Жанр | Приключение |
Издатель | 11 Bit Studios |
Разработчик | Odd Meter |
Минимальные требования | Windows 10 и выше, процессор уровня AMD Ryzen 5 3600 (тактовая частота 3,5 ГГц) или Intel Core i5-10400F (тактовая частота 2,9 ГГц), 16 Гбайт ОЗУ, видеокарта уровня AMD Radeon RX580 (8 Гбайт видеопамяти), Nvidia GeForce GTX 1660 (6 Гбайт видеопамяти) или Intel Arc A750 (8 Гбайт видеопамяти), DirectX 11, 50 Гбайт на жестком диске |
Рекомендуемые требования | Видеокарта уровня AMD Radeon 6700XT (12 Гбайт видеопамяти), Nvidia GeForce GTX 3060 TI (8 Гбайт видеопамяти) или Intel Arc A770 (16 Гбайт видеопамяти), DirectX 12, SSD |
Дата выхода | 2 мая 2024 года |
Возрастной ценз | Нет |
Платформы | PC (Steam, Epic Store, GOG), Xbox Series X|S, PlayStation 5 |
Официальный сайт |
День Индики выстроен довольно просто (да что день — жизнь). Подъем в пять утра. Молитва. Общая трапеза. Послушание — или на кухне, или во дворе, может, даже в огороде. Снова молитва. Еще одна общая трапеза. Второе послушание. Вечернее причастие. Отбой. Обильно пересыпать все это извинениями, молитвами, снова извинениями. Рядовая жизнь монашки, не выходящей за стены обители. С одной маленькой деталью — все это время Индика не одна. С ней разговаривает черт.
Признаюсь честно, студия Odd Meter меня «купила» еще задолго до первого трейлера и даже каких-то кадров. Игра про монахиню в России конца XIX века? С Федором Михайловичем Достоевским в качестве главного ориентира и референса? Несите немедленно!
Постепенно простая для любого человека, выросшего в России, идея (но при этом совершенно не ложащаяся, казалось бы, на видеоигру) обрастала деталями: студия Odd Meter занималась в первую очередь 3D-графикой и архитектурой, так что акцент изначально был сделан на качественных анимациях — как будто бы сначала Индика «ожила», а потом уже вокруг нее оказалась построена игра. Судя по всему, ощущения меня не подвели. Примерно через год после анонса вышел трейлер с игровым процессом, где Индика занималась полновесным стелсом, прячась от городового среди церквей и заснеженных переулков, — правда в итоге конечный результат почти ничего общего с этим роликом не имеет. Почти — потому что церквей и заснеженных переулков в Indika хоть отбавляй.
Но саму игру лучше всего назвать «интерактивным кино» или даже скорее «кинематографическим опытом с определенной долей интерактивности».
Впрочем, сначала все-таки о самой Индике и о тех, кто сопровождает ее в путешествии к самым тайным уголкам души. То, в чем Odd Meter изначально была хороша, удалось безоговорочно — столь любовно и подробно выписанных главных героев (героинь) в играх мы видели совсем немного. Ассоциация всплывает сразу — Сенуа из Hellblade. Живые анимации, как телесные, так и лицевые, безупречная озвучка, превосходно выписанный характер: Indika задумывалась как пристальный взгляд в мятущийся внутренний мир девушки, одержимой бесом, — и произведение действительно работает в этом разрезе. Пусть и с шероховатостями.
Шероховатости эти связаны не с техническими деталями (тут все почти безупречно — но только почти, подробнее о техническом состоянии игры я скажу ниже), а с сюжетной склейкой. Темп выдержан очень аккуратно — он неспешный, но при этом движение постоянное; мир не то чтобы живой — постановка очевидна, — но сделан с большим вниманием к деталям; запоминающихся и здорово прописанных сцен много. Нет, проблема в том, что Indika именно что состоит из последовательности не всегда идеально согласованных сцен, между которыми — будто бы разреженное пространство. И переходы не всегда ровные.
Первая половина игры сосредоточена больше именно на самой бесноватой и ее отношениях со своим бесом (его-то как раз и озвучил Ефим Шифрин — и совершенно блестяще!). В этой половине есть сцены, где под Индикой буквально разверзается земля и она видит адские сполохи — заглушить столкновение с Адом способна лишь молитва (да, здесь есть отдельная клавиша, чтобы молиться). Дальше повествование незаметно смещает фокус на взаимоотношения Индики с ее обретенным спутником, беглым каторжником Ильей — у него тоже есть голос внутри, но не Дьявола, а Бога. Также мы обращаемся к прошлому нашей героини. Голос черта, комментирующий происходящее и разглагольствующий о вечном, остается, но это словно бы уже неважно, проехали. Мы как будто видим две игры и две истории внутри одной, которые, в свою очередь, разбиваются на отдельные короткометражки, — сюжетная конструкция напоминает лоскутное одеяло, а фокус то и дело плывет, отчего общий посыл работает не так мощно, как мог бы.
