Мониторы с рабочим разрешением 4К даже и через почти 15 лет с момента их появления в продаже не могут похвастаться большой долей на рынке. Особенно когда речь идёт про игровые модели с повышенной частотой вертикальной развёртки. Их популярность тормозит и цена, и высокая нагрузка, создаваемая на систему в случае использования некоторых профессиональных приложений и, конечно, в современных играх. Большинство потребителей отдают предпочтение решениям стандарта WQHD (2560 x 1440 пикселей), а некоторые продолжают скупать доступные Full HD-новинки с целью добиться максимального и стабильно высокого уровня FPS и общей плавности картинки.
Для производителей же настольных мониторов и разработчиков панелей 4К UHD – способ заявить о себе, предлржив покупателям самые современные технологии. В этом случае вопрос цены стоит далеко не на первом месте, ведь премиальные модели предназначены тем, кто готов потратиться на самые совершенные продукты.
Именно для таких пользователей компания Samsung Display представила в конце 2024 года первую игровую 4К QD-OLED-панель в наиболее популярном типоразмере 27 дюймов. А именитые бренды быстро подхватили эстафету и подготовили на её основе новые модели. В этой гонке компания ASUS оказалась одной из первых, предложив потребителям флагманский монитор ROG Swift OLED PG27UCDM, поступивший в розничную продажу уже несколько месяцев назад.
Рассматриваемая новинка была официально представлена в ходе прошедшей выставки CES 2025 еще в начале января. Первые покупатели в США смогли получить ROG Swift PG27UCDM по предзаказу уже в конце месяца по официальной цене в 1199 $, а до полок магазинов РФ монитор добрался к середине марта в рамках «параллельного импорта». На момент написания этого материала (начало мая 2025 года) монитор предлагается по цене от 120 до 180 тысяч рублей, в зависимости от условий поставки и наличия гарантии.
За прошедшее время было анонсировано уже восемь конкурентов этой модели, часть из них успели поступить в продажу на территории США и ЕС, другие же только готовятся появиться на полках магазинов. В вопросе стоимости, как и всегда, всё крайне просто – ASUS дороже всех, но и предлагает несколько больше, чем конкуренты.
ASUS ROG Swift PG27UCDM | |
Экран | |
Диагональ, дюймы | 26,5 |
Соотношение сторон | 16:9 |
Покрытие матрицы | глянцевая плёнка, антибликовое |
Стандартное разрешение, пикс. | 3840 х 2160 |
PPI | 166 |
Параметры изображения | |
Тип матрицы | Glossy QD-OLED 4th Gen (Samsung Display) |
Пиксельная структура | Triangle RGB |
Заявленный цветовой охват | НД / 99 % / 145 % (AdobeRGB / DCI-P3 / sRGB) |
Макс. яркость, кд/м 2 | 250 (APL 100%), 450 (максимум)/1000 (HDR, Peak) |
Контрастность статическая | 1500000 : 1 / Бесконечность |
Количество отображаемых цветов | 1,07 млрд (8 бит + FRC/10 бит ?) |
Частота вертикальной развёртки, Гц | 48-240 (активный диапазон) |
Адаптивная синхронизация | G-Sync Compatible, AMD FreeSync Premium Pro, Adaptive-Sync |
Время отклика, мс | 0,03 мс (GtG) |
Поддержка и соответствие HDR | HDR10, VESA DisplayHDR True Black 400, Dolby Vision |
Максимальные углы обзора по горизонтали/вертикали, ° |
178/178° |
Разъемы | |
Видеовходы | 2x HDMI 2.1; 1x DisplayPort 2.1; 1х USB Type-C DP Alt Mode + PD 90 Вт; |
Видеовыходы | Нет |
Дополнительные порты | 1x Audio-Out (3.5 мм); 3х USB 3.2 Gen1 Type-A; |
Встроенные колонки: число х мощность, Вт | Нет |
Физические параметры | |
Регулировка положения экрана | Угол наклона (от -5 до 20°), изменение высоты (110 мм), поворот вправо/влево (от -30 до 30°), переворот (Pivot) в обе стороны |
VESA-крепление: размеры (мм) | Есть (100х100 мм), через переходник из комплекта поставки |
Крепление для замка Kensington | Да |
Блок питания | Встроенный |
Потребляемая мощность: максимальная / типичная / в режиме ожидания (Вт) | НД / <80 / <0,5 |
Габаритные размеры (с подставкой) ДхВхГ, мм |
610 × 339-549 × 219 |
Габаритные размеры (без подставки) ДхВхГ, мм |
610 x 369 x 70 |
Масса нетто (с подставкой), кг | 7,62 |
Масса нетто (без подставки), кг | 4,97 |
Ориентировочная цена | ~140000-180000 рублей |
Монитор ROG Swift OLED PG27UCDM использует единственную существующую 26,5-дюймовую QD-OLED-панель последнего — четвёртого — поколения с полуглянцевой рабочей поверхностью. Она произведена компанией Samsung Display, имеет рабочее разрешение стандарта 4K UHD — 3840 × 2160 пикселей. Оно обеспечивает высокую плотность пикселей — 166 ppi (на данный момент это максимальный показатель среди игровых OLED) — и требует использования системы масштабирования. Дополнительным плюсом повышения плотности стало явное снижение видимости цветных полос (розовых и зелёных) на определённых участках изображения, чем «славятся» многие QD-OLED панели из-за особенной пиксельной структуры.
Заявленная максимальная яркость монитора в SDR-режиме составляет 250 нит при 100%-м заполнении экрана белым цветом. На данный момент это обычный показатель для OLED-мониторов, но весьма впечатляющий на фоне большинства современных OLED-телевизоров, у которых максимальная яркость в аналогичных условиях составляет не более 140 нит.
Монитор официально сертифицирован по стандартам VESA DisplayHDR 400 True Black и Dolby Vision (большая редкость среди настольных OLED). Как и многие другие современные новинки, матрица теоретически должна обеспечивать пиковые значения яркости до ~1000 нит на небольших участках экрана (при заполнении около 2-3 % APL) и до 450 нит в SDR при выключенной опции компенсации яркости Uniform Brightness. Для достижения максимальных значений требуется активация режима HDR и корректировка некоторых настроек в меню дисплея (выбор соответствующего режима HDR).
