Процессор Intel Core i5-7400 3,5 ГГц / AMD Ryzen 3 1200 3,1 ГГц, 8 Гбайт ОЗУ, видеокарта с 2 Гбайт памяти и поддержкой DirectX 11, например NVIDIA GeForce GTX 750 Ti / Radeon RX 570, 25 Гбайт на накопителе, интернет-соединение и учётная запись в Steam |
Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core i5-8400 2,8 ГГц / AMD Ryzen 5 1600 3,2 ГГц, 16 Гбайт ОЗУ, видеокарта с 4 Гбайт памяти и поддержкой DirectX 11, например NVIDIA GeForce GTX 970 / Radeon RX 6500 XT |
Дата выхода | 17 августа 2023 года |
Локализация | Текст |
Платформы | PC, PlayStation 5, Xbox Series X|S |
Официальный сайт |
Играли на PC
С момента выхода Shadow Tactics: Blades of the Shogun студия Mimimi сразу же показала, что она не только любит стелс-тактики, но и отлично понимает, как они должны работать. Все три предыдущих проекта компании в этом жанре — уже упомянутая Blades of the Shogun и небольшой аддон Aiko’s Choice, плюс Desperados III — игры прекрасные и умные, заставляющие думать, анализировать и планировать. Однако их объединяет то, что Mimimi будто бы боялась добавить побольше своих идей в устоявшуюся формулу изометрических пряток и что-то сломать. Я с нетерпением ждал Shadow Gambit: The Cursed Crew не в последнюю очередь потому, что хотелось посмотреть, решатся ли немцы на эксперименты.
⇡#Призрачный корабль с харизматичной командой
За последнее десятилетие стелс-жанр сместил фокус с контролируемых обстановок на свободные песочницы. Что Metal Gear Solid V, что недавняя трилогия Hitman предоставляли игрокам большое количество возможностей и не указывали на какой-то конкретный способ решения проблемы, вместо этого открывая гигантский простор для экспериментов. Shadow Gambit идёт этим же путём — стиль прохождения серьёзно меняется в зависимости от выбора героев, времени суток, точки высадки и самого задания. Единственно правильного пути нет.
Более того, в свежем проекте Mimimi отказалась от уникальных локаций под каждое поручение. Теперь у нас есть несколько островов разных размеров, каждый из которых придётся посетить 4–5 раз. Однако, в отличие от той же MGS V, где одну деревню или блокпост нужно было зачищать снова и снова (и снова, и снова, и снова, а-а-а-а), немцы выбрали более умный подход. Цели подавляющего большинства миссий раскиданы по уровню так, что за один заход увидишь хорошо если его треть. Скажем, сейчас нужно украсть что-то из форта на западной стороне острова, в следующий рейд — помочь товарищу на восточной. В итоге, несмотря на то, что место вроде бы одно, практически всё время действуешь на новых участках.
Конечно же, тут играет роль и традиционная любовь студии к тактическим головоломкам и продуманному дизайну карт. Охранников много, чаще всего они находятся в зоне видимости друг друга — в каждой миссии придётся подумать, повертеть камеру, найти слабые места в обороне и попробовать их использовать. И здесь Mimimi наконец-то смогла отпустить себя и предложила немало потусторонних способностей, помогающих разобраться с поставленными задачами. Зря, что ли, нам дали управлять командой проклятых пиратов?
Один из них буквально проваливается под землю, что делает его невидимым на ровном месте. Вторая телепортируется в небольшом радиусе, в том числе и вверх, на стены или вышки. Третья создаёт кусты-укрытия по нажатию клавиши. Другой персонаж вообще умеет засовывать врагов в пушку у себя на спине и стрелять тушкой противника в его же товарищей — или пулять своих напарников в зоны, до которых они сами не могут добраться. Умения на первый взгляд кажутся слишком уж сильными, особенно в первых заданиях, однако игра грамотно подстраивается под них. В первую очередь тем, что на большинство вылазок нельзя брать больше трёх героев. Кроме того, количество просматриваемых несколькими охранниками мест такое, что просто так влететь и раскидать всех не выйдет. И чем дальше, тем будет сложнее.
