Оригинал материала: https://3dnews.ru/1105349

Senua’s Saga: Hellblade II — игру сделать забыли. Рецензия

Жанр Приключение, экшен
Издатель Xbox Game Studios
Разработчик Ninja Theory
Минимальные требования Процессор Intel Core i5-8400 2,8 ГГц / AMD Ryzen 5 2600 3,4 ГГц, 16 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 8 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 1070 / AMD Radeon RX 5700, 70 Гбайт на жёстком диске
Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i7-10700K 3,7 ГГц / AMD Ryzen 5 5600X 4,7 ГГц, 16 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 10 или 16 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce RTX 3080 / AMD Radeon RX 6800 XT
Дата выхода 21 мая 2024 года
Локализация Текст
Возрастной ценз От 18 лет
Платформы PC, Xbox Series X, Xbox Series S
Официальный сайт

Играли на Xbox Series S

Первая Hellblade была сюрпризом — студия Ninja Theory, известная слешерами вроде Heavenly Sword и DmC: Devil May Cry, вдруг решила заняться независимой разработкой и отошла от привычного для себя жанра. Коллектив (на тот момент — 20 человек) создал что-то среднее между экшеном и симулятором ходьбы — проект, который рассказывает о страдающей психозом воительнице, которая слышит голоса в голове и видит то, чего другие не видят. Получилось необычное приключение, поднимающие темы, которые многие сценаристы стараются не затрагивать из-за отсутствия опыта, — но Ninja Theory консультировалась с различными профессорами, фондами и организациями, чтобы реалистично показать внутренний мир Сенуи.

#Миру нужен герой

Могло показаться, что сиквел такой игре не нужен. Несмотря на намёк в финале, первая часть выглядела более-менее цельным произведением — это было восьмичасовое путешествие-размышление о принятии себя, попытках совладать с внутренними демонами и стремлении избавиться от чувства вины, которое насаждал отец-тиран. Из-за последнего многие могли узнать в Сенуе себя, даже если психозом они не страдали. Именно то, что история первой части целиком и полностью строилась вокруг Сенуи и её внутренних переживаний, делало Hellblade особенной. Очевидно, повторить в продолжении то же самое разработчики не могли — эффекта новизны уже не было бы.

 Лепота!

Лепота!

Поэтому Senua’s Saga: Hellblade II рассказывает о другом — здесь Сенуа, смирившаяся со своими особенностями, заботится уже не о себе. Сначала она пытается истребить в Исландии работорговцев, из-за которых её родные земли подвергаются нападениям, а затем знакомится с местными народами, страдающими из-за присутствия великанов. Днём великаны прячутся, а ночью выходят на охоту, из-за чего люди находятся в постоянной опасности — они никак не могут противостоять чудовищам, а в тёмные времена года вообще находятся в шаге от голодной смерти.

В сиквеле больше персонажей, больше диалогов и более масштабная история, чем в первой Hellblade, но всё это не делает сюжет второй части лучше. Как ни крути, приключений отважных героев, защищающих беспомощных людей от какой-то напасти, было уже очень много, и Hellblade II не то чтобы выделяется на их фоне. Все отличительные особенности серии либо уже не выглядят свежо, либо вообще не совсем уместны. Взять те же голоса в голове Сенуи — в первой игре они были важнейшей составляющей истории, передающей внутреннее состояние героини. Здесь же они существенной роли не играют — просто фурии комментируют происходящее и иногда о чём-то спорят. Если в той игре действительно была заметна большая работа специалистов, старающихся показать, что чувствуют, думают и слышат люди с психозом, то здесь профессионалов как будто бы и не привлекали — взяли прежние лекала и ничего нового не добавили.

 Бинауральный звук никуда не делся, так что лучше всего играть в хороших наушниках

Бинауральный звук никуда не делся, так что лучше всего играть в хороших наушниках

Поэтому Hellblade II уже не кажется чем-то необычным — то ли топтание на месте, то ли и вовсе шаг назад, но точно не развитие оригинальной идеи. От игры о Сенуе как человеке мы перешли к игре о Сенуе как героине, которой всё по плечу и которую все поддерживают — кроме отца, чей низкий голос время от времени начинает говорить ей всякие гадости. То есть можно сказать, что сиквел продолжает раскрывать темы принятия себя и стремления идти вперёд, несмотря на заложенные в детстве установки идиота-родителя, но, опять же, эти темы куда лучше поднимались в первой части.

При этом визуальная составляющая у Hellblade II действительно впечатляет — некоторые сцены слишком эпичны и зрелищны для такой непримечательной истории. Если вам нравились пейзажи Death Stranding, то здесь всё порой выглядит ещё сочнее — с просторными равнинами, заснеженными горами на заднем плане и скалами разных размеров и форм. Портит впечатление хроматическая аберрация, которой «измазан» каждый кадр, — этот неприятный зернистый разноцветный фильтр хочется поскорее отключить. Жаль, такой возможности нет — даже на ПК это не так просто сделать. Но в целом картинка всё равно потрясающая — иногда трудно понять, на игровую графику ты смотришь или на CGI-ролик. Проект легко можно назвать одним из самых красивых эксклюзивов Xbox: фоторежимом пользуешься чуть ли не на каждом шагу.

