SpaceX подвергла резкой критике Федеральное управление гражданской авиации (FAA) США, обвинив ведомство в неэффективном надзоре за ракетными запусками. Компания направила в Конгресс США письмо, в котором заявила о неспособности FAA идти в ногу с развитием коммерческой космической отрасли. Это обращение последовало за предложением FAA оштрафовать SpaceX на $633 009 за нарушение правил при двух запусках Falcon 9 в 2023 году.
Компания опубликовала открытое письмо, адресованное Конгрессу США, в котором заявила: «На протяжении почти двух лет SpaceX выражала свою обеспокоенность неспособностью FAA идти в ногу с индустрией коммерческих космических полётов». Компания подчеркнула: «Очевидно, что агентство не только не имеет достаточных ресурсов для своевременного рассмотрения документов на выдачу лицензий, но и направляет свои ограниченные ресурсы на области, не связанные с общественной безопасностью». SpaceX утверждает, что такой подход напрямую угрожает национальным приоритетам и подрывает способность американской промышленности к инновациям.
Письмо было направлено четырём ключевым законодателям, включая сенатора Марию Кантуэлл (Maria Cantwell) от Демократической партии и представителя Фрэнка Лукаса (Frank Lucas) от Республиканской партии, возглавляющих научные комитеты в Сенате и Палате представителей. SpaceX подвергла критике Управление коммерческого космического транспорта (AST) — подразделение FAA, ответственное за надзор за ракетными запусками. Компания заявила, что AST не удалось модернизировать и оптимизировать свои правила из-за нехватки ресурсов и неправильного использования имеющихся полномочий.
Критика SpaceX последовала за предложением FAA оштрафовать компанию на $633 009 за несоблюдение правил запуска при двух полётах ракет Falcon 9 в 2023 году. Несмотря на относительно небольшой размер штрафа, генеральный директор SpaceX Илон Маск (Elon Musk) заявил, что планирует подать судебный иск в связи с утверждением, что именно политические соображения вынуждают FAA к чрезмерному регулированию его компании.
В четырёхстраничном письме SpaceX опровергает основания FAA для наложения штрафа. Компания настаивает, что следовала всем нормативным требованиям, а AST слишком медленно реагировало на незначительные изменения в запусках Falcon 9. «Что касается этих вопросов, то следует отметить, что в каждом случае SpaceX предоставила AST достаточное уведомление об этих относительно незначительных обновлениях лицензии, которые никак не влияли на общественную безопасность. Тот факт, что AST не смогло своевременно обработать эти незначительные обновления, подчёркивает системные проблемы в AST», — утверждает компания. Эти изменения, по мнению SpaceX, касались небольших технических корректировок, не влияющих на общую безопасность космических запусков.
Похоже, что SpaceX эскалирует конфликт с FAA, призывая Конгресс вмешаться. Компания аргументирует, что неэффективность регулятора ставит под угрозу конкурентоспособность американской космической отрасли в мире. В 2023 году SpaceX осуществила рекордные 87 орбитальных запусков, что составляет значительную долю от общего числа 186 успешных орбитальных запусков в мире за этот период. FAA отказалось комментировать происходящее. Однако главный юрисконсульт агентства Марк Николс (Marc Nichols) заявил: «Безопасность определяет всё, что мы делаем в FAA. Несоблюдение компанией требований безопасности повлечёт за собой последствия».