С другой стороны, пар из ушей от напряжения, как в Shadow Tactics, в случае с Shadow Gambit у вас вряд ли пойдёт (разве что в финальном задании). Разработчикам нужно было удостовериться, что пройти миссию можно любой комбинацией героев, — и, конечно же, более открытый подход к дизайну кое-где уступает контролируемым от и до сценариям предыдущих игр студии. Однако я не могу записать это в недостаток, поскольку фокус игры сместился в сторону более динамичного стиля прохождения — сидеть в кустах в ожидании подходящего момента нужно поменьше, а стремительно действовать, молниеносно менять планы и экспериментировать — куда больше. Особенно когда под рукой куча умений, позволяющих одновременно шалить как на передовой, так и в тылу, откусывая по охраннику то тут, то там в попытках открыть себе безопасный путь к цели. Как и любой отличный стелс, Shadow Gambit быстро уводит в состояние потока, заставляя забыть о времени, — с этим Mimimi в очередной раз не подвела.
Впрочем, наиболее мощный рывок студия совершила не в плане геймплея, который был практически идеален ещё в Blades of the Shogun. У компании всегда была проблема с сюжетным наполнением — коротенькие заставки между миссиями и небольшие разговоры давали самый минимум и раскрывали персонажей, но на этом всё. Shadow Gambit же стала полноценным сюжетным приключением с гигантским количеством диалогов. Команда проклятых пиратов подобралась разношёрстная и колоритная, а тут ещё сам корабль, «Красная Марли», обладает собственной, весьма говорливой душой.
Возвращаясь после миссии на свою плавучую базу, можно запустить небольшие мини-истории, которые помогут больше узнать о своих подопечных. Скелет-ниндзя, например, передает все премудрости своей непростой профессии… рыбе. Канонир учит скелетов поэзии. И прочая, и прочая. И хотя разговорные квесты сильно разнятся по качеству, они достаточно короткие и смогут повеселить как минимум абсурдностью ситуаций.
Сценаристы на этом не остановились и сюжетно объяснили не только то, почему мы видим героев в изометрии во время миссий, но и механику сохранений. Они здесь — воспоминания, которые хранит наш пиратский корабль. Одного этого было бы достаточно, но The Cursed Crew идёт дальше и использует их как важный элемент повествования. И когда узнаёшь, что прожимать кнопку «загрузить» можешь не только ты… Хотя тут лучше остановиться, чтобы не начать кидаться спойлерами. Лучше всё-таки попробовать игру самому — она найдёт чем удивить и в геймплейном, и в сюжетном плане.
Не проходите мимо Shadow Gambit, если любите умные и захватывающие стелс-игры. Это лучший и наиболее отполированный проект Mimimi Games. И, к большому сожалению, последний — буквально через пару недель после релиза студия объявила о том, что вскоре закроется. Жанр потерял одного из сильнейших разработчиков, но они ушли с высоко поднятой головой.
Достоинства:
Недостатки:
Графика |
В изометрии главное — вид сверху, и в этом плане все локации получились красочными и детализированными, но не в ущерб информативности происходящего. |
Звук |
Раньше студия в своих тактиках не слишком заморачивалась с сюжетной составляющей, но тут все диалоги прекрасно озвучены (с пиратским акцентом). Во время заданий фоновую музыку толком не замечаешь. |
Одиночная игра |
Прятки стали веселее за счёт более динамичных навыков, а открытый дизайн позволяет подходить к тактическим задачкам в своём стиле. |
Оценочное время прохождения |
20-25 часов на основную кампанию и что-то близкое к бесконечности, если захотите выбить все значки, которые даются за выполнение особых условий в миссиях. |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Общее впечатление |
Mimimi всегда делала умные и проработанные игры, так что и Shadow Gambit оказалась прекрасной стелс-тактикой. При этом она серьезно прибавила в сюжетной составляющей и подарила больше свободы во время выполнения разнообразных миссий. |
Оценка: 9,5/10
Видео: