Бурное развитие событий вокруг пятничной отставки генерального директора OpenAI Сэма Альтмана (Sam Altman) и председателя совета директоров Грега Брокмана (Greg Brockman) к концу выходных сформировала у общественности представление о готовности сторон корпоративного конфликта к переговорам, и бывший глава стартапа Альтман даже подтвердил своё появление в штаб-квартире компании в качестве гостя уже после отставки. Однако переговоры зашли в тупик.
В качестве доказательства своего визита в головной офис OpenAI Сэм Альтман опубликовал собственное фото с временным пропуском в руках, заявив, что это «первый и последний раз», когда он будет его использовать. Издание The Information сообщило, что Альтман был приглашён в штаб-квартиру OpenAI в Сан-Франциско в минувшее воскресенье для проведения переговоров. Приглашение исходило от временно исполняющей обязанности генерального директора компании Миры Мурати (Mira Murati), со своим решением она ознакомила подчинённых. Бывший президент и председатель совета директоров Грег Брокман, который покинул OpenAI вслед за Альтманом в пятницу, тоже был приглашён на переговоры.
По словам сооснователя и директора совета директоров Ильи Суцкевера (Ilya Sutskever), Сэм Альтман не вернётся на пост генерального директора OpenAI, несмотря на попытки руководства компании вернуть его обратно. После переговоров с советом директоров в выходные, который уволил его в пятницу, а также с оставшимися руководителями и ведущими инвесторами, Альтман не вернётся в стартап, соучредителем которого он был в 2015 году, сообщил Суцкевер сотрудникам. По словам Сутскевера, пост временного генерального директора займёт Эмметт Шир (Emmett Shear), соучредитель принадлежащего Amazon потокового сервиса Twitch.
По словам людей, знакомых с ходом переговоров, усилия группы руководителей и инвесторов компании OpenAI по восстановлению Сэма Альтмана в должности генерального директора зашли в тупик из-за противоречий в вопросах состава и роли совета директоров. Альтман был готов вернуться, но хотел изменений в управлении компанией, включая отстранение действующих членов совета директоров, пишет Bloomberg. Также сообщается, что Альтман хотел получить освобождение от ответственности за совершенные правонарушения. После бурного возмущения, члены совета директоров первоначально дали принципиальное согласие на отставку, и даже занялись поиском новых директоров. По словам одного из собеседников, ключевые лидеры OpenAI также настаивали на том, чтобы совет директоров ушел в отставку и вернул Альтмана. В этот список входили временный генеральный директор Мира Мурати, директор по стратегии Джейсон Квон (Jason Kwon) и директор по операциям Брэд Лайткэп (Brad Lightcap).
В процесс переговоров вмешалась корпорация Microsoft, которая является крупным инвестором в этот стартап, подаривший миру популярную систему генеративного искусственного интеллекта ChatGPT. Если бы Альтман снова возглавил компанию, по данным источников, то Microsoft настаивала бы на включении своего представителя в состав совета директоров OpenAI. В качестве альтернативы рассматривался более умеренный сценарий с делегацией представителю Microsoft наблюдательных полномочий в совете директоров без права голоса.
Тем временем, агентство Bloomberg опубликовало новые подробности о той самой инициативе Альтмана по разработке собственного чипа для нужд OpenAI, которая отчасти стала причиной разлада в его взаимоотношениях с советом директоров компании. Бывший генеральный директор хотел основать дочернюю компанию, которая сосредоточилась бы на разработке чипа Tigris, способного составить конкуренцию продукции NVIDIA и снизить собственные затраты OpenAI на содержание своей вычислительной инфраструктуры.
Альтман, как сообщают источники, вёл переговоры с инвесторами с Ближнего Востока, включая Mubadala Investment Company и общественный инвестиционный фонд Саудовской Аравии, а также с японской корпорацией SoftBank. Последняя одновременно пыталась принять участие в сделке по выкупу акций у сотрудников OpenAI, которая оценила бы капитализацию компании в $86 млрд, но отставка руководства очевидным образом помешала подготовке к этой сделке.
Если Альтман вернётся на пост главы OpenAI, то проекты по разработке собственного ускорителя вычислений ему придётся развивать после согласования с советом директоров компании. На эти нужды придётся привлечь десятки миллиардов долларов, поэтому столь ответственные решения неизбежно согласуются с правлением. Поиск инвесторов на Ближнем Востоке, по мнению сторонних экспертов, призван несколько усыпить бдительность американских регуляторов, которые традиционно с недоверием относятся к китайским инвесторам, но более благосклонны к сотрудничеству со странами Ближнего Востока. В любом случае, иностранные инвесторы в такой чувствительной сфере смогут претендовать от силы до 10 % в капитале нового стартапа и не получат мест в совете директоров. По неофициальным данным, Microsoft тоже была готова поддержать Альтмана с его стартапом по разработке чипов, но пока ей важнее восстановить порядок в руководстве OpenAI.