Геймеры из России за 2023 год скачали пиратские копии игр на общую сумму более чем 324 млрд руб. Хотя бы один раз такую копию запускали на своих компьютерах 73 % российских любителей игр — годом ранее этот показатель был 69 %. Более 10 пиратских игр установили 8 % геймеров. Самыми популярными наименованиями стали Atomic Heart, Hogwarts Legacy и Baldur’s Gate 3, которые приглянулись 84 % пиратам, пишут «Ведомости» со ссылкой на данные XYZ School.
Статистика XYZ School собрана на основании опроса более тысячи российских любителей игр и анализа рынка — в неё вошли все пиратские игровые форматы, но значительная доля пришлась на торрент-трекеры. Аналитики компании подсчитали, что в России примерно 25 млн геймеров. Во многих случаях пиратские игры устанавливались в качестве пробной версии — если они оправдывали ожидания, геймеры приобретали их через официальные каналы: через сервисы-посредники или работающие в стране платформы. Эта схема также усложняет оценку ущерба от пиратства.
Как отмечают опрошенные «Ведомостями» эксперты, показатель ущерба в 324 млрд рублей может оказаться завышенным. Другие же эксперты считают, что масштаб пиратства может оказаться и больше, так как сегмент сложно достоверно посчитать. Любой теневой сектор экономики очень сложно оценить, отмечает независимый эксперт по играм Александр Кузьменко, так как пираты не ведут никакой статистики, да и торрент-трекеры ясную картину не дают.
Как отметил сооснователь студии Vengeance Games Константин Сахнов, ещё до отключения платежных систем из-за санкций, россияне тратили на игры в год порядка 250–300 млрд рублей, а ещё около 50–80 млрд рублей приходилось на серый сегмент рынка. По его оценке, из-за ухода многих геймеров в серый сегмент после введения санкций объем теневого рынка в России мог достигнуть в 2023 году 250 млрд рублей.
Основных стимулов к развитию пиратства у российских любителей игр три, уверены эксперты. Во-первых, это массовый исход зарубежных разработчиков и издателей с российского рынка из-за геополитических потрясений. Во-вторых, отказ некоторых платёжных систем работать с россиянами. В-третьих, это слишком высокая цена на некоторые игры — она доходит до 8000–10 000 руб. за копию. Российские участники игровой индустрии годами выстраивали в стране культуру потребления лицензионного контента, но блокировка россиян на некоторых западных платформах резко откатила эти усилия.
Западные студии потеряли на уходе с российского рынка от 1,5 % до 10 %. Первоначально они лишили отечественных геймеров технической поддержки и отказались от локализации продуктов, но сейчас они без громких анонсов возвращают российские локализации и спокойно относятся к серому импорту. Без внешнего вмешательства пиратство на российском рынке продолжит рост — примерно на 4–5 % в год, считают эксперты, поэтому необходимо вести переговоры с западными платформами для совместного поиска обходных путей и развивать отечественные.