За последние пять лет объёмы спама в почте сократились, обратили внимание аналитики «Яндекса». За весь 2023 год его было отправлено на треть (8,6 млрд) меньше, чем в 2019 году. Но мошенники стали действовать изощрённее, что коснулось содержимого писем и способов маскировки спама под обычные письма.
За 2023 год почтовая служба «Яндекс 360» обработала при помощи технологии «Спамооборона» 97 млрд писем — из них к вредоносному спаму отнесли 21,3 млрд писем, заблокировав их или не доставив получателям. Чаще всего в папке «Спам» оказывались письма с PDF-вложениями, в которых могла быть вредоносная ссылка — их зафиксировано 1,5 млрд. Спамеры предлагали адресатам пройти обучение (582 млн писем), отправляли письма с розыгрышами, обещаниями призов и предложениями испытать удачу (475 млн), маскировали атаки под рассылки известных магазинов и компаний (462 млн) и отправляли письма с поддельными предложениями работы (324 млн).
Чаще всего в таких письмах содержатся ссылки на страницы, где предлагается указать платёжные данные или другую личную информацию, которая может понадобиться мошенникам в дальнейших атаках. Активнее всего «Спамооборона» работает весной, в период осенних распродаж и под Новый год. Наименьшую активность спамеры демонстрируют в конце августа – начале сентября.
В минувшем году подразделение «Яндекс 360» усовершенствовало детектор спама, разработало средство аналитики обнаружения атак, а также настроило фильтр жёсткого спама, при срабатывании которого письма вообще не попадают в почтовый ящик — даже в папку «Спам». Это помогло заблокировать на 300 млн больше вредоносных писем, чем в 2022 году.