Жанр | Экшен, ролевая игра |
Издатель | Sony Interactive Entertainment |
Разработчик | Team Ninja |
Дата выхода | 22 марта 2024 года |
Локализация | Текст |
Возрастной ценз | От 18 лет |
Платформы |
PlayStation 5 |
Официальный сайт |
Rise of the Ronin хочется сравнивать прежде всего с Ghost of Tsushima: тоже открытый мир, тоже японский антураж, тоже эксклюзив PlayStation. Однако разница между играми довольно велика, и дело не только в выбранных исторических периодах. Если последний проект Sucker Punch — это такой попкорновый экшен, в котором боевая система раскрывает почти все карты в первые же часы и дальше «душит» однообразием ситуаций, то Rise of the Ronin — куда более суровая и беспощадная игра, награждающая за понимание многих её особенностей. Так можно описать любой релиз Team Ninja, но здесь это особенно заметно.
Сломлены, но не все
Мы переносимся в 1853 год, конец периода Сакоку — двухвековой самоизоляции Японии от западного мира. Клан Токугава, руководивший страной ещё с XVII века, сильно беспокоился из-за потенциального иностранного влияния: распространяющийся по миру католицизм мог пробраться в Японию и вызвать нестабильность, бум торговли рисковал породить что-то вроде китайских опиумных войн (которые в Китае случились позже, но вполне могли закипеть и в Стране восходящего солнца), да и вероятность колонизации была высока — с Филиппинами, которые захватили испанцы, это уже произошло. Поэтому японцы отгородились практически от всего мира: запретили жителям покидать страну под страхом смертной казни, а также не пускали в неё иностранцев.
В какой-то момент американцам надоело, что такая большая территория остаётся неприступной — это сильно мешало торговле с другими азиатскими странами. Поэтому в Японию отправился командор Мэтью Перри, в дипломатическом арсенале которого были «чёрные корабли», призванные напугать сёгунат. На один из кораблей Перри мы и отправляемся в прологе, играя сразу за двух персонажей (пол каждого можно выбирать в редакторе). Убить известного военного и политического деятеля США не получается — загадочный мужчина в маске предотвращает покушение на командора и пленяет одного из героев, так что дальше путешествовать предстоит в одиночестве.
Япония погружается в беспорядки: кто-то не поддерживает сёгунат и хотел бы видеть иностранное влияние на своих землях, а кто-то считает подписываемые договоры чудовищными и препятствует переговорам с чужеземцами. У нас есть возможность влиять на судьбу страны, выполняя задания как сторонников сёгуната, так и его противников — сторону не выбираешь раз и навсегда. Разработчикам удалось сделать Rise of the Ronin не скучной «документалкой», а увлекательным экшеном — при этом после знакомства с каждой исторической личностью хочется заглянуть в «Википедию» за подробностями.
Сама по себе эпоха Бакумацу (период от прибытия кораблей до конца гражданской войны) очень интересна не столько событиями, сколько людьми — реакцией и простых японцев, и американцев на происходящее. И у авторов Rise of the Ronin получилось создать антураж, в котором уже происходит смешение культур, но местные будто бы робеют в попытках прикоснуться к чему-то чужому. Среди японцев есть те, кто хотят обучаться в западных университетах, читать заокеанскую литературу, продавать иностранцам свои товары, в том числе необычные изобретения. Немало побочных заданий завязано именно на этом, но есть и другие мини-истории — о попытках американцев влюбить в себя японцев с помощью бурбона и прочих иноземных презентов, о не восстановившихся после недавней холеры деревнях и так далее.
Поэтому к второстепенным заданиям относишься не как к бонусным развлечениям, а как к фрагментам одной большой истории, благодаря которым выстраивается цельная картина происходящего. Да, есть чёткое разделение на сюжетные и побочные миссии, но даже спустя двадцать и тридцать часов прохождения я не мог перестать отвлекаться на всякие мелочи — просто потому что это интересно (хотя и награды не мешают). Задания, связанные с конкретными личностями, позволяют наладить с ними связи и получить ценные трофеи. Коллекционные предметы разблокируют у торговцев полезные товары. Святилища и прочие объекты дают очки для прокачки.
