Оригинал материала: https://3dnews.ru/1112704

США должны переосмыслить лунную программу NASA Artemis — она несёт только растраты

Основатель и мажоритарный владелец медиахолдинга Bloomberg — Майкл Блумберг — написал статью, в которой буквально разгромил деятельность NASA в рамках лунной программы Artemis. По его мнению, которое он подтвердил некоторыми цифрами и фактами, эта программа ни к чему не приведёт кроме баснословных растрат федерального бюджета. Будущий президент США должен немедленно пересмотреть планы по возвращению США на Луну, как только выборы будут завершены.

 Boeing изготовила первую ступень для ракеты SLS, которая впервые за 50 лет отправит людей к Луне. Источник изображения: Boeing

Boeing изготовила первую ступень для ракеты SLS, которая впервые за 50 лет отправит людей к Луне. Источник изображения: Boeing

За последние годы каждый раз поле очередного аудита деятельности NASA и планирования нового годового бюджета агентства появлялись неприятные цифры перерасхода и отставания от графика программы Artemis. Цифры расходов удвоились, утроились и увеличились многократно, а сроки сместились на пять и более лет. В NASA все проблемы объясняют новизной решений и вызванные этим технические трудности, а также формальным запретом заключать договора с подрядчиками с указанием фиксированной суммы. Это может побудить частные компании «на всякий случай» устанавливать гораздо большие расценки, чем в случае заключения договора с плавающей суммой.

В ответ на это Майкл Блумберг отмечает: «На данный момент было потрачено почти 100 миллиардов долларов, но ничто не сдвинулось с места, однако сложность программы и возмутительные растраты продолжают расти. Следующему президенту США следует переосмыслить эту программу в целом».

По мнению автора, проблема уже в том, что эта миссия носит не научный, а политический характер. Задачу собирать камни на Луне легко можно поручить роботам. Человек для этого не нужен. Миссия с участием людей раздувает бюджет до астрономических значений, почти ничего не давая взамен. Один лунный скафандр стоит $1 млрд, и их ещё предстоит изготовить и приобрести.

Следует отметить, что в своём возмущении автор прав лишь отчасти. Космос это пока не о прямой выгоде. Космические программы — это технологический локомотив для той страны, которая готова тратить на него ресурсы. И чем сложнее проект, тем больше технологий для него приходится разрабатывать, но потом эти технологии будут работать на экономику.

Майкл Блумберг в целом не против науки и прогресса, как он отмечает в заметке. Просто надо считать деньги. По оценкам генерального инспектора NASA, на данный момент на программу Artemis потрачено $23,8 млрд. Каждый запуск, вероятно, обойдется как минимум в $4 млрд, что в четыре раза превышает первоначальные оценки. Это во много раз превышает затраты частного сектора. При этом ракета SLS может запускаться только примерно раз в два года и, в отличие от ракет SpaceX, не может быть использована повторно.

Более того, ракета SLS в текущей конфигурации неспособна доставить на орбиту Луны одновременно космический корабль Orion с экипажем и лунный посадочный модуль. Их придётся доставлять на орбиту раздельно. При этом у «Ориона» есть проблемы с теплозащитным экраном и, возможно, не только с ним. Задача не станет намного легче, когда NASA выведет на окололунную орбиту лунную станцию Gateway как перевалочный пункт перед высадкой людей на Луну. Ежегодное обслуживание станции будет поглощать не менее $1 млрд, а надобность в ней довольно сомнительная.

Проблемы могут возникнуть даже с выводом станции Gateway на окололунную орбиту. Этим должна будет заниматься «усиленная» разгонная ступень SLS Block 1B. Создание усиленной ступени уже затянулось на шесть лет и подорожало до $5,7 млрд. И это не говоря о том, что её производством занимается заслуженный «бракодел» последнего десятилетия компания Boeing. Кстати, не лучше обстоят дела с производством мобильного стартового комплекса ML-2 для запуска «усиленной» ракеты SLS. Комплекс подорожал почти в 8 раз с момента заключения контракта (до $2,7 млрд), и никто точно не скажет, когда его завершат.

В угоду поддержки программы Artemis агентство отменяет проект за проектом, пытаясь найти средства на лунную программу. Сверхирония может заключаться в том, считает автор разгромной передовицы в ведущем американском издании для финансистов, что Илон Маск на своём сравнительно недорогом и многоразовом корабле Starship может добраться до Луны раньше NASA без Orion, Gateway, Block 1B или ML-2.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/1112704