Оригинал материала: https://3dnews.ru/1104132

Второе рождение «Ангары»

#Восточный

О появлении и развитии семейства «Ангара», плюсах и минусах использованных технических решений мы уже писали, пунктиром наметив путь ракеты на космодром Восточный. По прошествии лет стало ясно: сложись обстоятельства чуть иначе, и никакой «Ангары» в дальневосточной космической гавани не было бы.

В конкурсе на проектирование космического ракетного комплекса (КРК) тяжелого класса на замену «Протону», объявленном на основании решения научно-технического совета Военно-космических сил и Постановления Правительства РФ в августе-сентябре 1992 года, формировался облик средства выведения, ориентированного на использование производственной и экспериментальной базы российских предприятий. Пусковую инфраструктуру предполагалось разместить только на российских космодромах.

Байконур на тот момент оказался за границей, в независимом Казахстане, а Капустин Яр без ввода в строй новых полей падения обеспечивал пуски только лёгких ракет. Практически безальтернативным местом считался Плесецк – отсюда летали и лёгкие, и средние носители, а недостроенный стартовый комплекс для ракеты «Зенит» представлялся хорошей основой для подготовки и пусков тяжёлых ракет. Вследствие этого проекты, поданные на конкурс, так или иначе делались с оглядкой на конструктивно-компоновочные решения «Зенита».

 Площадка 35 Первого Государственного испытательного космодрома Министерства обороны, где с 1980-х возводилась инфраструктура для ракеты-носителя «Зенит», стала основой для «Ангары» на Плесецке. http://www.capcomespace.net/dossiers/espace_sovietique/installations/plesetsk.htm

Площадка 35 Первого государственного испытательного космодрома Министерства обороны, где с 1980-х возводилась инфраструктура для ракеты-носителя «Зенит», стала основой для «Ангары» на Плесецке. Источник

К сентябрю 1993 года межведомственной экспертной комиссии не удалось выбрать победителей конкурса, в котором участвовали Научно-производственное объединение «Энергия» (ныне – Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» имени С. П. Королёва), Конструкторское бюро «Салют» при Машиностроительном заводе имени Хруничева (ныне в составе Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) имени М. В. Хруничева) и Конструкторское бюро машиностроения (ныне «Государственный ракетный центр (ГРЦ) имени академика В. П. Макеева»). Ряд нерешенных вопросов (в частности, по требованиям тактико-технического задания) не позволял принять однозначное решение по выбору базового варианта КРК для дальнейшей разработки.

Конкурс продолжили, отметив, что целесообразно рассмотреть возможность разработки носителя не только тяжелого, но и других классов. Тогда же в качестве перспективной пусковой площадки впервые прозвучало новое имя – Свободный. В конце 1992 года Военно-космические силы поставили задачу создать космодром на базе дивизии Ракетных войск стратегического назначения в районе дальневосточного города Углегорска. 2-й Государственный испытательный космодром Министерства обороны Свободный был учрежден Указом Президента Российской Федерации № 305 от 1 марта 1996 года.

Дальнейшее развитие и перипетии проекта «Ангара» подробно описаны в цикле статей «"Ангара" как срез эпохи». Здесь отметим, что возможность запуска тяжелой ракеты со Свободного осталась на стадии предварительных проработок: в середине-конце 1990-х годов у государства не было ресурсов для инвестиций в космическую отрасль по-крупному.

 Загрузка ракеты-носителя «Старт-1.2» со спутником «Зея» в пусковой контейнер на космодроме Свободный (1997 год). https://kontingent.press/post/zakrytyj-svobodnyj-pervyj-rossijskij-kosmodrom-so-stoprocentno-uspeshnoj-puskovoj-istoriej

Загрузка ракеты-носителя «Старт-1.2» со спутником «Зея» в пусковой контейнер на космодроме Свободный (1997 год). Источник

Полноценным космодромом Свободный так и не стал, он оставался аналогом пусковой базы «Ясный» в Оренбургской области, откуда из шахт стартовали конверсионные носители «Днепр» на базе межконтинентальной ракеты РС-18. С 1997 по 2006 год с возимой пусковой установки Свободного пять раз стартовали твердотопливные носители «Старт-1», созданные на основе боевых «Тополей».

Попытки реконструкции шахт Свободного для пусков жидкостных носителей легкого класса «Рокот» и «Стрела» ни к чему не привели. «В рамках сокращения вооружённых сил» и «ввиду малой интенсивности запусков и недостаточного финансирования» в марте 2007 года указом Президента России космодром был ликвидирован. Однако уже в ноябре того же года новый указ санкционировал создание на Дальнем Востоке нового «гражданского» космодрома.

Интерес к новой космической гавани даже при наличии Плесецка был неслучаен: космодром в Архангельской области весьма удобен для запусков на орбиты с большим наклонением – полярные или солнечно-синхронные, но плох, если цель – геостационар. Северное расположение Плесецка не только снижает прирост скорости ракеты от вращения Земли, но и заставляет при выведении на геостационар поворачивать плоскость орбиты более чем на 10 «лишних» градусов по сравнению с Байконуром. А это приводит к потере массы полезного груза на четверть. Плохо и то, что из Плесецка невозможно летать на орбиту МКС: изменение плоскости стрельбы в полете приводит к совершенно неприемлемым потерям грузоподъёмности – более чем вдвое.

 Разбивка на модули ракеты-носителя «Ангара-А5» с разгонным блоком «Бриз-М» для использования с космодрома Плесецк. https://renderspeed.com/ILS-international-launch-service-angara-a5.html

Разбивка на модули ракеты-носителя «Ангара-А5» с разгонным блоком «Бриз-М» для использования с космодрома Плесецк. Источник

Отсюда логически вытекает концепция создания многоцелевого космодрома, откуда возможны оптимальные полеты на орбиты с тем же наклонением, что и при стартах с Байконура. В качестве места расположения точки пусков, раскрывающей энергетические выгоды более южных широт, рассматривались несколько регионов, например каспийское побережье Дагестана. Однако при этом не исключено падение отработавших ступеней на территории других государств. С этой точки зрения российский Дальний Восток гораздо удобнее.

В конечном итоге рекогносцировочная комиссия «Роскосмоса» подробно рассмотрела две кандидатуры – район порта Ванино на берегу Татарского пролива и… всё тот же Свободный. Оба места отвечали требованиям безопасности трасс запусков, а также имели развитую транспортную и энергетическую инфраструктуру. В этом отношении у Ванино были даже некоторые преимущества благодаря прибрежному расположению: возможность доставки крупногабаритных грузов морским путём, отсутствие наземных районов, отчуждаемых для падения отделяемых частей носителей. Однако из-за более спокойной сейсмической обстановки победил район вблизи Свободного. Новый космодром получил имя Восточный…

#«Ангара» на Дальнем Востоке – быть или не быть?

С точки зрения быстроты и очевидности решения задач проще было «пересадить» на Восточный уже проработанные проекты «Союз-2» и «Ангара» с «наземкой». Но до начала 2010-х этого не сделали. Возможно, по следующей причине. После долгого безденежья отрасль получила полноценное финансирование. Появилась возможность использовать ресурсы на развитие за счёт решения прорывных задач, включая лунную пилотируемую программу. В связи с этим первоначальная концепция Восточного подразумевала не только постройку новой наземной инфраструктуры, но и параллельное создание новых средств выведения, в том числе пилотируемого корабля нового поколения ПТК НП.

 Пилотируемый транспортный корабль нового поколения (ПТК НП) в сравнении с «Союзом-МС». Графика Джуниора Миранды

Пилотируемый транспортный корабль нового поколения (ПТК НП) в сравнении с «Союзом-МС». Графика Джуниора Миранды

«Роскосмос» инициировал научно-исследовательские работы в области новых средств выведения грузоподъёмностью до 50 т и пилотируемых транспортных кораблей с участием Государственного научно-производственного ракетно-космического центра (ГНП РКЦ) «Центральное специализированное конструкторское бюро "Прогресс"» (сейчас Ракетно-космический центр (РКЦ) «Прогресс»), РКК «Энергия» имени С. П. Королёва, ГКНПЦ имени М. В. Хруничева и ГРЦ имени академика В. П. Макеева. Работа велась широким фронтом в 2007-2009 годах.

Самарский центр «ЦСКБ "Прогресс"» предложил семейство ракет-носителей от лёгкого до сверхтяжёлого класса в рамках проекта «Русь-М», а также дальнейшую модификацию «Союза-2». РКК «Энергия» ориентировалась на пилотируемый ракетно-космический комплекс среднего класса повышенной грузоподъёмности с многоцелевым кораблём ПТК НП. Центр Хруничева проработал линейку носителей на базе УРМов от «Ангары», куда кроме уже разрабатываемых ракет вошли двухступенчатая «Ангара-А5.2» в пилотируемом и беспилотном варианте, «Ангара-А7» с шестью «боковушками» и большими центральными блоками – керосиновыми или водородными. Предприятие также предложило собственный вариант пилотируемого космического аппарата на базе решений по транспортному кораблю снабжения ТКС комплекса «Алмаз» и несколько вариантов сверхтяжёлых носителей «Амур-5» и «Енисей-5». ГРЦ Макеева рассмотрел две линейки носителей от средней до сверхтяжёлой грузоподъемности «Россиянка» и «Виктория». Первая ракета имела многоразовую первую ступень с ракетодинамической посадкой – эту схему на практике реализовал Илон Маск.

 Некоторые результаты научно-исследовательских работ в области новых средств выведении, проведенных в 2007-2009 годах. Графика «Роскосмоса»

Некоторые результаты научно-исследовательских работ в области новых средств выведения, проведенных в 2007-2009 годах. Графика «Роскосмоса»

В конечном итоге решили сосредоточиться на пилотируемом ракетно-космическом комплексе, в состав которого входили ракета-носитель среднего класса повышенной грузоподъёмности и пилотируемый транспортный корабль нового поколения. В финал «ракетного» тендера, состоявшегося в марте 2009 года, вышли две команды: Центр Хруничева с вариантом «Ангары-А5» и триумвират РКК «Энергия», ЦСКБ-Прогресс и ГРЦ Макеева с проектом «Русь-М»… В «корабельном» конкурсе, который проводился параллельно, победила РКК «Энергия». Сейчас трудно сказать, почему так вышло. Возможно, «Роскосмос» стремился равномерно загрузить предприятия отрасли. Как бы то ни было, госконтракт на эскизное проектирование новой средней ракеты «Русь-М» достался ЦСКБ-Прогресс, а «Энергия» стала головным разработчиком нового пилотируемого корабля и в целом пилотируемого ракетно-космического комплекса.

«Русь-М» относилась к среднему классу условно: имея грузоподъёмность до 26 т, по советской классификации она была «тяжеловесом». По компоновке и параметрам она существенно отличалась от «Ангары-А5». При стартовой массе на сотню тонн меньше и двух ступенях вместо трёх самарская ракета выводила на орбиту бОльшую массу полезного груза. Первая ступень – связка трёх «Унифицированных ракетных блоков» УРБ с кислородно-керосиновыми двигателями РД-180. Вторая ступень – моноблок с четырьмя кислородно-водородными двигателями РД-0146. Новый проект позволял отработать ряд инноваций, в первую очередь водородные технологии и перспективные методы производства ракетных блоков, а также создать линейку носителей грузоподъёмностью от 7 до 100 т. Первый пуск нового носителя с космодрома Восточный планировался на 2015 год.

 Варианты развития средств выведения для космодрома Восточный, рассмотренные в 2010 году. Графика Владимира Штанина

Варианты развития средств выведения для космодрома Восточный, рассмотренные в 2010 году. Графика Владимира Штанина

В 2010 году после успешной защиты эскизного проекта началось техническое проектирование – до этапа создания «железа» оставался один шаг. Проектировалась стартовая инфраструктура, а в Самаре расчищали оставшиеся от программы «Энергия-Буран» производственные площади завода «Прогресс» под изготовление «Руси-М». Казалось, «Ангаре» на Восточный путь заказан…

Однако обстоятельства изменились. Выступая 7 октября 2011 года в Госдуме, новый руководитель «Роскосмоса» Владимир Поповкин, кроме прочего, сказал: «На [средства выведения в Федеральной космической программе] выделено с 2011 по 2015 год более 37% средств. И мало того что у нас есть, в общем-то, нормальные, хорошо зарекомендовавшие себя "Союз" и "Протон"... мы ещё завершаем разработку "Ангары". Исходя из обозначенных задач, первых двух приоритетов, мы считаем, что [еще одна] новая ракета сегодня нам не нужна, мы можем вполне летать на существующих ракетах и на той, которая разрабатывается. Мы об этом доложили руководству страны и получили поддержку. Разработку новой ракеты, пока... из бумаги не вышли в железо, мы прекратили. Тем более, если говорить откровенно, там средств выделено меньше, чем реально потребуется, и ни о каком запуске этой ракеты с космодрома Восточный в 2015 или 2018 году речи быть не может».

Надо думать, что, кроме недостаточного финансирования, реализация проекта «Русь-М» была сопряжена и с рядом технических проблем, связанных с восстановлением водородных технологий, утраченных в «лихие девяностые». Единственный способ соблюсти директивные сроки – перенести на космодром Восточный технику, находящуюся в высокой степени готовности: «Союз-2» и «Ангару». Такое решение обеспечивало и соблюдение сроков, и полное решение задачи независимого доступа России в космос.

 Схема космодрома Восточный на перспективу до 2030 года: первая очередь – комплекс для «Союза-2», вторая – для «Ангары», третья – для ракеты-носителя сверхтяжелого класса. Источник «Роскосмос»

Схема космодрома Восточный на перспективу до 2030 года: первая очередь – комплекс для «Союза-2», вторая – для «Ангары», третья – для ракеты-носителя сверхтяжелого класса. Источник: «Роскосмос»

Было принято решение построить в качестве первой очереди на космодроме Восточный «союзовскую», в качестве второй – «ангарскую» инфраструктуру. В ноябре 2011 года «Роскосмос» выдал технические задания на эскизное проектирование наземной инфраструктуры для «Союза» и «Ангары» (опытно-конструкторская работа «СК-Восток-А»).

#Вторая очередь

По замыслу, стартовая инфраструктура «Ангары» на дальневосточном космодроме должна была, с одной стороны, опираться на задел, имеющийся в Плесецке, а с другой – на задел по проекту «Русь-М». Но создание «наземки» растянулось. Свою роль сыграли различные факторы – от технических до финансовых.

Стартовый комплекс для подготовки и пуска ракеты «Ангара-А5» на космодроме Восточный создавался на основе уже отработанных и проверенных технических схемных решений аналогичного комплекса на космодроме Плесецк, но учитывал современные технологии и комплектующие.

Комплекс северного космодрома представлял собой доработанный старт «Зенита», который строился на Плесецке. По нормативам того времени сооружения возводились в защищённом исполнении из арочных конструкций и были «обвалованы». На Восточном таких требований не было.

Исключительная особенность стартового комплекса на Восточном – универсальность: он может обеспечивать пуски ракет семейства «Ангара» как с автоматическими космическими аппаратами, так и с пилотируемыми кораблями, а также с различными разгонными блоками, в том числе на кислородно-водородном топливе. Конструкция позволит в будущем доработать сооружения комплекса для работ с ракетами «Ангара‑А5В».

 Для семейства «Ангара» создаются легкий («Ангара-1.2») и тяжелый («Ангара-А5») варианты, а также носитель повышенной грузоподъемности («Ангара-А5В»). «Русский космос», 2019 ноябрь, с.47

Для семейства «Ангара» создаются легкий («Ангара-1.2») и тяжелый («Ангара-А5») варианты, а также носитель повышенной грузоподъемности («Ангара-А5В»). «Русский космос», 2019, ноябрь, с.47

Стартовые агрегаты способны готовить к пуску модификации ракет как с кислородно-керосиновыми, так и с кислородно-водородными разгонными блоками: транспортно-установочный агрегат, пусковой стол, кабель-заправочная башня позволяют обслуживать их без переоборудования, с уже имеющихся опорных мест, площадок обслуживания и универсальных механизмов стыковки коммуникаций.

В настоящее время предполагается, что штатно с дальневосточного космодрома будет стартовать модернизированная тяжелая «Ангара-А5М». УРМ-1, образующий ее нижние ступени, оснащаются форсированным РД-191М с тягой на 10% большей, чем у исходного двигателя, и имеют облегченную конструкцию. В результате новая ракета, стартуя с Восточного, сможет выводить на орбиты гораздо больший полезный груз, чем обычная «Ангара-А5». Из состава комплекса исключили разгонный блок «Бриз-М», работающий на токсичных компонентах. На Восточном будут эксплуатироваться только экологически безопасные разгонники: кислородно-керосиновый «Орион», а с 2030 года – высокоэнергетический КВТК («Кислородно-водородный тяжёлого класса»).

Ещё большими возможностями будет обладать перспективная ракета тяжёлого класса повышенной грузоподъемности «Ангара-А5В». По сути, это пакет из пяти модифицированных УРМов «Ангары-А5М», поверх которых вместо УРМ-2 поставят крупную криогенную ступень с кислородно-водородными двигателями. Для пусков «Ангары-А5В» потребуется создание отдельного транспортно-установочного агрегата и дооснащение кабель-заправочной башни. Такая модернизация старта уже заложена в конструкцию агрегатов комплекса.

 Варианты «Ангара-А5П» и «Ангара-А5М» объединены в один. Все ракеты могут оснащаться кислородно-керосиновыми и кислородно-водородными разгонными блоками. «Русский космос», 2019 ноябрь, с.48

Варианты «Ангара-А5П» и «Ангара-А5М» объединены в один. Все ракеты могут оснащаться кислородно-керосиновыми и кислородно-водородными разгонными блоками. «Русский космос», 2019, ноябрь, с.48

Таким образом, на космодроме Восточный разворачивался КРК «Амур» в составе трехступенчатых ракет-носителей «Ангара» тяжелого класса и повышенной грузоподъемности, кислородно-керосиновых и кислородно-водородных разгонных блоков. По замыслу разработчиков, «Амур» позволял с минимальными финансовыми затратами, с высокой надёжностью и низкой стоимостью эксплуатации обеспечить паритет отечественных средств выведения при запусках пилотируемых транспортных кораблей нового поколения и блоков космических станций, а также автоматических космических аппаратов научного, социально-экономического, двойного и коммерческого назначения на околоземные орбиты (включая геопереходные и геостационарные) и отлетные траектории.

Вторая очередь строительства космодрома Восточный подразумевала создание инфраструктуры для подготовки и запуска современных и перспективных космических аппаратов. Генеральный план учитывал перспективы развития стартового комплекса с созданием новых сооружений: для размещения дополнительных объёмов компонентов ракетного топлива и газов, а также технологического оборудования, необходимого для подготовки к пуску, системы комплекса будут доработаны.

Устройство стартового комплекса для КРК «Амур» (графика «Роскосмоса») 1 — стартовое сооружение; 2 — хранилище водорода для заправки разгонных блоков; 3 — площадка хранилища кислорода для заправки разгонных блоков; 4 — технологический блок кислорода и азота; 5 — сливной перрон кислорода и азота; 6 — сооружение для хранения транспортно-установочного агрегата; 7 — командный пункт; 8, 10 — служебные здания; 9 — контрольно-пропускной пункт; 11 — насосная станция хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения с резервуарами

Элемент стартового комплекса на Восточном, который чаще освещается в репортажах СМИ, – стационарная кабель-заправочная башня. Она имеет некоторые отличия от прототипа, возведенного в Плесецке. Огромное сооружение, предназначенное для удержания носителя перед стартом, обслуживания и заправки ракеты компонентами топлива и сжатыми газами, дополнительно оснащено лифтами для доставки космонавтов к пилотируемому кораблю. Башня крупнее, чем в Плесецке: ее длина 29,9 м, ширина – 32,8 м, высота – 60,7 м, масса – 2085 т, а срок службы — не менее 15 лет.

Башня в форме П-образного ферменного портала состоит из семнадцати этажей, на которых размещена 21 технологическая система, включая оборудование для заправки ракеты и разгонного блока, системы обеспечения сжатыми газами, терморегулирования и др. С самого начала проектирование шло с учётом применения в будущем жидкого водорода, которого нет в Плесецке.

Для доступа персонала к ракете на вертикальных колоннах башни установлены пять пар поворотных «лап» – ферм удержания и обслуживания, которые, словно руки, охватывают ракету на высоте 23, 29, 37, 42 и 49 метров. К площадкам можно попасть с земли по лестницам и лифтам в колоннах башни, а для экстренного спуска сбоку колонн проложены желоба аварийной эвакуации. Одна пара ферм, на уровне 29 м, – ветровой захват, удерживающий ракету от горизонтальных перемещений для снижения нагрузок на неё. Кабель-заправочная башня на Восточном имеет мощные боковые подкосы и кран на вершине, способный поднимать трёхтонный груз.

 Кабель-заправочная башня КРК «Амур». Источник: «Русский космос», май 2022, с.15

Кабель-заправочная башня КРК «Амур». Источник: «Русский космос», май 2022, с.15

Космонавты будут подниматься к кораблю на лифте на 11-й уровень башни, оттуда открытая галерея ведет к специальному воздушному шлюзу вокруг возвращаемого аппарата ПТК НП. Миновав шлюз, экипаж окажется у входного люка. После того как космонавты займут места в корабле, незадолго до старта ферма с воздушным шлюзом отойдет от носителя. Но при необходимости шлюз сможет быстро вернуться в исходное положение, чтобы в случае чрезвычайных ситуаций экипаж съехал через вертикальный эвакуационный желоб в защищенный бункер.

Любопытно, что начальная концепция доступа космонавтов к кораблю была иной. В ранних вариантах для посадки экипажа предлагалась отдельная передвижная вышка. Она же служила для быстрой эвакуации космонавтов в случае возникновения аварийной ситуации, угрожающей жизни. Эту концепцию несколько раз меняли, затем от нее вовсе избавились, возложив задачу посадки и аварийной эвакуации на кабель-заправочную башню. Последняя, конечно, становилась сложнее, зато в целом стартовый комплекс получился дешевле.

Кабель-заправочная башня – далеко не единственный объект второй очереди строительства Восточного. Кроме нее и стартового сооружения в целом на космодроме возводились десятки других сооружений и зданий. Планируется оборудовать районы посадки пилотируемого транспортного корабля, возвести комплексы производства и хранения компонентов ракетного топлива, аэропорт и ряд других масштабных объектов, причем не только на Дальнем Востоке, но и в других регионах страны. В частности, Нижегородская область снабдит космодром компонентами ракетного топлива, а на Сахалине будет построен трассовый измерительный пункт.

 Ракета-носитель «Ангара-А5М» с ПТК НП в кабель-заправочной башне. Фермы обслуживания отведены. Источник: «Русский космос», май 2022, с.16

Ракета-носитель «Ангара-А5М» с ПТК НП в кабель-заправочной башне. Фермы обслуживания отведены. Источник: «Русский космос», май 2022, с.16

Уникальные решения приняты по «техничке». На Восточном подготовка ракет всех типов – и «Союзов», и «Ангары» – ведётся в Универсальном техническом комплексе. Впервые в истории отечественной наземной космической инфраструктуры он обеспечивает компактное и комплексное выполнение всех операций — от приема составных частей ракеты, их подготовки, сборки, испытаний, заправки и до самого вывоза на старт. На других космодромах эти объекты расположены отдельно друг от друга.

#Что дальше?

Формат статьи не даёт полного представления о сложности инфраструктуры КРК «Амур». Тем не менее, если от принятия решения о создании первой очереди космодрома (стартового и технического комплексов для ракет-носителей «Союз-2») до первого пуска прошло почти десять лет, вторая очередь (стартовый комплекс для «Ангары») была построена быстрее – всего за шесть лет.

Довольно долго выбирали подрядчика, и, наконец, в 2018 году утвердили план. Первый ковш земли вынули в 2019 году. Объём земляных и бетонных работ поражал. Например, в огромный котлован стартового комплекса залили 201 000 кубометров бетона. Стартовый стол «Ангары» – сложное металлическое изделие массой в 2000 т, только его доставка на космодром заняла несколько месяцев. То же можно сказать о транспортно-установочном агрегате и ряде других конструкций.

На монтаж кабель-заправочной башни из 30 изготовленных ранее крупногабаритных элементов, на оснащение и установку выдвижных ферм обслуживания и удержания ушло 17 месяцев. Осенью 2023 года стартовый комплекс принял первое изделие – тестовую ракету «Ангара-А5НЖ» («наземная, жидкостная»), на которой отрабатывались предстартовые операции и проверялись системы старта.

 Установка на старт изделия «Ангара-А5НЖ» для отработки подготовки к пуску и аттестации КРК «Амур». Фото «Роскосмоса»

Установка на старт изделия «Ангара-А5НЖ» для отработки подготовки к пуску и аттестации КРК «Амур». Фото «Роскосмоса»

А первый пуск 11 апреля 2024 года подтвердил: «Ангаре» на Восточном – быть! И ракета, и разгонный блок, и стартовый комплекс, да и в целом наземная инфраструктура экзамен сдали.

После того как «Протон-М», выполнив оставшиеся ему миссии, уйдёт на покой, «Ангара-А5» с модификациями останется единственным российским носителем тяжёлого класса. Ракета в базовой конфигурации будет работать с Плесецка в интересах Министерства обороны; научную, пилотируемую и прикладную программу носитель будет выполнять с Восточного. «Первый пуск [«Ангары-А5М»] — в 2027 году. Он будет совмещен с комплексными испытаниями нового корабля в беспилотном варианте, и это будет наш следующий пуск с космодрома Восточный», — сказал глава Роскосмоса Юрий Борисов на встрече с Президентом России 17 апреля 2024 года.

Успеет ли обновлённая «Ангара» к указанному сроку? Должна: «железо» уже в производстве. В конце 2021 года пермский «Протон-ПМ» (входит в структуру НПО «Энергомаш» имени В. П. Глушко) заключил договор на поставку пяти РД-191М для лётно-конструкторских испытаний «Ангары-А5М» на космодроме Восточный. Изготовление матчасти для стендовых испытаний началось ещё раньше, и в середине апреля, вскоре после старта «Ангары» с Восточного, в Химках успешно прожгли первый РД-191М.

«Ангара-А5М» станет основной рабочей лошадкой пилотируемой космонавтики России в следующем десятилетии. Кроме запусков ПТК НП ракета будет выводить на приполярную орбиту модули Российской орбитальной станции РОС, сборка которой должна начаться в 2028 году. КРК «Амур» должен сыграть ключевую роль в научной программе: ему предстоит запустить межпланетные станции «Венера-Д», «Бумеранг», «Луна», «Лаплас», спутники «Электро-Л», «Луч», космические обсерватории «Спектр-М» и «Гамма-400» и многие другие аппараты научного и прикладного назначения.

 Зависимость массы полезного груза от скорости разгона для различных вариантов ракет-носителей «Ангара». Возможностей этих средств выведения достаточно для выполнения прямых запусков практически ко всем планетам Солнечной системы. «Русский космос» 2019 ноябрь, с.49

Зависимость массы полезного груза от скорости разгона для различных вариантов ракет-носителей «Ангара». Возможностей этих средств выведения достаточно для выполнения прямых запусков практически ко всем планетам Солнечной системы. «Русский космос», 2019, ноябрь, с.49

При старте с Восточного «Ангара-А5М» с новыми разгонными блоками обеспечит России ранее недоступные возможности. Высокая энергетика позволит отправлять межпланетные зонды по «быстрой» траектории, сократив время полёта в разы по сравнению с экономичными, но медленными гомановскими трассами, кратно сократив время полета к дальним планетам Солнечной системы. Появится возможность отправлять зонды к Юпитеру, Сатурну и дальше без выполнения гравитационных манёвров, реализуя упрощенные схемы перелетов. Для наших аппаратов это актуально, поскольку снижает остроту обеспечения ресурса бортовых систем, а также расширяет пусковые окна.

Ещё бОльшие перспективы сулит ввод в строй «Ангары-А5В» – ее энергетика по сравнению с «Ангарой-А5» увеличится в полтора раза. «Центр Хруничева успешно завершил в текущем программном периоде [в рамках Федеральной космической программы на 2016-2025 годы] эскизное проектирование ракеты «Ангара-А5В», – сообщил генеральный директор ГКНПЦ имени М. В. Хруничева Алексей Варочко. – Данный проект принят Госкорпорацией «Роскосмос»… Продолжение работ запланировано на следующий программный период, начиная с 2026 года. Планируемый срок летных испытаний – 2035 год». Новая ракета сможет решать такие сложнейшие задачи, как запуск зонда к Солнцу или выход за плоскость эклиптики.

Что почитать

  1. В. Е. Нестеров. «Космический ракетный комплекс «Ангара». История создания (в двух томах)». — Москва: Ремарко, 2018.
  2. Космодром Свободный — новая страница в космической летописи России. «Амурская правда» №57–58, 1 марта 2003 г., суббота.
  3. Стенограмма выступления Поповкина В. А. в Госдуме 7 октября 2011 года.
  4. Старт и полет ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5» с космодрома Плесецк, прошли в штатном режиме.
  5. «Ангара» попутчиков не выбирает. «Русский космос», ноябрь 2019 года, с.46-51.
  6. Формула независимости. «Русский космос», май 2022 года, с.12-17.
  7. Космодром Восточный.
  8. Стартовый комплекс для ракет-носителей «Ангара».
  9. НПО Энергомаш продолжает работы над двигателем РД-191М.
  10. Космический ракетный комплекс «Амур» на космодроме Восточный от Государственного космического научно-производственного центра имени М.В.Хруничева.
  11. Предприятия Северодвинска участвовали в подготовке запуска ракеты «Ангара-А5».
  12. Первый запуск ракеты «Ангара-А5М» состоится в 2027 году.
  13. Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара".


Оригинал материала: https://3dnews.ru/1104132