Американским регуляторам, как поясняет Bloomberg, только сейчас удалось утвердить перечень критериев по предоставлению субсидий на строительство предприятий по выпуску чипов на территории США тем компаниям, которые одновременно располагают действующими производствами в Китае и хотели бы их расширять. В ходе обсуждения с соискателями был разработан более справедливый перечень критериев, как сообщает источник.
Во всяком случае, из актуального перечня критериев исчез «единый потолок» финансирования, который разрешался соискателям для реализации инвестиционной деятельности в Китае, России и других «нежелательных» для подобной деятельности странах. Ранее предполагалось, что компании не смогут вложить в расширение и модернизацию своих местных производств более $100 000, если они одновременно претендуют на получение американских субсидий. Универсальный критерий оценки был отброшен, но теперь Министерство торговли США получило право в каждом индивидуальном случае оценивать, насколько значительными могут быть инвестиции соискателей на территории «нежелательных» стран.
Отказались чиновники США и от идеи оценивать производительность предприятий исключительно по количеству выпускаемой за период продукции. Вместо этого регуляторы будут следить, в какой пропорции компании увеличивают площадь так называемых «чистых» комнат на полупроводниковых производствах, действующих в том же Китае. В частности, для передовых техпроцессов тоньше 28 нм запрещается на протяжении десяти лет увеличивать площадь таких производственных помещений более чем на 5 %, а для зрелой литографии свыше 28 нм такой порог установлен на значении 10 % в течение десяти лет.
Данное толкование ограничений позволит компаниям в определённых рамках модернизировать свои производства в Китае, при этом не увеличивая занимаемую оборудованием площадь. Количество выдаваемой ими продукции при этом будет зависеть от возможностей оборудования и конъюнктуры спроса. Соискатели субсидий обязаны будут предупреждать американских регуляторов о намерениях расширить свои производственные мощности в Китае, даже если речь пойдёт о деятельности, связанной со зрелыми техпроцессами.
В тексте правил, утверждённых Министерством торговли США, конкретно прописывается, что обработка кремниевых пластин и выпуск полупроводниковых подложек являются теми видами деятельности, на которые распространяется действие данных правил. Появились и исключения: например, обмен патентами и лицензирование технологий, а также потребление услуг предприятий по контрактному производству чипов или их упаковке на территории КНР допускается, если это не затрагивает национальную безопасность США. Участие в формировании международных стандартов с привлечением китайских компаний тоже не запрещается. Совместная исследовательская деятельность с китайскими партнёрами допускается, только если она не затрагивает всё те же интересы национальной безопасности США. Квантовые вычисления и разработка устойчивых к воздействию радиации чипов, например, считаются «запретными» направлениями сотрудничества. Наконец, если китайская компания находится под санкциями США, то любое взаимодействие с ней без соответствующей экспортной лицензии не допускается.
Напомним, что по так называемому «Закону о чипах» власти США в течение ближайших пяти лет собираются выделить $39 млрд субсидий на строительство в стране предприятий по выпуску чипов и исследовательских центров, а также предоставить около $75 млрд кредитов на соответствующие цели. Дополнительно около $13 млрд будут направлены на финансирование профильных исследований и разработок, а также образовательные программы в этой сфере. Если получатели субсидий не будут выполнять требования, касающиеся своей деятельности в Китае, то власти США сохраняют право заставить их вернуть в бюджет полученные средства.