Каждый из трёх больших сюжетных регионов — Иокогама, Эдо и Киото — поделён на несколько районов, и при первом их посещении вы не разблокируете сразу же всё, что в них доступно. Для начала нужно восстановить общественный порядок — победить бандитов, после чего в поселения вернутся люди, торговцы начнут предлагать товары, а с помощью знамён удастся быстро телепортироваться в новые места. Потом разблокируются уровни связи с локацией — делая всё, что можно, вы откроете как новые поручения, так и всякие бонусы вроде валюты, расходных материалов и очков приёмов.
Звучит как классический (если не сказать шаблонный) открытый мир, только вместо вышек здесь знамёна, повсюду бандитские лагеря, а значков на карте так много, что не знаешь, чем заняться. И в этом обвинить Rise of the Ronin очень легко — здесь действительно нет ничего нового, чего бы мы не видели в играх Ubisoft за последние десять лет. Для Team Ninja это первая попытка сделать открытый мир, и ударяться в эксперименты коллектив не стал, но у него получилось главное — от «зачистки» карты (если всё же решаешь этим заняться) не устаёшь. В любой момент можно призвать лошадь и проскакать на ней до нужной точки, при прыжках с высоты активируешь планер, к некоторым вышкам и крышам зданий цепляешься с помощью крюка — словом, передвигаться по миру весело. А поиск/сбор многих коллекционных предметов — и сундуков с сокровищами, и спрятавшихся котов — требует смекалки, поэтому по пути к ним бегаешь по крышам и ищешь скрытые проходы в недоступные помещения.
Нередко приходится с кем-то драться — и этот элемент у разработчиков Nioh не мог получиться плохим. Как обычно, на выбор доступно немало средств уничтожения противника: катаны, копья, двойные мечи, одати, сабли и так далее. Для каждого оружия предусмотрено несколько боевых стилей — их получаешь по мере прохождения сюжета и исследования мира. С одними удары становятся быстрее, с другими вы методично наносите врагам серьёзный урон, но главное отличие стилей — связанные с ними боевые приёмы, на использование которых затрачивается энергия ци. Разные враги получают больший урон от разных стилей — соответствующий символ можно увидеть над головой противника и на лету поменять приёмы, чтобы истощать запас энергии оппонента быстрее. Есть и прокачка стилей: дополнительные приёмы открываются по мере выполнения тех или иных условий.
Имеется и дальнобойное оружие: как разного рода ружья и револьверы, так и традиционные луки. Предназначение у них разное: с револьверами увереннее чувствуешь себя в боях против крупных целей, которые с трудом уворачиваются от пуль, ружья позволяют отстреливать врагов на дальней дистанции, а луки идеально подходят для скрытного прохождения. Довольно часто игра помещает в ситуации, когда поднимать тревогу нет необходимости — здесь можно и прыгать на врагов сверху, и подбираться к ним сзади, и ловить их, сидя в кустах. Если всякие Assassin’s Creed вы предпочитаете проходить таким образом, то и здесь для этого тоже есть все возможности — со временем даже появляется детектор, позволяющий видеть охранников сквозь стены.
Но зачастую все же приходится сражаться, и залог успеха в боях — своевременное использование блока и парирования. Отражать вражеские атаки очень приятно — когда получается делать это раз за разом, чувствуешь себя ловким и умелым самураем, готовым к любым сражениям. Но иногда это не удаётся, и виной всему то, что Rise of the Ronin не совсем честно относится к игроку.
