Жанр | Стратегия |
Издатель | Thunderful Publishing |
Разработчик | The Station |
Минимальные требования |
Процессор Intel Core i5-8400 2,8 ГГц / AMD Ryzen 5 1600 3,2 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 2 или 4 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 1050 / AMD Radeon RX 560, 4 Гбайт на жёстком диске |
Рекомендуемые требования |
Процессор Intel Core i7-9700F 3,0 ГГц / AMD Ryzen 7 3700X 3,6 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 6 или 8 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 1660 / AMD Radeon RX Vega56 |
Дата выхода | 1 декабря 2023 года |
Возрастной ценз | От 7 лет |
Локализация | Текст |
Платформы |
PC, PlayStation 5, PlayStation 4, Xbox Series X, Xbox Series S, Xbox One, Nintendo Switch |
Официальный сайт |
Играли на Xbox Series S
Обычно в градостроительных симуляторах нет как такового сюжета, а прохождение растягивается на долгие недели и месяцы: пока районы построишь, пока базовые потребности жителей удовлетворишь, пока дороги соорудишь, а в некоторых играх ещё и последствия погодных явлений нужно исправлять. В SteamWorld Build структура совсем иная — здесь сюжетная кампания есть, и длится она около восьми часов, после чего с игрой можно попрощаться. Нетипично для жанра, но нестандартный подход — не всегда хорошо.
Для начала мы выбираем уровень сложности и карту. Какой вариант ни возьми, сюжет будет один и тот же: герои знают о закопанных глубоко под землёй древних устройствах, а потому занимаются постройкой целых городов, чтобы подготовить инфраструктуру для успешного погружения в шахты и поиска деталей летательного аппарата. С его помощью они покинут планету. История не самая интересная, да и подаётся она так, будто самим разработчикам было скучно писать диалоги. Существует она прежде всего для того, чтобы в SteamWorld была система прогресса, благодаря которой этот градостроительный симулятор доступен любым категориям игроков — и опытным управленцам, и тем, кто с жанром плохо знаком.
Поначалу ничего, кроме вокзала и железной дороги, у нас нет. На первых порах мы занимаемся рутинными вещами: расставляем дома для рабочих, прокладываем дорожки к вокзалу, строим магазин. Затем — лесоповал для получения брёвен и лесопилка для изготовления досок, кактусовые фермы, чтобы жителям было что пить… Эти постройки нужны не только для налаживания производства, но и для удовлетворения нужд поселенцев. Вы можете построить ещё один дом, чтобы увеличить общее число рабочих, но если рядом не будет магазина и больницы, то дом окажется незаполненным — дополнительные люди заедут в него только после появления желаемых зданий.
Удовлетворять потребности нужно и для того, чтобы переквалифицировать рабочих — например, сделать их инженерами. Это открывает доступ к новым постройкам и технологиям, но и нужд у жителей становится больше — чтобы они работали в полную силу, требуется разместить дополнительные предприятия и заводы. Так здесь и устроена система прогресса — местные пароботы (так называют прямоходящих роботов-обитателей) становятся всё более требовательными, от игрока требуется лишь расставлять те здания, о которых они попросят, неподалёку от их жилищ.
При этом ни разу не возникает ситуаций, когда начинаешь паниковать из-за малого количества денег, застопорившихся процессов, неработающих заводов или ещё чего-то такого. С прибылью всегда полный порядок, налоги платятся исправно, а если какое-то предприятие приносит мало денег — ну, не беда, на общую экономику это существенного влияния не окажет, всё остальное-то работает. Это вроде бы и хорошо, но из-за этого к местным жителям не относишься как к живым существам — даже наблюдать за тем, чем они занимаются, не хочется. Очень быстро игра превращается в банальную погоню за циферками, а все действия выполняешь на автомате: поставил дом, рядом поставил магазин и всё остальное, и больше к этому дому не притрагиваешься — пока не перейдёшь на следующий этап, на котором жителям вдруг понадобятся салуны и сауны.
Веселее становится спустя примерно час игры, когда открывается доступ к шахтам. Это своего рода игра в игре, более близкая фанатам серии SteamWorld. Тоже в каком-то смысле симулятор, но не такой масштабный: расставляем бараки для шахтёров, курсором выделяем стены, которые они будут разрушать в поисках минералов. Собираем золотые самородки, сооружаем автоматические сборщики лома, ищем рубины, а также ставим подпорки на неустойчивых участках — чтобы в случае обрушения кого-нибудь не пришибло.
Вскоре две половины игры оказываются тесно связаны. Добываем в шахтах металл — на поверхности его можно использовать для создания магнитных дорожек, по которым роботы перемещаются значительно быстрее, чем по обычным. Добываем железий — можем возвести завод по производству листового металла. При этом не нужно вручную переносить ресурсы из недр земли в город или долго выстраивать какие-то связи — материалы у всех общие и сразу попадают в общую копилку. Радует и то, насколько просто происходит переключение между шахтами и поверхностью, — нажимаете одновременно на две кнопки и моментально переноситесь куда надо.
Под землёй наблюдать за процессами куда интереснее. Только вы указываете, чем должны заниматься шахтёры — без ваших приказов они даже обвалы расчищать не будут. Вы выбираете, какие минералы они будут добывать и где, а затем строите мостики, чтобы работяги могли исследовать недоступные ранее места. Взаимодействуете со спрятанными сундуками, где лежат ресурсы, деньги, а иногда и бонусные предметы, которые можно применить к любой выбранной постройке — они либо ускорят процессы производства, либо сократят потребление, либо ещё как-то помогут.
А по мере прохождения сюжета (то есть поиска деталей летательного аппарата) шахтёры будут спускаться на более глубокие уровни, где исследовать предстоит ещё больше. Там и враги появляются, вроде червей и жуков, против которых нужно строить оборонительные машины, и условия становятся не самыми удобными из-за ползучих стеблей. Их нужно выжигать огнемётами, чтобы освобождать клетки для построек и не позволять пароботам попадать в замедляющие ловушки.
В общем, сюрпризов тут хватает — в шахтах разблокируешь телепорты и конвейеры для более быстрого перемещения рабочих и ресурсов, а на поверхности можешь заниматься торговлей и обменивать ненужные ресурсы на нужные. По мере прохождения возможностей становится всё больше, но спустя примерно восемь часов сюжет оказывается пройден и заняться в игре будто бы и нечем. Карты ограничены в размерах, все процессы плюс-минус налажены, никаких целей больше нет — можно закрывать игру и заниматься чем-то другим.
При этом SteamWorld Build не сильно пытается удержать игрока у экрана новыми опциями. Можно начать прохождение заново, выбрав другую карту, но изменится лишь антураж — вместо пустыни из ковбойского вестерна вы попадёте, к примеру, в пустыню с окаменелостями и огромными скелетами динозавров. Можно изменить уровень сложности, можно отключить обучение и полностью убрать сюжетные диалоги, но игра останется точно такой же — просто вы ещё быстрее её пройдёте, поскольку уже научились на своих ошибках и знаете, к каким целям нужно стремиться. Кому-то это будет интересно, но дальнейшее развитие уже созданного города принесло бы куда больше удовольствия.
***
SteamWorld Build — градостроительный симулятор, сделанный в первую очередь для фанатов серии, а не для поклонников жанра. Поэтому здесь есть коротенькая сюжетная линия, но нет ничего, что вызвало бы желание продолжать играть после её завершения. В целом игра неплохая и даже приятная — то, как переплетаются строительство предприятий на поверхности и процесс добычи ресурсов в шахтах, делает геймплей увлекательным. Но излишняя простота и отсутствие целей помимо сюжетных (а также сугубо косметические различия между картами) приводят к тому, что после первого прохождения возвращаться в мир пароботов-работяг практически нет смысла.
Достоинства:
Недостатки:
Графика |
Симпатичная стилизованная графика, не скатывающаяся в полную «мультяшность» — поселение выглядит очаровательно. |
Звук |
Музыка неплохо дополняет происходящее, но, как и в случае со многими градостроительными симуляторами, очень скоро включаешь что-то своё — например, подкаст. Да, из-за этого здесь можешь пропустить какие-то сюжетные реплики, но история не ахти какая. |
Одиночная игра |
Режим только один, зато карт несколько — правда, все различия лишь в антураже. |
Оценочное время прохождения |
8 часов на первое прохождение. Последующие будут быстрее — если, конечно, у вас возникнет желание проходить игру заново. |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Общее впечатление |
Очаровательный градостроительный симулятор, который портят малая продолжительность и излишняя простота геймплея. |
Оценка: 7,0/10
Видео:
Ссылки по теме: