На фоне конфронтации мировых держав эксперты заговорили о том, что фиксируют тревожную тенденцию к «распаду» глобального интернета и усилению цифровой изоляции отдельных стран. Ситуация с блокировкой TikTok в США лишь усиливает эти опасения.
TikTok продолжает находиться под пристальным вниманием американских законодателей. Опасения вызывают связи приложения с Китаем и потенциальные угрозы конфиденциальности данных и национальной безопасности. Компания за последние годы дважды меняла руководство, в попытке «успокоить» Вашингтон, и может сделать это снова. Но недавно подписанный законопроект фактически ставит ультиматум — либо продать бизнес американской компании не позднее 2025 года, либо столкнуться с полным запретом приложения на территории США.
TikTok дважды менял руководителей в попытке наладить отношения с американскими властями. Так, в 2020 году исполнительным директором был назначен топ-менеджер Disney Кевин Майер (Kevin Mayer). Однако он продержался на этом посту лишь несколько месяцев. Его сменил Чу Шоу Цзы (Chew Shou Zi), который руководил TikTok три года. Но и ему не удалось полностью развеять опасения американских властей относительно угроз со стороны приложения. Даже многомиллиардные инвестиции в масштабный проект «Техас» по хранению данных пользователей США на территории страны и создание тысяч рабочих мест не смогли убедить Вашингтон в безопасности социальной сети.
Теперь перед TikTok стоит непростой выбор — либо найти покупателя в США и успеть пройти все регуляторные процедуры до конца 2024 года, либо столкнуться с запретом и потерей доступа к американской аудитории в 170 млн человек. При этом найти покупателя такого масштабного и быстрорастущего проекта как TikTok, с учетом антимонопольных ограничений, будет непросто.
В то же время блокировка в США может создать негативный прецедент раскалывания глобального интернета на отдельные сегменты под национальным контролем. Уже сейчас наблюдаются примеры блокировок западных интернет-сервисов в Китае и России, а также азиатских сервисов на Западе. Ситуация вокруг TikTok только усугубляет эту тенденцию.