Дело в том, что оппоненты в основном применяют боевые приёмы, а не используют обычные удары, то есть они совершают комбинацию атак, которая завершается сильным ударом — их оружие даже загорается в этот момент красным. Самое главное — парировать именно последнюю атаку, только тогда вы ненадолго оглушите цель и получите преимущество. Так что если комбинация состояла из пяти ударов и вы отбили лишь первые четыре, это вообще ничего не значит — вы могли просто от них уворачиваться, и результат был бы тем же. Конечно, парировать по несколько ударов и попадать в «окна» весело, но каждый раз обидно в последний момент получать ранение и тратить аптечку на восстановление.
В остальном драки в Rise of the Ronin изумительные, в том числе сражения с боссами, где действительно приходится попотеть. Особенно полезными оказываются расходники: и оружие отравить можно, и урон повысить, и обрести иммунитет к параличу. А в некоторых случаях я тратил время на переодевание — здесь очень много роскошных доспехов (так называется раздел в меню, но в основном это шляпы и кимоно), и они не только дают обычные бонусы к характеристикам, но и улучшают параметры при ношении предметов из одного и того же комплекта. Повышенный урон по врагам с негативными эффектами, ускоренное восстановление энергии ци, больший урон по вражеской ци — если заморочиться, можно собрать комплекты на все случаи жизни.
Радует, что Team Ninja хоть немного прислушалась к тем, кому надоело собирать тонны хлама в её играх. В целом ситуация в Rise of the Ronin не то чтобы сильно улучшилась — за пару часов инвентарь всё равно забивается десятками бесполезных вещей, многие из которых практически идентичны друг другу. Зато теперь в меню можно включить автоматическую продажу предметов, качество которых ниже выбранного, что экономит кучу времени. Но решение всё равно не самое элегантное, и оно не затрагивает все остальные вещи вроде тонн расходников, ресурсов, материалов и других предметов, которые получаешь в больших количествах за каждый чих.
***
Rise of the Ronin получилась очень увлекательным экшеном, интересно рассказывающим об одном из самых захватывающих исторических периодов в истории Японии. Открытый мир не самый впечатляющий — он сделан по привычному шаблону, с которым Ubisoft и многие другие издатели уже работают годами. Однако исследовать мир всё равно хочется, постоянно отвлекаясь то на второстепенные задания, то на коллекционные предметы, то на сражения, в которых получаешь боевые стили и экипировку. Первая попытка Team Ninja сделать крупномасштабную игру удалась — осталось добавить немного инноваций, а также избавиться наконец от старых недостатков, присущих каждой игре токийской студии.
Достоинства:
Недостатки:
Графика |
Хотя декорации в динамике нередко выглядят красиво, бюджет Rise of the Ronin явно скромнее, чем у Ghost of Tsushima. Так что скриншоты Rise of the Ronin выглядят не столь завораживающе. Зато дизайнеры костюмов постарались. |
Звук |
Такая игра не могла обойтись без звуков японских флейт, так что слушать исполненные на них мелодии предстоит постоянно. Озвучение доступно на японском и английском языках, и во втором случае все говорят с таким акцентом, что имеет смысл сразу переключиться на японские голоса. |
Одиночная игра |
Никто не мешает просто нестись от одной сюжетной миссии к другой, но многочисленные развлечения в открытом мире очень быстро увлекают. А наличие планера, крюка-кошки и лошади делает исследование окружения веселее. |
Оценочное время прохождения |
25 часов на прохождение сюжета и от 50 до 60 часов на тотальное исследование всех регионов. |
Коллективная игра |
В некоторых сюжетных миссиях можно не только брать двоих ИИ-напарников, но и приглашать в игру других пользователей. За пределами этих миссий играть в кооперативе нельзя. |
Общее впечатление |
Удачная попытка Team Ninja сделать игру в открытом мире. Пускай инноваций здесь мало, следить за историей (и влиять на неё) и сражаться в ожесточённых схватках не надоедает на протяжении десятков часов. |
Видео: