Заявления представителей Tesla на квартальной отчётной конференции постепенно сложились в мозаику, которая демонстрировала инвесторам не самую благоприятную для компании конъюнктуру с отсутствием в обозримой перспективе новых моделей и ухудшающимися финансовыми показателями в настоящем. На этом фоне акции автопроизводителя упали в цене на 12 %, а всего с начала года они просели на 26,5 %.
Прежде всего, инвесторов расстроил прогноз по темпам роста поставок электромобилей Tesla на этот год, который упоминал «значительно более низкие» значения по сравнению с прошлогодними 38 % роста. Напомним, что по итогам прошлого года Tesla поставила клиентам 1,81 млн электромобилей, недотянув до целевых среднегодовых темпов роста в 50 %, которые несколько лет назад Илон Маск (Elon Musk) заявил в качестве условия достижения к концу десятилетия объёмов выпуска электромобилей в 20 млн машин в год.
Руководство Tesla охлаждение спроса на свои электромобили объяснило попаданием компании между двух волн, вызванных появлением на рынке новых массовых моделей. В 2017 году на рынок вышла Tesla Model 3, тремя годами позже была представлена Tesla Model Y, и они к настоящему моменту успели морально состариться даже с учётом недавнего серьёзного рестайлинга первой. При этом свою перспективную массовую модель стоимостью $25 000 компания начнёт выпускать в лучшем случае ближе к концу 2025 года, и не сможет моментально нарастить объёмы выпуска для изменения динамики выручки.
Масштабы экспансии пикапа Tesla Cybertruck на отчётном мероприятии в явном виде тоже не обсуждались, хотя в презентации и было отмечено, что предприятие в Техасе способно выпускать их в количестве более 125 000 в год. Квота на текущий год уже распродана почти полностью, как признались руководители Tesla. Но никаких конкретных перспектив данной модели озвучено не было. Прозвучала и хорошая новость: возможности компании по выпуску аккумуляторных ячеек типоразмера 4680 никак не ограничивают масштабирование производства Cybertruck, вопреки слухам. То есть, аккумуляторов типа 4680 компания выпускает даже больше, чем нужно для выпуска пикапов, и они никак не мешают наращивать объёмы сборки этих машин.
Когда речь зашла об угрозе со стороны китайских автопроизводителей, Илон Маск без колебаний назвал их «самыми конкурентоспособными в мире», и пояснил, что без адекватных таможенных ограничений китайские производители электромобилей смогли бы добиться «существенных успехов» за пределами КНР. В итоге Маск даже пришёл к выводу, что без ограничений в виде пошлин китайские производители просто «уничтожат все прочие автомобильные компании в мире». Осознание такой перспективы руководством Tesla, по всей видимости, оказало негативное влияние на настроения инвесторов.
Норма операционной прибыли Tesla за год сократилась почти в два раза, с 16 до 8,2 %. При этом сумма затрат на выпуск одного электромобиля в среднем снизилась до тридцати шести с небольшим тысяч долларов США, и представители Tesla признали, что существующая платформа исчерпала основной запас по снижению себестоимости, хотя какой-то минимальной дополнительной экономии добиться ещё удастся при наличии адекватных усилий.
Таким образом, торги вчера завершились для акций Tesla на отметке $182,63 за штуку, а эксперты Barclays снизили целевой прогноз по их курсу с $250 до $225. Представители RBC свой прогноз опустили с $300 до $297, а аналитики Canaccord Genuity сочли нужным опустить его с $267 до $234.