Разработчики открытого движка Chromium, лежащего в основе Google Chrome и других браузеров, приступили к разработке технологии, которая позволит их пользователям платить за чтение и просмотр материалов в интернете почти без необходимости совершать какие-либо действия.
Владельцы сайтов смогут в автоматическом режиме получать средства напрямую от посетителей, а не рекламодателей; пользователям же будет достаточно один раз настроить интегрированный в браузер электронный кошелёк. Технология Web Monetization (WM) отличается двумя уникальными чертами: она позволяет проводить небольшие платежи и не требует участия пользователей. Подобные решения пытались внедрить ещё в девяностые годы, в эпоху зарождения интернета, но тогда считалось, что деятельность оператора по проведению микроплатежей, исчисляемых единицами центов, экономически не оправдывает себя.
Сейчас в Chromium решили встроить электронный кошелёк, позволяющий переводить средства при помощи инструментов Open Payments API. Доступ к кошельку предоставляется на основе протокола GNAP (Grant Negotiation and Authorization Protocol), а операторами, в частности, выступают службы Gatehub и Fynbos. Владельцам сайтов остаётся добавить в раздел <head> исходного кода страницы тег вида <link rel="monetization" href="https://wallet.example/alice" />. После этого посетители сайта, которые привязали к браузеру свой электронный кошелёк могут переводить владельцам этого сайта средства в соответствии с политикой разрешений браузера.
Интерес к технологии WM уже проявили Apple и Google, ответственные за разработку браузерных движков соответственно WebKit и Chromium, а в Mozilla идея активного энтузиазма не встретила. Реализация спецификации в Chromium сделает её доступной в Chrome, Edge, Brave и в других браузерах на этом движке. Сроки внедрения новой функции пока не указываются — необходимо решить множество сопутствующих проблем, таких как безопасность, масштабируемость, надёжность, комиссии за транзакции и, опять же, экономическая эффективность для операторов электронных кошельков. Но, например, в исследовательской фирме Forrester уверены, что уже в 2024 году «микроплатежи вырвутся из своей ниши и составят альтернативу подпискам».