 Сенуа не всегда путешествует в одиночку

Сенуа не всегда путешествует в одиночку

#Не в ту сторону

Однако фиксация на графике привела к тому, что как игра Hellblade II очень слаба. Первая часть тоже не то чтобы предлагала выдающийся геймплей, но здесь всё стало ещё хуже, включая боевую систему и головоломки. Это самое странное — разработка сиквела началась в 2020 году, команда за все эти годы разрослась аж до 80 человек (против, напомню, двадцати, создавших первую Hellblade), но эволюции не произошло. Наоборот, продолжение ещё больше пытается походить на фильм, а геймплейные эпизоды кажутся лишними — будто это была обязаловка, которую на самом деле не очень-то и хотели добавлять. Количество моментов, в которых вы просто отклоняете вперёд стик и изредка нажимаете на кнопку, чтобы перепрыгнуть окрашенные белым цветом преграды, зашкаливает. А в некоторых моментах скорость персонажа так сильно замедляется, что можно пролистать ленты во всех соцсетях, пока Сенуа куда-то доползёт или добредёт.

В симуляторах ходьбы нет ничего плохого, но не когда они стоят $50 — тут хочется чего-то более содержательного. Дизайном уровней игра напоминает приключения многолетней давности, где каждый уровень — линейная «кишка», а если вдруг ты отойдёшь в сторону от сюжетной тропы, то упрёшься в тупик или невидимую стену. Коллекционные предметы здесь — столбы с аудиозаписями, за которыми охотиться не хочется. Решения загадок всегда очевидны — ты просто бегаешь от одного интерактивного предмета к другому и всё происходит само по себе. Эпизоды с поисками рунических символов вернулись и стали в разы проще, а ещё к ним прибавились моменты, в которых вы таскаете шарики от одного постамента к другому. Если головоломки со знаками хорошо вписываются в серию (согласно исследованиям, люди с психозом отчётливее остальных видят скрытые изображения в скоплениях окружающих объектов), то пазлы с шариками сильно выбивают из «киношной» атмосферы.

 Если смотреть на такие сферы, включив концентрацию, окружение немного изменится

Если смотреть на такие сферы, включив концентрацию, окружение немного изменится

Но больше всего удивляет, что сражения не то чтобы остались прежними, а даже стали ещё примитивнее. В плане анимаций и визуальных эффектов всё прекрасно — скриншоты не сделаешь, потому что всё размыто, зато смотреть на каждую драку — одно удовольствие. Но играть… В первой Hellblade пытались усложнить задачу тем, что на героиню одновременно могли нападать сразу три противника, и нужно было переключаться между ними и вовремя парировать атаки. В сиквеле такого никогда не бывает — вы дерётесь с одним врагом, потом вдруг сзади появляется ещё один, вы побеждаете его, вылезает третий... Суть осталась той же: блокируете атаки, потом бьёте сами. Иногда получается совершить парирование — в некоторых случаях следующий ваш удар станет добивающим. Постепенно копится концентрация, позволяющая замедлить время. На этом всё — после первого боя схема вообще никак не изменится и не усложнится, все остальные драки будут проходить ровно по тому же сценарию.

Вот и получается, что играть в Hellblade II немного мучительно — когда начинаются собственно игровые моменты, хочется как-то их пропустить, чтобы добраться до следующего сюжетного эпизода. Драки быстро надоедают (особенно если вам их хватило в первой части), головоломки не стоят потраченного времени, а во время медленных прогулок палец устаёт удерживать стик в одном положении. Игра больше напоминает технодемку — её собрали, чтобы показать возможности движка, и наскоро прикрутили к ней простенький геймплей. От сиквела, над которым работала вчетверо большая команда, имевшая значительно больший бюджет, ждёшь хоть какого-то шага вперёд. Хотя бы развития уже реализованных идей, а не деградации. Но почему-то этого не произошло — разработчики пошли по пути упрощения игрового процесса, не смогли придумать достойный сюжет, зато графике и звуку уделили слишком много внимания.

 Вдвоём они нападать не будут

Вдвоём они нападать не будут

***

Как итог, вместо новой страницы в истории серии мы получили совсем необязательный сиквел. Этим новинка и разочаровывает — возможно, кому-то понравится проходить идентичную первой части игру, в которой нет ничего нового, но трудно понять, что именно хотели сказать этим проектом разработчики. В первой части поднимались интересные темы, которые не менее интересно раскрывались. Сиквел так же охарактеризовать трудно. Хочется верить, что следующей игрой Ninja Theory окажется не Hellblade III, — пусть лучше это будет что-то более содержательное и свежее.

Достоинства:

  • роскошная графика — это один из самых красивых эксклюзивов Xbox;
  • немало зрелищных эпизодов — будто участвуешь в интерактивном CGI-ролике;
  • отличная актёрская работа и замечательная музыка.

Недостатки:

  • вторичный сюжет, который не спасают уникальные особенности серии вроде голосов в голове героини;
  • чрезмерная линейность — свободы, по ощущениям, ещё меньше, чем в первой части;
  • элементарные головоломки, при решении которых думать почти не надо;
  • боевая система не получила никакого развития, кроме улучшенных анимаций.

Графика

Здешние красоты и фантастические лицевые анимации не может сильно испортить даже назойливая хроматическая аберрация. Но лучше бы была возможность отключить её.

Звук

Саундтрек вносит свою лепту в общую кинематографичность, особенно вокальные партии при пролётах камеры над ландшафтом. К актёрам тоже нет претензий — все справились отлично.

Одиночная игра

Очень линейное приключение, в котором отходить в сторону чаще всего бессмысленно.

Оценочное время прохождения

От 5 до 6 часов — зависит от того, сколько времени проведёте в фоторежиме.

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Общее впечатление

Разочаровывающий сиквел, в котором всё сделано либо так же, как в первой части, либо хуже. Кроме графики — выглядит игра действительно впечатляюще. Вот если бы всему остальному уделили столько же внимания...

Оценка: 6,0/10

Подробнее о системе оценок

Видео:



    Оригинал материала: https://3dnews.ru/1105349