Создатель блокчейна Ethereum Виталик Бутерин предложил радикально поменять архитектуру сети: заменить лежащие в её основе алгоритмы, чтобы ускорить процессы в несколько десятков раз, а сам блокчейн сделать «почти таким же простым как биткоин».
Источник изображения: Kanchanara / unsplash.com
Существующая программная среда EVM (Ethereum Virtual Machine) уступит место новому модульному механизму RISC-V. Этот «прекрасный и простой механизм», по словам господина Бутерина, поможет превратить Ethereum в нейтральный и надёжный блокчейн, который будет пользоваться всеобщим доверием. RISC-V снизит создание новой инфраструктуры Ethereum, сократит долгосрочные затраты на обслуживание протокола и уменьшит угрозу возникновения «катастрофических ошибок».
Созданная специально для Ethereum среда EVM лишена гибкости, что значительно замедляет блокчейн, а RISC-V сможет увеличить «количество людей, которые понимают и могут участвовать в исследовании протокола», отметил господин Бутерин. Архитектура RISC-V уже использовалась в разработке блокчейна, например, сети Polkadot, которую создал британский учёный в области информатики Гэвин Вуд (Gavin Wood), — он же является сооснователем Ethereum и технологии EVM.
В последние месяцы блокчейн Ethereum преследуют неудачи, а его основная криптовалюта, вторая по капитализации после биткоина, уступает последнему по ценовой динамике. Это случилось потому, признал Виталик Бутерин, что сеть не получала необходимых обновлений «иногда из-за [его] собственных решений» — администрация проекта совершала действия «в погоне за выгодами, которые оказались иллюзорными». Полный переход на архитектуру RISC-V, как ожидается, займёт пять лет.
А уже завтра, 7 мая, начнётся развёртывание одного из крупнейших за последние годы обновлений Ethereum Pectra. На первом этапе появятся механизмы снижения комиссий как в основной сети, так и в сетях второго уровня, таких как Arbitrum, Optimism, zkSync и Starknet. Второй этап, запланированный на 2026 год, предусматривает изменения EVM, которые помогут увеличить эффективность смарт-контрактов, а также технологии повышения масштабируемости второго уровня за счёт снижения нагрузок на блокчейн.