Но это проблема Indika как цельного произведения. Куда неприятнее проблема Indika именно как игры. На самом деле, я чрезвычайно лоялен ко всем видеоигровым жанрам: меня не смущают и симуляторы ходьбы, и всевозможное «кинцо», где надо просто вовремя нажать нужную кнопку, даже к однокнопочной Virginia у меня нет вопросов — нужна просто интерактивность, возможность отождествить себя с героями, оказаться «внутри» произведения. Indika же, к сожалению, выглядит так, будто ей игровой процесс немного мешает. Все важнейшие моменты и яркие сцены поданы в виде роликов на движке — превосходно поставленных, очень выразительных и красивых, с головокружительной работой камеры и замечательными анимациями. Но это как раз мешает тому самому отождествлению, ощущению себя внутри этого мира, а не в позиции наблюдателя. Это, на самом деле, то же самое чувство, когда смотришь фильм с назойливым закадровым текстом, проговаривающим то, что вообще-то надо показывать при помощи киноязыка (при том что и самого по себе закадрового голоса и тут хватает).
Нет, не могу сказать, что Indika лучше бы работала в качестве мультфильма — это именно что «почти интерактивное кино». Убери отсюда даже незначительную интерактивность, и станет совсем скучно. Все-таки даже элементарная ходьба (ее тут немало — и нет, бегать тоже можно) с возможностью посидеть на скамейках и полюбоваться видами несколько погружает. А тут есть и пространственные головоломки — в основном совсем нехитрые, но имеется и пара действительно остроумных, связанных с той самой чертовщиной.
Есть и неожиданные вставки в восьмибитном стиле с элементами платформера, но к ним тоже есть вопросы. Не к вставкам как таковым — они симпатично нарисованы и приятно разбавляют довольно монотонный процесс основной игры, — а, скорее, к общему вплетению восьмибитных элементов в игру. Это и характерная музыка, и пиксельные шрифты, и сбор предметов, сопровождающийся характерным «набором очков», словно из «Соника». Причем под этим лежит очень четкая сюжетная основа и весьма изящная линия с толковым завершением, но чувство диссонанса со столь аккуратно вырисованным миром дореволюционной (пусть и фэнтезийной) России не покидает. Впрочем, вполне возможно, только меня — и это мой индивидуальный диссонанс.
Я не просто так сказал выше о фэнтезийности России в Indika. Первые минут 20 кажется, что это самая тщательно выписанная Россия из всех игровых: мы таскаем картошку, набираем воду в колодце (пять ведер подряд!), наблюдаем за церковной службой — и все это в максимально дотошно выписанных интерьерах и посреди до боли знакомой мартовской среднерусской распутицы.
Но постепенно проступают детали параллельной реальности: то элементы стимпанка в виде многочисленных машин, частью из которых нам дадут порулить; то неестественно огромный пес, от которого придется убегать (одна из совсем немногих экшен-сцен в игре). В какой-то момент градус гротеска станет зашкаливать, а грань между реальностью и безумием начнет размываться — по счастью, совсем в «дичь» Indika не скатится и все же сумеет сохранить баланс. Сюжетный фокус расплывается, но в том, что касается устройства мира, — держится нормально.
Отдельно хочется отметить внутриигровые пространства — при всей тесноте, они любопытно и местами захватывающе организованы; чувствуется, что студия раньше занималась не только 3D-моделированием, но и архитектурой.
Как я и говорил, выглядит и звучит Indika превосходно — да, заметно, что основные силы были брошены именно на моделирование персонажей: локаций немного и они достаточно однообразны — но однообразна и однородна, по сути своей, и православная провинциальная Россия, не правда ли? Это небольшой и неяркий (с красками здесь все тоже тускло), но очень четкий срез, сквозь который весьма густо проступает та самая достоевщина.
При этом работало все у меня со скрипом — Indika требовательна к вычислительным ресурсам, и мои 16 гигабайт оперативной памяти вместе с GeForce GTX 1660 прошли по минималкам. Забавно, что игра сама выставила настройки графики на «ультра» и порой страдала проседаниями кадровой частоты, а в одной главе и вовсе потеряла текстуры (благо при повторном запуске было уже все нормально). Но критических, портящих прохождение багов я не встретил, что для инди-игры с подобным технологическим уровнем — очень хороший показатель.
***
С одной стороны, Indika оправдывает ожидания, в том числе и самые смелые. Это действительно неординарное для игрового мира произведение, где поднимаются темы души, свободы воли, внутренней борьбы между добром и злом, причем в оригинальном антураже и в доселе невиданном ракурсе (за колдунью в дореволюционной России мы уже играли, но за бесноватую монашку?..). Это серьезное, в чем-то новаторское произведение…
…которое и не работает толком как игра, и не полностью раскрывает свой потенциал как высказывание. Как и в Индике, в Indika борются между собой бес нескладного повествования, отобранной у игрока свободы даже не воли, а вообще возможности управления чем-либо, и ангел любовно выписанных персонажей, оригинального антуража и интересных мыслей.
Достоинства:
Недостатки:
Графика |
Indika действительно прекрасно выглядит — причем это в большей степени касается персонажей, чем окружения, и это уникальный для инди-игры случай. Отдельно отметим и ретро-вставки, над пиксельартом для которых работала замечательная художница 6VCR. |
Звук |
Музыка порой вступает в диссонанс с происходящим, но в финальный момент работает что надо. С озвучкой же все замечательно от и до. |
Одиночная игра |
Создатели Indika позиционируют ее как «интерактивное кино» — и, наверное, это действительно неплохо описывает произведение, но интерактивности здесь заметно меньше, чем кино. И в данном случае произведению это не совсем идет. |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Ориентировочное время прохождения |
4-5 часов. |
Общее впечатление |
Не до конца получившееся, но все же удивительное в своем своеобразии произведение. Игра как исследование внутренних взаимоотношений с Богом, причем с небанальными ходами, — это уже стоит внимания. |
Оценка: 7,5/10
Видео: