Время, когда два раздельно существующих беспроводных наушника были чем-то необычным, давно прошло. Сегодня это уже стандарт де факто, получивший массовое распространение. Покупателю предлагаются TWS-наушники на любой вкус — от самых доступных, которые можно купить буквально за пару тысяч рублей, а то и дешевле, до серьезных моделей, с претензией на высокое качество звучания и эффективное шумоподавление. Именно к «премиальному» подмножеству и относятся HUAWEI Freebuds 3 Pro.
Первые HUAWEI Freebuds Pro увидели свет три года назад — и с тех пор признанная успешной формула не менялась: внутриканальные наушники с акцентом на качестве звучания, серьезное время автономной работы, интеллектуальное активное шумоподавление. Посмотрим все же, что изменилось по сравнению с HUAWEI Freebuds Pro 2 – без всяких скидок очень удачной моделью.
Дизайн и конструкция
Cама конструкция и схема хранения, зарядки и использования TWS-наушников давно и хорошо знакома пользователям и почти не отличается от бренда к бренду. Миниатюрный «аэродинамичный» кейс с аккумулятором и парой гнезд, в которые вставляются маленькие наушники с магнитными креплениями. Разве что акустическая схема может различаться — внутриканальные или вкладыши. В данном случае наушники внутриканальные, с силиконовыми накладками.
Но при этом кейс HUAWEI Freebuds Pro 3, который кажется вроде бы совершенно обычным (хотя стал на несколько процентов меньше, чем кейс HUAWEI Freebuds Pro 2), обладает определенной особенностью.
На нижнем торце, рядом с портом для зарядки (USB Type-C), находятся прорези динамика. Теперь на наушники можно «позвонить», если вы вдруг забыли, куда их положили! Также от предшественника его отличает окантовка порта USB Type-C и иное расположение индикатора заряда — теперь он вынесен наружу, а не находится под крышкой между пазами для наушников.
На боковой поверхности находится клавиша активации Bluetooth-сопряжения. Также стоит сказать, что подключение к розетке через кабель — не единственная опция, наушники можно заряжать и без проводов, в том числе и при помощи смартфонов, поддерживающих обратную беспроводную зарядку.
HUAWEI Freebuds Pro 3 представлены в трех цветовых исполнениях: помимо зеленого, как в нашем случае, варианта, существует также серый (серебристый) и классический белый — без него никуда.
Сами наушники практически не изменились в сравнении с HUAWEI Freebuds Pro 2 – та же форма ножки, та же конструкция с двумя драйверами. Но на ножках, где расположена зона сенсорного управления, появились выемки, помогающие в управлении, — теперь места, которых надо касаться, чтобы остановить воспроизведение, ответить на звонок или отрегулировать шумоподавление, не приходится искать на ощупь, палец сам ложится куда надо. Также наушники реагируют на движение: вынули из уха хотя бы один — воспроизведение остановилось, вставили обратно — музыка снова пошла.
Обращает на себя внимание черная зона на чашечках — там находится микрофон, отвечающий за координацию двух звуковых модулей наушников. Разговорные микрофоны расположены в торцевой зоне ножек.
Наушники почти невесомые — по 5,8 грамма каждый. Кейс вместе с наушниками весит 57 граммов. Габариты чехла — 46,9 × 65,9 × 24,5 мм. Серьезный статус HUAWEI Freebuds Pro 3 не подкрепляют лишней увесистостью. У меня за время тестирования они пару раз даже выпадали из кармана (кейс же «аэродинамичный»), и я этого не замечал. И да, после обоих падений с наушниками ничего не случилось, с надежностью все в порядке. Шарнир на кейсе не разболтанный, щелкает приятно, есть доводчик, по заявлению изготовителя, шарнир рассчитан на 100 000 циклов открывания-закрывания крышки. Сами наушники защищены от влаги по стандарту IP54, так что пользоваться ими можно и в дождь.
⇡#Привязка и управление, время автономной работы
HUAWEI Freebuds Pro 3, в принципе, не требуют специального ПО для работы — они появляются в списке доступных для сопряжения устройств сразу, как только вы открываете кейс. Использовать кнопку принудительного сопряжения мне не пришлось даже для сопряжения с iPhone, хотя с предыдущими версиями наушников HUAWEI это было необходимо. Смартфоны же HUAWEI находят наушники сами, даже в меню Bluetooth заглядывать не придется.
Наушники получили модуль Bluetooth v5.3, который позволяет подключить их сразу к двум устройствам одновременно. Например, к смартфону и ноутбуку или смартфону и умным часам. Каждый раз отключать где-то модуль Bluetooth или, более того, отвязывать-перепривязывать их не надо.
Несмотря на доступность большей части базовой функциональности без приложения, существуют и более подробные настройки, в приложении HUAWEI AI Life (для EMUI, Android и iOS). В нем можно поменять настройки шумоподавления, обновить ПО, настроить эквалайзер, включить звуковой сигнал, чтобы найти наушники, обновить прошивку и т. п.
А прошивку обновлять стоит — HUAWEI FreeBuds Pro 3 весьма умны и способны обучаться новым трюкам. Помимо пассивного шумоподавления благодаря плотному внутриканальному прилеганию здесь также предусмотрена активная система, работающая в четырех режимах: «динамический», «ультра», «комфорт» и «обычный». По сути, это три степени шумоподавления и режим автоматического выбора в зависимости от окружающей обстановки. Причем производитель утверждает, что шумоподавление стало на 50% более эффективным, чем у предшествующей модели. Я сравнил — в процентах определить не могу, но и так хорошее поглощение шумов действительно стало лучше. В транспорте я спокойно слушал музыку и подкасты на громкости даже чуть ниже средней.
Также в приложении AI Life можно активировать интеллектуальную систему определения размера насадок — наушники сами «понимают», какую насадку в ваших ушах лучше использовать. А в комплекте теперь лежат дополнительные насадки размера XS.
Из интеллектуальных функций также отметим улучшенную систему подавления шума ветра при разговоре (никто из собеседников не жаловался на качество звука) и новый адаптивный эквалайзер, который автоматически подбирает настройки для лучшего звучания музыки. Но о качестве звука мы поговорим ниже.
Здесь же — о времени работы. Тут у HUAWEI Freebuds Pro 3 все по-прежнему замечательно — цифры в сравнении с результатами Freebuds Pro 2 почти не изменились. Заявлено до 31 часа воспроизведения при использовании чехла и 6,5 часа для каждого наушника — это с отключенным шумоподавлением. С активированным (или в режиме звукопроницаемости, когда окружающие звуки усиливаются) эти показатели составляют 22 и 4,5 часа соответственно. Могу примерно подтвердить заявленное — держат заряд наушники правда очень долго, несмотря на компактность.
Что касается ощущений от работы, то синхронизируются между собой и со смартфоном наушники довольно стабильно, но пару раз за неделю тестирования они все же теряли контакт — правда, без требования привязки заново, звук как пропадал, так и восстанавливался за пару секунд.
Перед оценкой качества звучания – немного технической информации. Наушники получили два динамика: динамический 11-миллиметровый и излучатель с плоской диафрагмой. Заявлена высокая скорость передачи данных (до 990 Кбайт/с) и крайне широкий диапазон частот – от 14 до 48 000 Гц. Также отметим, что HUAWEI Freebuds Pro 3 поддерживают кодеки L2HC 2.0 и LDAC и получили сертификаты HWA и Hi-Res Audio Wireless.
Для оценки качества звучания акустических устройств мы используем метод FSQ. В своем стандартном варианте он включает 14 тестовых дорожек, с помощью которых оцениваются следующие характеристики акустической системы:
Желающим проверить собственную аудиосистему или наушники советуем скачать тестовый диск «Аудиодоктор FSQ» и инструкции по тестированию. Одно из достоинств этого метода — четкие критерии оценки, которые компенсируют субъективный характер тестирования. Во многих тестах эксперту нужно всего лишь ответить, слышны ли на записи те звуки, которые должны в ней быть, или, наоборот, те, которых быть не должно.
Далее мы последовательно перечислим результаты прослушивания тестовых записей FSQ на HUAWEI Freebuds Pro 3. Каждый тест будет сопровождаться кратким описанием из инструкции к «Аудиодоктору FSQ». Тестирование проводилось в связке со смартфоном HONOR 90 с активированным кодеком LDAC и отключенным шумоподавлением (и не в режиме «звукопроницаемости»).
Номер дорожки | Описание теста | HUAWEI Freebuds Pro 3 | |
1 | Запас неискаженной громкости | Не могу сказать, что у наушников огромный запас громкости, — серьезного дискомфорта на максимуме я не испытал; при этом звук чистый. Нелинейных искажений нет. | |
Magic Pump, "Open The Door" RDM, CD RDM 801201, «Наши в Городе» | |||
Неискаженный уровень громкости определяется по первой дорожке тестового диска. На ней звучит музыкальный фрагмент, где партии вокала и баса дополнительно скомпрессированы. Уровень громкости увеличивают с нуля до начала перегрузки, когда на басе и вокале начинают отчётливо прослушиваться нелинейные искажения, воспринимаемые на слух как хрипы. | |||
2–4 | Фазировка звукового тракта между каналами | Проблем с фазировкой я не заметил ни в каком из частотных спектров. Фаза и противофаза различаются и по позиционированию, и по громкости. | |
Голос диктора в фазе/противофазе, СЧ (300–3 000 Гц), ВЧ (5 000–22 500 Гц), НЧ (10– 50 Гц) | |||
На дорожке записан голос диктора со словами: «Средние частоты. Фаза». Эти слова должны быть слышны из центра звуковой сцены. Далее диктор произносит: «Средние частоты. Противофаза». В этом случае дикторский текст должен воспроизводиться с меньшим уровнем громкости и (или) расфокусированным для слушателя и (или) смещенным в ту или иную сторону от центра. Аналогично проводится проверка фазировки в полосе ВЧ и в полосе НЧ. | |||
5–6 | Наличие помех, дребезжаний, посторонних призвуков и шумов в звуковом тракте | Чистый звук без дребезжания и примесей на обоих каналах. | |
Скользящий тон, левый/правый канал (20–15 000 Гц) | |||
Тональный (синусоидальный) сигнал, частота которого плавно изменяется от самых низких до самых верхних частот. Раздельно, сначала для левого, а потом и правого каналов. | |||
7 | Набор частот для проверки НЧ-тракта | Бас хорошо слышно сразу. По громкости с опорной частотой сравнивается в районе 25-30 Гц. | |
Фонограмма, сначала для левого, а потом и для правого каналов, содержит запись ряда фиксированных звуковых частот НЧ-диапазона. Сначала диктор сообщает о том, что звучит опорная частота 60 Гц. Затем диктор объявляет: «20 Гц», «25 Гц», «30 Гц» и так далее. Первый чистый низкочастотный тон (без искажений и турбулентных сипов), совпадающий по громкости с опорным, и определяет низшую рабочую частоту звукового тракта. В идеальном случае громкость остальных тонов вплоть до 150 Гц должна быть одинаковой. | |||
8 | Неравномерность АЧХ в области средних звуковых частот | Запись распознается как аплодисменты, но не могу сказать, что на всем протяжении. В какие-то отдельные моменты звук немного сливается. Отличающиеся по громкости хлопки возвращают понимание, что это аплодисменты. В целом считаем тест пройденным. | |
Фонограмма представляет собой высококачественную стереофоническую запись аплодисментов большого количества зрителей в зале. Хлопки в ладоши в достаточно гулком помещении эквивалентны равномерно распределённому по спектру диффузному полю — шуму. Однако на фоне этого монотонного шума человеческое ухо успевает различать самое начало хлопков (всплески). На звуковом тракте с линейной АЧХ вы действительно слышите аплодисменты, но при неравномерности («заборе») они становятся похожими на шум проливного дождя. | |||
9 | Линейность стереокартины по ширине звуковой сцены | Позиционируется звук идеально, линейность не нарушается. | |
Перемещающийся барабан, IASCA Competition CD | |||
Фонограмма содержит семь ударов барабана, плавно перемещающегося слева направо по всей ширине стереокартины. Удары точно локализованы по направлению, и перемещение их в пространстве линейно, то есть углы между ударами одинаковы. | |||
10 | Микродинамика и глубина звуковой сцены | Каждый звук слышно в точности, детализация хорошая. Глубина сцены отрабатывается средне — некоторое разделение в пространстве у инструментов есть, но определяется их положение скорее по громкости. Ощущение пространства при этом присутствует. | |
Alex Rostotsky Trio, "Intro", POPE Musik PM1014-2, "Boiled Borsht" | |||
Фонограмма представляет собой небольшой музыкальный фрагмент с двумя инструментами — контрабасом и ударной установкой. Оба музыканта находятся в глубине сцены. | |||
Неприемлемой глубиной звуковой сцены считается, если музыканты визуально находятся на переднем плане. При неудовлетворительной микродинамике не слышны тихие удары по барабанам и тарелкам, а игра смычком на контрабасе плохо различима. Микродинамику можно считать удовлетворительной, если барабаны, тарелки и контрабас слышны, но в звучании контрабаса не слышно постукивающих о гриф пальцев музыканта и (или) при игре контрабасиста смычком вы отчётливо не слышите «упирающегося» движения смычка по струнам. И микродинамика будет хорошей, если пальцы контрабасиста слышны чётко и ясно. Отличной микродинамикой обладает звуковой тракт, если слышен очень тихий шелест, когда барабанщик случайно задевает локтем тарелку и тут же зажимает её рукой. | |||
11 | Натуральность в звукопередаче музыкальной атаки, положение и фокусировка звуковой сцены по ширине и высоте | Звук очень упругий, мясистый и динамичный. Сцена относительно узкая, что подтверждает неидеальную работу с пространством, отмеченную в предыдущем тесте. Впрочем, и серьезных претензий в этом отношении наушникам не предъявишь. | |
Ron Tutt, "Improvisation", Sheffild Lab CD-14/20 | |||
На фонограмме представлен фрагмент барабанного соло. Неприемлемой передачей атаки считается, если звучание барабанов тускло, в нём нет упругости и «мясистости». Малоприемлемой — если звучание барабанов достаточно динамично, но имеет элемент «картонности» в ударе. Неприемлемой или малоприемлемой считается, если звуковая сцена уже пространства между источниками звука. Неприемлемо или малоприемлемо, если тарелки и хай-хэт находятся на одной высоте или разница незначительна. | |||
12 | Тембральный и музыкальный баланс звучания | Барабаны ярче и громче, чем следует в описании сцены, но при этом подобный характер музыкального отрывка мы фиксируем почти всегда, так что сформулировать в этом отношении отдельную претензию не могу. В целом с этим тестом наушники справляются отлично. | |
Mighty Sam McClain, "Give It Up To Love", Audioquest, XRCD, "Got To Have Your Love" | |||
Фонограмма представляет собой фрагмент джазовой пьесы с мужским вокалом. Неприемлемым или малоприемлемым с точки зрения тембрального баланса считается, если какой-либо из инструментов звучит ненатурально и (или) если тембр вокала имеет резкий или неприятный характер. Неприемлемым или малоприемлемым считается, если вокал или какой-либо из музыкальных инструментов явно выделяется по уровню громкости — выдвинут вперед или отодвинут назад. | |||
13 | Линейность звукового тракта по уровню громкости, его макродинамика и способность к передаче полифонического звукового образа | Скачки громкости ощущаются очень хорошо (есть и разница между forte и fortissimo), инструменты различаются детально на всем протяжении отрезка. С детализацией у наушников все хорошо. | |
A. Schnitke, "Childhood", Gorenstein/R.S.O., POPE Musik, PM 1007-2 1996, "Gogol Suite" | |||
Фонограмма содержит высококачественную запись симфонического оркестра, выполненную в помещении Большого зала Московской консерватории. Фрагмент состоит из четырёх основных частей, отличающихся друг от друга уровнем громкости и динамикой. | |||
Неприемлемым или малоприемлемым считается, если струнное пиццикато в первой части совсем неразборчиво или звучит слишком тихо, вяло и невнятно по сравнению со следующей, более громкой частью. Неприемлемым или малоприемлемым считается, если в третьей части (после вступления группы виолончелей и контрабасов) не чувствуется заметный скачок громкости и далее, в финальной, ещё один скачок. Неприемлемым или малоприемлемым можно считать, когда в третьей и четвёртой частях фонограммы явно слышны нелинейные искажения или же искажений нет, но оркестр явно не дотягивает по громкости до forte fortissimo. Неприемлемо, если оркестр уже в третьей части начинает звучать общей «кашей», отдельные группы музыкальных инструментов слабо различимы или совсем неразличимы. | |||
14 | Дополнительная дорожка для оценки качества звучания самых низких звуковых частот | Большой барабан неплохо слышен, с низкими частотами у наушников нет проблем. | |
Guiseppe Verdi, "La Donna E Mobile", Telarc CD-80447 | |||
Фонограмма содержит девятисекундный отрывок звучания симфонического оркестра, в составе которого есть большой (турецкий) барабан с очень низким регистром. Его можно услышать только при наличии высококачественного сабвуфера, натурально воспроизводящего частоты 20–25 Гц. |
Могу добавить субъективных ощущений к результатам тестирования. Звучание Freebuds Pro 3 чуть изменилось в сравнении с предшествующей моделью, но характер изменений описать сложно. Словно звук стал чуть объемнее — но при этом объективное исследование как раз показывает, что сцена и объем — это (единственное) слабое место наушников. С балансом звучания и насыщенностью частот (в том числе и низких) проблем нет. Для TWS-наушников уровень в любом случае очень высокий. Отмечу, что шумоподавление заметного влияния на звучание не оказывает — звук не становится более глухим или плоским, как это иногда бывает.
HUAWEI Freebuds Pro 3 нельзя назвать значительным обновлением предыдущей модели: наушники стали чуть легче, чуть умнее, чуть поменяли звучание, минимально приобрели в автономности. Скорее можно говорить о косметических изменениях (например, появилась зеленая версия вместо голубой) и общей свежести модели. Но, к слову, даже такое, на первый взгляд, незначительное изменение, как выемка на ножке делает сенсорное управление наушниками намного более удобным. Так что можно говорить о качественной последовательной эволюции — и без того удачная модель стала еще лучше. На момент тестирования эти наушники стоили 16 990 рублей.