Классический шутер от первого лица Marathon от студии Bungie, вышедший почти одновременно с Doom II, впервые выпустят в Steam с поддержкой современных ОС.
Разработкой порта занимается не сама Bungie, а фанаты — команда Aleph One Developers. Основой станет версия на бесплатном движке Aleph One. Создатели сохранят все геймплейные особенности и добавят поддержку широкоэкранного интерфейса, 3D-фильтрации, позиционного звука, контроллеров и интерполяции для получения 60 кадров/с и более высокой частоты. Будет и мультиплеер (оригинал поддерживал локальный Deathmatch до восьми человек). Кроме того, пользователи смогут запускать файлы оригинальной игры практически так же, как это происходило в 1994-м.
Судя по всему, речь идёт о релизе только первой части серии — другие авторы не упоминают, хотя все три доступны бесплатно на Aleph One. Дата выхода не раскрывается, но на странице в Steam указано, что релиз состоится «скоро».
Marathon вышла 21 декабря 1994 года на Mac, в 1996-м добралась до консоли Apple Pippin, а 7 июля 2011-го стала доступна на iOS. В 1995-м Bungie выпустила Marathon 2: Durandal, а в 1996-м — Marathon Infinity. В 1999-м студия сделала исходный код второй части открытым, благодаря чему энтузиасты создали версию на упомянутом Aleph One для современных Windows, macOS и Linux.
Действие шутера разворачивается в 2794 году. В роли сотрудника службы безопасности колониального космического корабля «Марафон», созданного из марсианского спутника Деймоса и следующего в систему Тау Кита, игроки должны остановить инопланетное вторжение. Основными жизненными показателями выступают щиты и кислород — если вовремя не восстановить их запас, герой погибнет. Уровни имеют фиксированную последовательность, но многие нелинейны и включают головоломки. Наряду с врагами присутствуют угрозы вроде ловушек, обрушающихся потолков и лишённых кислорода областей.
В своё время игра была высоко оценена прессой. Журнал MacUser назвал её лучшим экшеном 1995-го, поставив выше Doom II, а в 2012-м издание Time включило её в топ-100 лучших игр в истории. По меркам платформы шутер успешно продавался: к релизу второй части было реализовано более 100 тысяч копий. Впрочем, после этого показатель практически не увеличился (продажи первой Doom за первый год составили 200 тысяч единиц, но продолжали расти).
Особенно Marathon хвалили за нехарактерную для жанра глубокую связь сюжета и геймплея: во многих случаях для завершения уровня нужно выполнить определённые задачи (найти предмет, опустить рычаг, уничтожить всех противников). Также выделяли технические инновации: движок немного превосходил id Tech 1, позволял размещать одни комнаты над другими и, хоть и не поддерживал зеркала, даже создавать невозможные пространства, наклонные поверхности и разрушаемое окружение, как вышедший в 1995 году Build (Witchaven, Duke Nukem 3D, Blood, Shadow Warrior). Вдобавок шутер стал одной из первых игр со свободным обзором.
В мае 2023 года Bungie объявила о работе над перезапуском серии. События новой части развернутся в той же вселенной, но прямой связи с прошлыми не будет. Кроме того, это строго мультиплеерная игра-сервис — одиночная кампания не заявлена.