В Еврокомиссии осознали, насколько надоедливыми стали всплывающие предупреждения об использовании сайтами файлов cookie, и сейчас обсуждаются меры по исправлению ситуации. Об этом сообщил немецкой газете Welt am Sonntag Еврокомиссар юстиции и верховенства права Дидье Рейндерс (Didier Reynders).
Действующие в Европе законы не позволяют веб-сайтам активировать файлы cookie, не информируя об этом посетителей, напомнил чиновник, но это положение не должно превращать просмотр веб-страниц в утомительное занятие. Сейчас многие сайты действительно выводят баннеры или всплывающие окна с запросом на разрешение использовать различные типы файлов cookie, в том числе необходимые для базовой функциональности сайта, нужные для рекламы и многие другие. Большинство ресурсов предлагает простой выбор: принять все файлы или заблокировать несущественные. На других, напротив, требуется несколько кликов, чтобы отказаться от некоторых или всех файлов cookie — в итоге некоторые пользователи просто жмут кнопку «Разрешить все».
Эти баннеры и всплывающие окна выводятся во исполнение требований европейского Общего регламента по защите данных (GDPR), введённого в 2018 году. Теперь же Еврокомиссия решила облегчить гражданам «усталость от файлов cookie», сохранив им понимание механизмов онлайн-рекламы и возможность принимать решения в отношении своих данных. Одним из вариантов достичь такого результата может стать требование предоставлять форму согласия только раз в год. Ведомство также стремится, чтобы владельцы крупных платформ вроде Meta✴ и X добровольно взяли на себя «обязательство в отношении файлов cookie» — предоставлять прозрачную информацию об их использовании, но не раздражать пользователей. Есть надежда, что менее популярные ресурсы будут использовать тот же подход.
Крупные перемены в этом отношении назревают не только во власти, но и в компании Google, чей браузер Chrome должен начать отключение сторонних cookie уже с сегодняшнего дня. Теперь следить за пользователями будет сам браузер, но есть опасения, что из-за этого возможности Chrome, и в особенности расширений для него, ограничатся. А вот Apple и Mozilla, ответственные за разработку конкурирующих браузеров Safari и Firefox, не так зависят от рекламы, поэтому и действуют они в отношении сторонних cookie более решительно.