Коэффициент контрастности благодаря особенностям технологии OLED и применению светопоглощающей подложки фактически стремится к бесконечности. Однако, как и у ряда других OLED-устройств на рынке, для новинки официально заявлено значение 1 500 000:1, что, впрочем, больше формальный ориентир для пользователей.
За последние 3 года у нас накопился большой опыт работы с OLED-мониторами и телевизорами разных производителей. Благодаря этому мы знаем, что в современных QD-OLED-решениях всех трёх предыдущих поколений поляризационный слой не применяется. Поверхность экрана — полуглянцевая, с характерным фиолетово-розовым оттенком на свету. В последнем поколении QD-OLED никаких изменений в этом вопросе не произошло.
В условиях яркого внешнего освещения, когда свет попадает на экран, воспроизводимый чёрный цвет становится заметно светлее, чем чёрная нерабочая зона матрицы, которая обрамляет экран тонкой, в несколько миллиметров, полосой. Это действительно удивляет, особенно если сталкиваешься с таким эффектом впервые, ожидая увидеть «идеальный чёрный» при любых условиях. К сожалению, в данном случае это ожидание не оправдывается полностью. Черный на QD-OLED будет только в отсутствие внешнего освещения.
Используемая QD-OLED-матрица является 10-битной, но работает ли она по схеме 8 бит + FRC или в «чистом» 10-битном режиме – можно только догадываться.
Применение технологии «квантовых точек» позволило значительно расширить цветовой охват. Для новинки производитель указывает значение 99 % DCI-P3 и 145 % цветового объёма sRGB. Тем не менее мы можем с уверенностью сказать, что монитор также обеспечивает широкое покрытие AdobeRGB и достойные результаты по стандарту Rec.2020. Дополнительно заявлена точная заводская калибровка, но исключительно для режима эмуляции sRGB (есть бумажный и электронный отчёты).
Монитор является FlickerLess-сертифицированным, а благодаря смещённому спектру со сдвигом синего пика волны на безопасный уровень в 456-457 нм (так называемый аппаратный фильтр Low Blue Light) удалось избавиться от цветового дисбаланса. Для дополнительного снижения нагрузки на глаза пользователь может воспользоваться программными режимами Blue Light Filter со сниженной цветовой температурой и яркостью.
При этом матрица сохранила классическое свойство всех OLED — проявление постоянных пульсаций (при любых установках яркости), а дополнительная технология OLED Anti-Flicker 2.0, несмотря на своё запутывающее название, может быть применена исключительно для снижения видимого мерцания на тёмных участках в играх. В сравнении с первой версией технологии обновлённый компенсационный алгоритм управления яркостью позволил, по словам производителя, снизить видимость пульсаций (мерцания на тёмных сценах) на 20 %.
В зависимости от уровня Anti-Flicker (а их всего два – Medium и Strong) сдвигается граница минимальной частоты в случае использования VRR-систем (NVIDIA G-Sync Compatible AMD FreeSync Premium) – до 160-200 Гц против 40 Гц при выключенной опции. Таким образом, диапазон синхронизации частоты вертикальной развёртки с уровнем FPS в играх сужается, а вероятность проявления заметного для глаз мерцания на тёмных сценах снижается.
В характеристиках производитель указывает время отклика GtG в 0,03 мс, что сопоставимо с цифрами для других современных игровых OLED-дисплеев. В этом вопросе подобные дисплеи действительно с легкостью опережают самые быстрые LCD-модели из представленных в продаже.
Частота вертикальной развёртки в 240 Гц доступна без активации какого-либо разгона, а в случае невозможности получения FPS на уровне 200-240+ производитель предлагает воспользоваться функцией «вставки чёрного кадра» ELMB, которая крайне редко встречается в OLED устройствах, но позволяет существенно поднять визуальную четкость движущегося изображения. Правда, в случае с PG27UCDM включить её можно только на фиксированной частоте 120 Гц, что в некоторой степени ограничивает сферу её применения.
Список доступных интерфейсов для подключения у монитора крайне широкий и вполне современный: два HDMI версии 2.1 (48 Гбит/c), один DP 2.1 с пиковой пропускной способностью 80 Гбит/c и USB Type-C с DP Alt Mode и зарядкой 90 Вт по стандарту Power Delivery (PD). Во всех трёх случаях возможно достичь максимальной частоты 240 Гц, но лишь используя DP 2.1a и соответствующую видеокарту можно добиться получения сигнала без динамического сжатия потока (DSC). Правда, увидите ли вы реальные изменения на глаз (с DSC и без него) – вопрос открытый.
Встроенная акустическая система в новом мониторе ASUS не применяется, что типично для серии ROG. Для подключения наушников может быть использован стандартный 3,5-мм аудио разъём, а для работы с периферией установлен USB-хаб c тремя портами USB Type-A 3.2 Gen 1.
В отличие от серии ROG Strix новинка ROG Swift PG27UCDM поддерживает актуальные функции KVM и PiP/PbP, а также поддерживает обновления прошивки дисплея без необходимости посещения СЦ, что достаточно актуально для развивающейся технологии OLED.
По своим игровым функциям герой обзора является одним из наиболее совершенных решений в линейке ROG и среди игровых мониторов на рынке в целом. В нём есть большое количество предустановленных режимов Game Visual (в том числе новая функция Game Visual AI – находится в бета-тестировании), комплекс функций Game Plus (наэкранные прицелы с AI, счётчик FPS, таймеры, режимы «снайпера» и «ночного видения» и др.), регулировка различимости теней Shadow Boost, режим ELMB для улучшения четкости в движении, функция Aspect Control для прямого управления встроенным скалером и поддержка программного центра управления ASUS DisplayWidget Center для простоты управления настройками монитора с рабочего стола ОС.
Из прочих программных особенностей компания выделяет комплекс защиты ASUS OLED Care Pro (она же – OLED Care 2.0) в котором собрано порядка десяти специальных функций, а также технологию Uniform Brightness, предназначенную для снижения заметности работы встроенного ограничителя яркости ABL. После её активации максимальная яркость панели падает, но зато она остаётся стабильной вне зависимости от уровня заполнения экрана светлыми объектами.
Из отличительных черт новинки ASUS отмечает датчик присутствия пользователя на рабочем месте – Neo Proximity Sensor. Он внедрён для дополнительной защиты OLED-панели от выгорания и позволяет обесточивать панель, когда пользователь отлучился от экрана. Доступна настройка времени до активации датчика и примерного расстояния до пользователя для более стабильной работы системы. Вместе с тем есть и автоматический режим обучения, в ходе которого датчик сам регистрирует расстояние до пользователя.
Монитор ASUS поставляется в среднегабаритной картонной коробке с ярким и качественным визуальным оформлением.
Для удобства переноски присутствует два специальных выреза-ручки с торцов упаковки. Пластиковая ручка сверху не предусмотрена.
С одной из сторон упаковки представлены основные особенности модели в виде небольших пиктограмм с подписями. По единственной полезной наклейке с противоположной стороны можно узнать серийный номер, номер партии, точное название модели и место производства (Китай).
Комплект поставки новинки включает в себя следующее:
Для подключения к ПК и полного раскрытия потенциала монитора следует использовать DP 2.1a и видеокарту с его поддержкой, однако, вы с легкостью можете воспользоваться GPU с поддержкой только стандарта DP 1.4 с DSC и HDMI 2.1 для получения максимальной частоты развёртки, 10-битного режима и возможности активации HDR. Для использования же с ноутбуками предлагается USB Type-C с режимом DP Alt и зарядкой до 90 Вт. В последнем случае максимальная частота развёртки будет зависеть от графического ядра используемой вами модели.
Новый монитор от ASUS ROG Swift OLED PG27UCDM совмещает в себе все последние дизайнерские изыски серии ROG и обновлённую – приподнятую над поверхностью — Y-образную подставку с открытым механизмом регулировки высоты.
Решение отличается богатой отделкой из разных материалов, переплетённых между собой. Для усиления визуальной составляющей используется комплекс подсветки из систем Aura RGB и Light In Motion с возможностью синхронизации.
Дисплей — традиционно для современных QD-OLED-решений — обладает узкими рамками только с трёх сторон, а использование оригинального радиатора и необходимость в лучшем охлаждении OLED-матрицы заставили дизайнеров сделать некоторые части корпуса новинки довольно толстыми.
В самых же тонких местах толщина корпуса не превышает 5-6 мм.
Крепление центральной колонны к монитору производится с помощью быстросъёмного механизма. Для использования новинки со сторонними кронштейнами необходимо воспользоваться специальным переходником из комплекта поставки – удобно и практично.
Заводская подставка традиционно собирается из двух частей, которые можно соединить без помощи отвертки: на крепёжном винте в основании имеется откидной барашек.
Для своей 26,5-дюймовой премиальной новинки в ASUS выбрали хорошо знакомую по другим решениям ROG Swift Y-образную подставку. Она выполнена из металла и покрашена серой износостойкой краской. Центральная стойка выполнена из матового и глянцевого пластиков, но вся «внутрянка» – металлическая.
Несмотря на свои формы подставка оказалась довольно компактной и позволяет отодвинуть монитор подальше от пользователя даже на не очень глубоком столе. В центральную стойку интегрирована самая простая система прокладки кабелей, а также элементы подсветки: красная подсветка вертикальной надписи Swift и боковых полупрозрачных пластиковых вставок.
Изменение высоты выполняется скольжением встроенного механизма по открытой части центральной колонны, без задней накладки – выглядит крайне эффектно и современно.
Отдельно выделим стандартное винтовое крепление в верхней части центральной колонны. Оно служит для установки веб-камеры либо чего-то более серьёзного (фото-видеокамер).
Благодаря расширенной эргономике подставки пользователь может с максимальным комфортом регулировать положение экрана в пространстве: наклонять его (-5° — 20°), поворачивать влево/вправо (на 30°) и изменять его высоту над столом (110 мм).
Дополнительно предусмотрен разворот экрана в портретный режим (Pivot) в обе стороны, при этом центровка экрана совершенно не пострадала – есть чёткие ограничители угла.
Все удерживающие элементы, внутренности крепёжных механизмов и основание подставки сделаны из металла. На последней используется три небольших резиновых ножки для лучшего сцепления с рабочей поверхностью.
Монитор оснащён полуглянцевой QD-OLED последнего поколения со средними антибликовыми свойствами. В свою очередь это обеспечивает абсолютную чистоту изображения, без кристаллического эффекта, вместе с тем увеличивая визуальную контрастность и насыщенность картинки на экране.
По наклейке на корпусе устройства, которая прячется в области крепления подставки, можно сверить все номера (серийный, номер партии и так далее) и наконец-то узнать примерную дату производства.
Все интерфейсы для подключения у монитора находятся в задней части корпуса, на одной колодке, и направлены вниз. Подключать кабели легко, в том числе благодаря наличию возможности переворота корпуса в портретную ориентацию.
Декорированию монитора уделено немало внимания – габаритная задняя часть разделена по диагонали надвое, а вариантов одного только пластика тут три, с разной фактурой: основной матовый тёмно-серого цвета, пара хромированных вставок и полуглянцевая поверхность с нанесёнными микроквадратами серого цвета. В этой же зоне расположен выделенный с помощью интегрированной подсветки Aura RGB логотип линейки ROG Swift.
Дополнительно присутствует проекция логотипа ROG с помощью системы Light in Motion, интегрированной в нижнюю часть подставки, а также подсветка логотипа ROG во фронтальной зоне блока управления монитором.
Обработка элементов PG27UCDM выполнена на высшем уровне, покраска без дефектов, зазоры равномерны по всей длине стыков. На задней стороне защитной пленкой закрыты все важные декоративные элементы, но, скорее всего, вы снимете её сразу после покупки. После этого не используйте агрессивные химические средства для очистки и тряпки из неподходящих материалов, если не хотите испортить внешний вид отдельных деталей.
Монитор не скрипит и не хрустит при скручивании и изменении положения, отлично выглядит, основная часть элементов отличается практичностью и износостойкостью. Придраться к чему-то действительно сложно.
Для улучшения вентиляции и соответствующего увеличения базовой и пиковой яркости в корпусе устройства используется большое количество прорезей для доступа воздуха. Ламели расположены внизу и вверху задней части корпуса. Система охлаждения полностью пассивная, а поэтому можно не переживать из-за лишнего шума (как это было в части первых OLED на рынке).
В последних премиальных моделях линейки ROG компания ASUS стала применять блок управления с двумя физическими клавишами и 5-позиционным джойстиком между ними. Блок расположился в центре нижней грани устройства и слегка выдается за габариты корпуса. Спереди предусмотрена отключаемая подсветка небольшого логотипа серии ROG, который играет роль индикатора питания.
Одну из физических клавиш быстрого доступа можно перепрограммировать, вторая же всегда остаётся ответственной за включение и выключение монитора. Также для пользовательского выбора функций быстрого доступа доступны три положения джойстика – вверх, вниз и вправо.
По умолчанию производителем назначены следующие функции: выбор источника сигнала, переключение режимов Game Visual, переход к компактному разделу с функциями Game Plus, активация 6-минутной «очистки OLED».
В новинке PG27UCDM используется достаточно типичное для премиальных мониторов ASUS меню. Оно выполнено в чёрно-красной гамме с зафиксированным верхним информационным блоком, подсказками по управлению снизу и четырьмя вертикальными секциями для вывода разделов и их подразделов. Из-за повышенного разрешения экрана производитель предлагает воспользоваться двумя вариантами меню – увеличенным и стандартного размера (активируется вручную).
Система управления очень быстрая и удобная, не требующая привыкания. OSD-меню шустро откликается на все действия со стороны пользователя. Управлять монитором просто в любое время суток.
Основное меню состоит из девяти разделов. По умолчанию выставлен английский язык, но есть и русская локализация (пример представлены выше). Последняя в некоторых ситуациях мешает с настройкой монитора и выглядит не лучшим образом, к тому же не все пункты имеют перевод. По этой причине мы решили познакомить вас с меню на английском.
Первый раздел, Gaming, предлагает доступ к включению поддержки VRR-систем, режиму вставки «чёрного кадра» ELMB (доступен только при 120 Гц), режимам GameVisual, регулировке различимости теней Shadow Boost и выводит QR-код для скачивания утилиты настройки монитора ASUS DisplayWidget Center. В подразделе GamePlus прячутся различные игровые функции: наэкранные прицелы (в том числе AI – с автоматическим изменением цвета), «счётчик FPS» (как в виде цифрового значения, так и в виде графика), снайперский прицел (с настраиваемым приближением), снайперский прицел с усилением различимости в тенях (с настраиваемым приближением), установка таймера, вывод сетки для более точной стыковки двух-трёх мониторов друг с другом.
Второй раздел, Image, позволяет изменить уровни яркости и контраста, активировать функцию стабилизации яркости по полю экрана Uniform Brightness, включить опцию OLED Anti-Flicker, настроить контурную резкость VividPixel, изменить режим работы встроенного скалера изображения и выбрать один из режимов Blue Light Filter для дополнительного снижения нагрузки на глаза.
После активации HDR в системе раздел несколько преображается: блокируется регулировка яркости и ещё трёх функций. Появляется доступ к подразделу HDR Setting, в котором можно выбрать один из режимов представления HDR и формат HDR, а также активировать возможность регулировки яркости, что значительно отличает новый PG27UCDN от большинства OLED-моделей, представленных на рынке.
После активации данной функции (Adjustable HDR) монитор выводит из блокировки регулировку яркости экрана. По умолчанию сразу установлено значение 100 % (в данном случае регулировка происходит ступенчато – по 10 %). Также можно воспользоваться функцией Dynamic Brightness Boost для увеличения яркости в консольном режиме представления HDR (Console HDR).
В третьем разделе, Color, компания ASUS предлагает выбрать активное цветовое пространство (выбор предоставляется для многих пресетов GameVisual), отрегулировать цветовую температуру, изменить общую насыщенность и насыщенность по шести каналам отдельно, а также выбрать один из режимов гаммы, отвечающих за реальную контрастность изображения на экране монитора.
В разделе OLED Care представлено порядка десятка функций для защиты органических светодиодов (OLED) – используется новый комплекс защиты OLED Care Pro. Подраздел Screen Saver позволяет управлять глобальным снижением яркости экрана, снижением яркости при отсутствии действий со стороны пользователя и боковым затемнением (для снижения тепловой нагрузки). Опция Pixel Cleaning предлагает провести «очистку» на 6 минут, в Pixel Cleaning Reminder можно установить частоту уведомлений о необходимости проведения соответствующей процедуры (от 2 до максимум 8 часов). Функция Screen Move отвечает за частоту сдвига всего изображения на пару пикселей в пространстве (можно оставить в положении по умолчанию – быстро/часто), а Auto Logo Brightness фактически не влияет (частое явление среди OLED) на яркость логотипов и статичных объектов, хотя и предлагает произвести настройку каждого типа затемнения по отдельности.
Дополнительно в новинке представлена система Neo Proximity Sensor на базе оптического датчика приближения, который активируется через некоторое время после потери пользователя из своего поля видимости. Настраивается время реакции и расстояние до пользователя. Для более же корректной работы функции возможна активация автоматического определения расстояния – замеры происходят в течении 5 секунд и максимально точно.
Когда пользователь отходит со своего рабочего места система по умолчанию обесточивает панель буквально через минуту, что, по мнению производителя, увеличит продолжительность жизни OLED и обезопасит её от появления дефектных областей/пикселей. С другой стороны, всё еще неизвестно, насколько постоянные включения и выключения экрана повысят или понизят общую надёжность монитора. Время покажет…
Выбрать источник сигнала и дезактивировать автоматический его поиск можно в следующем за ним разделе Input Select. За ним следует раздел PIP/PBP для настройки соответствующих опций по работе с несколькими источниками сигнала одновременно.
В следующем разделе Lighting Effect представлены настройки систем внешней RGB-подсветки Aura RGB и Light in Motion, а также функция синхронизации с другими системами подсветки в вашем ПК.
Определить функции быстрого доступа для трёх положений джойстика и левой клавиши управления можно в разделе MyFavorite. Здесь же есть возможность сохранить все настройки монитора в один из двух доступных программных блоков для последующего быстрого восстановления настроек.
В разделе System Setup предлагается выбрать язык локализации меню, отрегулировать прозрачность и положение OSD-экрана, изменить время до его исчезновения при отсутствии действий со стороны пользователя, изменить уровень громкости. Есть возможность включения блокировки всех клавиш, отдельной блокировки клавиши питания и выключения подсветки индикатора питания.
Далее можно отключить поддержку функции DSC (для лучшей совместимости со старыми GPU), перевести DP в режим 2.1 вместо базового 1.4 (снова для лучшей поддержки старых GPU), произвести полный заводской сброс настроек.
Здесь же предлагается вывести подраздел с основной рабочей информацией по монитору. В нём прописано название модели, выходная глубина цвета, формат цвета, динамический диапазон, сдвиг гаммы EOTF (актуально для HDR), работа VRR систем и версия прошивки. Отдельным пунктом представлен электронный отчёт о проведённой заводской настройке в режиме Racing с активированной эмуляцией sRGB. Сведения совпадают с представленными в бумажном отчёте из комплекта поставки.
Для более удобного доступа ко всем функциям монитора производитель предлагает воспользоваться утилитой ASUS DisplayWidget Center. Для её полноценной работы потребуется подключение монитора по USB Type-B → USB Type-A к стационарному ПК или по Type-C к ноутбуку. Это классический подход, обеспечивающий наглядность всех доступных настроек, чего иногда не хватает встроенному OSD-меню.
Монитор ASUS ROG Swift OLED PG27UCDM был протестирован при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro Plus в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro 2, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом DisplayCAL и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 11 Pro 24H2, во время тестирования частота обновления экрана составляла 240 Гц, а глубина цвета была выставлена в положение 10 бит.
В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:
Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка (с приведением яркости к 100 нит и цветовой температуры к 6500К) проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.
Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.
⇡#Проблемы тестирования OLED и используемые технологии
Тестирование OLED-монитора в очередной раз привнесло некоторые изменения в методику тестирования и отступление от принципов, принятых за долгие годы тестирования жидкокристаллических дисплеев. Мы не стали отказываться от полноценной калибровки и провели её для выявления улучшений в последнем поколении QD-OLED.
Монитор ASUS ROG Swift OLED PG27UCDM, как и подавляющая часть OLED-телевизоров/мониторов (вне зависимости от конкретной разновидности данной технологии), изменяет яркость каждого пикселя в зависимости от уровня общей яркости сцены, демонстрируемой на экране. Без опции стабилизации яркости Uniform Brightness показания яркости в центральной точке экрана в режимах SDR и HDR с легкостью могут меняться на десятки процентов в зависимости от яркости и цветности сцены вокруг. Чтобы этого избежать, на протяжении почти всего тестирования опцию Uniform Brightness мы держали активированной – пускай и потеряли максимальную яркость.
При этом дисплей способен показать высокие цифры (в основном в режиме HDR) только на небольших участках (2-10 % от площади экрана) на протяжении некоторого отрезка времени. Также иногда он стремится окрасить крайние тёмные оттенки серого в глубокий чёрный, а при бездействии пользователя постепенно снижает яркость экрана (довольно сильно, но это работает как дополнительная защита OLED). Впрочем, так ведут себя и все решения на W-OLED, а вот QD-OLED модели не замечены в столь агрессивных алгоритмах ограничения яркости (ABL).
Чтобы обойти некоторые ограничения OLED и показать аппаратные возможности новинки, подавляющая часть тестов на точность цветопередачи была проведена по проверочным плашкам с заливкой не более 5 % площади экрана. Тем самым мы дали новинке возможность продемонстрировать себя лучше, чем она может проявить себя в более реалистичных условиях работы.
В большей части тестов яркость была установлена на максимальном уровне, контрастность сохранялась на заводских 80 %. Отключить основные (встроенные на уровне прошивки матрицы) технологии энергосбережения и «сохранения жизни W-OLED-панели» у игрового монитора ASUS невозможно, что является ещё одной нормой. Мы ограничились выключением функций из раздела Screen Saver и Auto Logo Brightness.
Для тестирования были выбраны режимы Racing с активным полным цветовым охватом (Wide Gamut), режимы DCI-P3 и sRGB, откалиброванный с завода режим эмуляции sRGB Cal., максимальный вариант воздействия Blue Light Filter (Level 4), а также была проведена проверка дисплея после его настройки и калибровки в заводском режиме Racing.
В мониторе ASUS ROG Swift OLED PG27UCDM производитель предлагает 8 игровых режимов и один пользовательский с заводскими установками цвета (как в Racing), готовый к полностью ручной настройке.
При тестировании мы использовали интерфейс DisplayPort 1.4 c поддержкой DSC как наиболее популярный и беспроблемный среди доступных для подключения у большинства актуальных ПК. В качестве видеокарты использовалась NVIDIA GeForce RTX 3080 FE.
По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:
В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 К) параметры приняли следующий вид:
Мы активировали стабилизацию яркости (по мнению автора, работать без неё – не беречь собственные нервы), изменили яркость и скорректировали настройки цветовой температуры в ручном режиме. Изменения прочих параметров не потребовались.
⇡#Яркость белого в SDR и в HDR при разном уровне заполнения
Изначальная проверка осуществлялась в режиме Racing при заводских настройках цветовой температуры (6500К), но с включенной опцией Uniform Brightness.
Яркость в меню (%) | Яркость белого (кд/м2) | Яркость чёрного (кд/м2) | Статическая контрастность (x:1) |
100 | 251 | 0 | ∞ |
90 | 226 | 0 | ∞ |
80 | 202 | 0 | ∞ |
70 | 178 | 0 | ∞ |
60 | 155 | 0 | ∞ |
50 | 132 | 0 | ∞ |
40 | 108 | 0 | ∞ |
30 | 85 | 0 | ∞ |
20 | 62 | 0 | ∞ |
10 | 39 | 0 | ∞ |
0 | 14 | 0 | ∞ |
В режиме SDR со 100 %-м заполнением экрана максимальная яркость оказалась на уровне 251 кд/м2, а нижнее значение составило 14 кд/м2. Коэффициент контрастности приближен к бесконечности, поскольку измерить столь низкий уровень чёрного ни одно из наших измерительных устройств не способно.
При снижении уровня заполнения до 2-3 % APL рабочий диапазон яркости изменился до 14-261 нит. Такие изменения можно не учитывать – матрица отличилась стабильностью работы, что крайне актуально для OLED-дисплеев.
Для достижения же максимально возможных цифр мы проверили поведение ASUS ROG Swift OLED PG27UCDM в режиме HDR при разном заполнении экрана, с настройками HDR по умолчанию и после активации ручного управления яркостью с установкой 100 % Brightness, как в режиме HDR10 + DisplayHDR 400, так и HDR10 + Gaming и Dolby Vision в самом ярком подрежиме Bright.
При 2 %-м заполнении новинка ASUS смогла показать до 1003-1005 нит в HDR10 Gaming и Dolby Vision Bright. Последующее увеличение заполнения экрана провоцирует снижение яркости до 765-767 нит. На уровнях заполнения 25-100 % APL яркости между режимами выравниваются, а стабильная яркость при 100 % заполнения оказывается на близком к ТХ уровне в 258-259 нит. Если же активировать режим HDR10 со спецификацией DisplayHDR 400, то монитор ASUS лучше работает с глубокими тенями (их прорисовка выше), а максимальная яркость даже в небольшой точке экрана не превышает 450-451 нит. Результаты ожидаемые и полностью соответствуют уровню панели и указанным производителем ТХ. Вопросов не имеем и идём дальше.
⇡#Результаты при стандартных настройках (режим Racing + Wide Gamut)
При заводских настройках изучаемый монитор работает в режиме Racing с широким цветовым охватом (Wide Gamut), близким к максимальному для используемой матрицы.
Как мы и ожидали, герой обзора уверенно отображает все три цветовых пространства, что характерно для устройств с использованием технологии квантовых точек (QD). Современная QD-OLED-панель демонстрирует насыщенную и яркую картинку с глубоким контрастом – всё как любят поклонники OLED.
При заводских установках точка белого и баланс серого выставлены близко к референсу, без дополнительного паразитного оттенка, а стабильность ЦТ оттенков серого остаётся крайне высокой.
По умолчанию у ASUS ROG Swift OLED PG27UCDM плохо различимы некоторые детали в тенях, что приводит к повышению общей контрастности изображения. Глобально же гамма-кривые выставлены на среднем уровне в 2.14, с легким повышением яркости на средних участках.
В качестве референса при проверке монитора через ArgyllCMS мы использовали Display P3, как наиболее подходящий для герой обзора. Именно с ним мы получили наименьшие отклонения DeltaE. В этом случае программу не устроила проработка теней и пара цветных полутонов. Переходим к калибровке.
⇡#Результаты после настройки и калибровки
Сразу отметим – калибровка OLED-монитора не приведёт вас к точной цветопередаче на протяжении всего рабочего процесса, ведь характеристики OLED-экрана не на 100% стабильны, а поэтому для профессиональной работы с цветом подобные устройства не совсем подходят. А вот для мультимедиа/сферы развлечений – лучшего пока не придумали.
После проведения всех процедур значимых изменений в цветовом охвате не произошло. Слегка понизились показатели объёма sRGB и соответствия AdobeRGB, но визуально разницу уловить будет сложно.
Мы слегка поправили положение точки белого и оттенков серого, стабильность ЦТ сохранилась на высоком уровне.
На гамма-кривых основные изменения произошли в центральной части. Тени были слегка подняты (но можно поднять ещё сильнее, используя кривую стандарта sRGB, а не 2.2), общая контрастность картинки повысилась. Изображение стало выглядеть так, каким оно должно быть при качественной настройке.
К стабильности цветопередачи с течением времени особых претензий у нас тоже не возникло: монитор удержал подобные результаты спустя несколько дней использования – для OLED это очень хороший результат. Главное — держать опцию Uniform Brightness включенной и дезактивировать различные защитные функции экрана (но за продолжительность жизни органических светодиодов, в данном случае, мы ответственности не берём).
При использовании информационно-корректирующего профиля, созданного в процессе калибровки, монитор ASUS продемонстрировал минимальные отклонения DeltaE94. В таком состоянии дисплея можно смело говорить о точной цветопередаче, которая явно выше, чем при заводских установках. Да, монитор становится не таким контрастным и больше напоминает глянцевый IPS, но зато можно быть уверенным в более-менее точной цветопередаче.
⇡#Результаты в режимах sRGB и sRGB Cal.
Поскольку рассматриваемая новинка — монитор с изначально расширенным цветовым охватом, неудивительно встретить в нём режимы эмуляции sRGB и DCI-P3 (но с классической гаммой 2.2). Но кроме них в разделе GameVisual есть и особенный режим с заводской калибровкой под название sRGB Cal. Именно его мы и решили проверить и сравнить с обычной эмуляцией sRGB, представленной в подразделе меню.
Следует отметить, что в режиме sRGB Cal. блокируются настройки раздела Color, а функция Uniform Brightness автоматически включается. Яркость по умолчанию выставляется на 28 % (соответствует 90 нит в центре экрана), но её можно настраивать вручную.
Эмуляция проводится на достаточно высоком уровне в обоих случаях, но есть выход за границы стандартного пространства на пару процентов. Визуально на 2D CIE диаграмме монитор охватывает большую часть пространства sRGB, но при более точном подсчёте по 175 ключевым оттенкам цифры оказываются выше – до 99,6 % - идеально. Вопросов, учитывая игровую направленность модели, быть не может. Главное, что насыщенность снижается до визуально корректной, картинка становится более близкой к реальности.
Цветовая температура в режимах настроена на схожем уровне и соответствует уровню Racing с установками по умолчанию. Стабильность оттенков серого – высокая.
По результатам замера гамма-кривых следует отметить, что режим sRGB Cal. демонстрирует гораздо лучшую различимость в тенях, чем Racing и Racing с эмуляцией sRGB, а общая контрастность гораздо ближе к референсу, чем в простом sRGB. Подтверждается данная особенность и при самостоятельном сравнении изображений в разных режимах работы ASUS ROG Swift OLED PG27UCDM. Если уж вам и нужен sRGB, то следует использовать именно sRGB Cal.. Жаль лишь, что в нём отсутствует доступ к настройкам цветовой температуры – некоторым это может быть крайне важно.
Оценивая же общую точность цветопередачи, следует отметить, что программе Argyll CMS откалиброванный на заводе режим sRGB Cal. понравился гораздо больше, чем обычный sRGB. Все графики и цифры наглядно это подтверждают.
Таким образом, режим sRGB Cal. можно смело использовать, особенно когда вам надоест излишняя насыщенность изображения. Настоятельно рекомендуем, но яркость, вероятно, придётся поднять до более высокой.
Теперь оценим работу эмуляции кинематографического пространства DCI-P3, c каждым годом набирающем обороты в сфере производства мониторов. При его активации происходит подмешивание компонент спектра в чистые цвета для снижения цветовой насыщенности картинки.
Эмуляция производится на очень высоком уровне – монитор соответствует DCI-P3 на 98,7 %, а выход за пределы пространства не превышает 1 %.
В режиме точка белого и баланс серого выставлены близко к референсу, без дополнительного паразитного оттенка, а стабильность ЦТ оттенков соответствует высокому уровню заводских настроек дисплея.
Уровень установки гамма-кривых также соответствует режиму Racing с активированным Wide Gamut (полным цветовым охватом). Проявлены только средние участки теней, самые же глубокие – неразличимы. В центральной части кривых линии проходят выше референса – усилена яркость на данном участке, а средняя гамма составила 2.15 против референсных 2.2.
При сравнении с референсом Display P3 исследуемый режим показал себя на среднем уровне – использовать можно, но лишь понимая особенности его настройки. Если же вам требуется высокая точность цветопередачи, то без полноценной настройки и калибровки здесь не обойтись.
⇡#Результаты в режиме Blue Light Filter (BLF-4)
Аналог технологии Low Blue Light — режим, который в ASUS назвали Blue Light Filter, — должен снижать нагрузку на глаза, особенно в условиях работы со слабым внешним освещением.
Для проверки мы выбрали подрежим BLF – Level 4 – с максимальной силой воздействия. При переходе в него стандартная яркость находится на адекватном уровне в 103 нит и блокируется – вручную её изменить нельзя.
Цветовой охват в BLF-4 немного сужается, но принципиально важных изменений ЦО на фоне заводских настроек не происходит. Можете смело считать, что продолжаете работать в широком цветовом пространстве. Если же требуется его снизить, то опция эмуляции сохраняется доступной.
Точка белого совместно с оттенками серого в BLF-4 перебирается к ~5100-5300К с лёгким зелёным паразитным оттенком, но всё ещё высоким балансом ЦТ оттенков серого. Подобный результат действительно может привести к снижению нагрузки на глаза, но рассчитывать на значительный эффект не стоит.
Вместе с тем гамма-кривые в режиме BLF-4 настроены на уровне заводского Racing, а поэтому проблемы и особенность здесь те же: глубокие тени плохо различимы, есть увеличение яркости на средних участках, но отсутствует дисбаланс RGB.
На выходе же мы имеем корректно настроенный режим, который действительно может снизить нагрузку на глаза. Он прекрасно подходит для продолжительной работы за монитором в том случае, когда не требуется сколько-нибудь точная цветопередача – с такой настройкой точки белого и низкой различимостью глубоких теней её ждать не стоит. В остальном – смело пользуйтесь.
⇡#Дополнительные возможности настройки (Shadow Boost и Gamma)
Мы решили проверить влияние функции Shadow Boost и Gamma на цветопередачу монитора. Первая опция особенно актуальна для OLED-решений, у которых часто присутствуют проблемы с различимостью глубоких теней. Есть такая проблема при базовых настройках и у нового ROG Swift PG27UCDM.
По умолчанию Shadow Boost не используется. Уже знакомый график заводских гамма-кривых представлен выше.
На первых трёх уровнях Shadow Boost все глубокие и средние тени становятся хорошо и даже излишне различимы. Для целей некоторых игроков – в самый раз. Для обычной же работы за монитором – точно не подходит. На последнем уровне под названием Dynamic различимость продолжает усиливаться, но может динамически меняться в зависимости от картинки на экране – некое подобие встроенного ИИ.
Монитор ASUS также позволяет выбирать между пятью режимами гаммы. По умолчанию используется стандартное значение 2.2. Кроме него доступны варианты в диапазоне от 1.8 до 2.6.
Дополнительные режимы позволяют воздействовать сразу на весь диапазон гаммы, тем самым быстро регулируя общий контраст картинки. Отклонения от референсов составляют от 0.04 до 0.05. Для игрового монитора это адекватный уровень отклонений. Можно смело пользоваться.
Равномерность рабочего поля (слово «подсветка» здесь неуместно — каждый пиксель в OLED светится самостоятельно) дисплея проверялась после снижения яркости в его центральной точке до уровня 100 кд/м2 и установки цветовой температуры в ~6 500 Кельвин.
Функция Uniform Brightness была активирована, но следует учитывать, что на равномерность рабочего поля она не влияет – у неё совершенно другая задача (стабилизировать яркость экрана вне зависимости от цветности и яркости выводимого изображения). Для улучшения же показателей равномерности мы дезактивировали все функции защиты из подраздела Screen Saver – следует об этом не забывать и вам.
Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки.
На белом поле проблемы равномерности отсутствуют. Монитор продемонстрировал феноменально низкие отклонения в 0,8 % в среднем и 2 % в максимуме.
Высочайшая стабильность сохраняется и при выводе светлых и тёмных серых полей, что не может не радовать.
С равномерностью цветовой температуры на светлых полях у монитора ASUS ROG Swift PG27UCDM проблем также нет: отклонения в 1,1 % в среднем и 3,3 % в максимуме – высокий результат. Разница между полученными минимумом и максимумом не превышает 220К. Мы встречали более высокие результаты среди прочих QD-OLED, но из 27-дюймовых 4К QD-OLED новый ASUS – первый. А поэтому, пока что, не будем делать поспешных выводов.
С равномерностью чёрного, как вы знаете, проблем у OLED нет. При выводе на экран чёрной заливки все пиксели выключаются — и мы остаёмся свидетелями присутствия белого курсора мышки и заметной работы индикатора питания (красного логотипа ROG). Никакого Glow-эффекта и проблем с «подсветкой», как у LCD.
⇡#Визуальная оценка изображения и особенности модели
⇡#Качество градиентов и бандинг
Установленная в монитор ASUS 10-битная QD-OLED-матрица смогла продемонстрировать вполне себе качественные по равномерности градиенты в большинстве проверенных режимов, в том числе при активной опции Uniform Brightness, снижающей общую яркость.
После снижения яркости до низкого уровня качество градиентов слегка падает, проявляется некоторое количество резких переходов с различными паразитными оттенками, картинка становится немного «грязной» — с мелким динамичным шумом в глубоких тенях, который будет заметен, если вглядываться в экран на близком расстоянии или использовать большие количество приложений с тёмным интерфейсом (GUI).
При этом следует отметить, что QD-OLED-панели последних поколений демонстрируют гораздо более высокие результаты в тесте на качество тональных переходов, чем их конкуренты на W-OLED. Относительно высокие результаты сохраняются во всем диапазоне регулировки яркости, чего не скажешь о W-OLED, которые резко снижают качество и динамический диапазон даже после уменьшения яркости на 30-40+% от возможного максимума (особенно первые игровые модели на их базе).
Применение корректировочного профиля с небольшими правками в LUT видеокарты также приводит к последующему снижению качества прорисовки градиентов. Но это абсолютно нормальная практика, особенно у OLED.
Знакомое многим владельцам OLED-телевизоров и мониторов явление — потеря различимости глубоких тёмных оттенков — присутствует и у PG27UCDM. При определённых цветовых настройках модель любит окрашивать крайние тёмные участки в сплошной чёрный, тем самым увеличивая общую контрастность сцены.
Эту особенность можно слегка поправить с помощью регулировки рассмотренного ранее параметра Shadow Boost в меню модели, но при определённых значениях параметра вы окажетесь в ситуации, когда способность монитора к воспроизведению глубоких теней попросту исчезнет. Как лучше – решать только вам. Идеального варианта здесь точно нет.
Сказалась эта особенность и на проявлении бандинг-эффекта. Монитор показал себя хуже большинства игровых TN+Film- и *VA-представителей, не говоря уже про IPS-решения. Своими алгоритмами работы и особенностями самой QD-OLED от Samsung Display монитор усиливает дефекты сжатия любых изображений, особенно при преобладании на них тёмных участков и сложных тоновых переходов между ними. В некоторой степени эта особенность ограничивает использование PG27UCDM в качестве монитора для работы с фото и видео.
⇡#Скорость отклика, задержка вывода, пропуск кадров и адаптивная синхронизация
Все последние продукты на базе быстрых OLED отличаются максимально высокой скоростью отклика, близкой даже у моделей с разной частотой вертикальной развёртки. Именно поэтому мы с вами продолжаем наблюдать одну и ту же заявленную цифру – 0,03 мс по стандарту GtG. Ровно такое же значение отмечено в ТХ и для изучаемого монитора от ASUS, имеющего максимальную частоту вертикальной развёртки 240 Гц.
Варианты разгона матрицы по скорости отклика под общим названием Overdrive (OD) в новинке отсутствуют (для OLED это нормально), а вот функция «вставки чёрного кадра» у PG27UCDM присутствует под названием ELMB (первая версия, без поддержки VRR). Доступна она, правда, только на частоте 120 Гц – видимо, для пользователей игровых приставок либо обладателей не самых быстрых компонентов ПК, которые не могут «вытянуть» высокий уровень FPS в интересующих их играх. А с помощью ELMB можно визуально улучшить четкость картинки и сделать её на уровне 240-Гц развёртки.
Проведя проверку монитора ASUS, мы пришли к выводу, что чёткость движущегося изображения на OLED-новинке полностью соответствует уровню премиального игрового монитора, а визуально ощутимо превосходит то, что могут предложить лучшие скоростные IPS-представители из лагеря 180-280-Гц решений в сопоставимом формате (~27 дюймов WQHD).
Герой обзора демонстрирует фактически полное отсутствие смазывания и визуально заметных артефактов. Повышение частоты с 120 до 240 Гц влечёт за собой улучшения плавности и чёткости. Использование ELMB с частотой 120 Гц (к сожалению, фотография результатов отсутствует) практически даёт тот же уровень четкости и плавности, как и работа монитора на 240 Гц.
Для анализа времени отклика в случае с QD-OLED-новинкой, учитывая особенности её работы, мы выбрали так называемое фактическое время отклика (Initial Time) c фиксацией результатов на 10-90 % яркости любого цветового перехода.
В ходе тестирования аппаратно-программным комплексом OSRTT мы проверили работу монитора лишь на максимальной частоте в 240 Гц. В этом случае среднее фактическое время отклика не превысило 0,65 мс, а самый быстрый переход GtG произошёл за 0,2 мс. Крайне слабые артефакты есть на цифрах, но зрительно мы с ними не столкнулись.
Пара проблемных переходов, повлиявших на финальный результат, являются особенностью отработки монитором изменения цвета при выводе картинки на весь экран.
Что касается задержки вывода, то монитор в режиме 240 Гц продемонстрировал результат в 2,4 мс в среднем – ниже не требуется. Проблем нет.
На момент тестирования (май 2025 года) монитор является официально сертифицированным NVIDIA для работы с G-Sync в режиме Compatible, а поэтому никаких проблем с её работой нет. На отсутствие сертификата в представленном выше скриншоте не обращайте внимание – на Windows 11 присутствует некоторые проблемы с драйверами GeForce последних версий, а поэтому автор использует версию конца 2024 года.
Что касается мерцания на тёмных сценах в играх, то данная проблема свойственна и новому PG27UCDM. Именно поэтому ASUS дополняет многие свои последние OLED-новинки функцией OLED Anti-Flicker, в данном же случае используется вторая версия технологии с улучшенными показателями стабильности яркости. По умолчанию она дезактивирована, есть два режима её работы. Первый ограничивает минимальную частоту развёртки значением в 160 Гц, второй – в 200 Гц.
По умолчанию же рабочий диапазон составляет 40-240 Гц, что, собственно, и влияет на повышенную вероятность столкнуться с видимым мерцанием на тёмных сценах – это изначально сложный сценарий для OLED при работе с низкой частотой обновления. Таким образом, производитель позволяет ограничить диапазон синхронизации частоты экрана с уровнем FPS и сокращает вероятность возникновения проблемы. Является ли это глобальным решением проблемы? Нет. Небольшое мерцание может оставаться и при работе системы Anti-Flicker, но для этого придётся всматриваться в изображение ещё сильнее, чем обычно.
Говоря же о стабильности максимальной частоты развёртки, можно отметить, что монитор ASUS прошёл все тесты на отлично. Специальный тест из пакета TestUFO это полностью подтверждает – 240 Гц стабильны во времени.
Широкие углы обзора и высокая стабильность картинки – то, за что многие в первую очередь и любят OLED-дисплеи. Актуально это и для небольшого по нынешним меркам QD-OLED-монитора от ASUS с последним поколением матрицы Samsung Display.
На приведённом выше изображении отлично видно, что при изменении угла просмотра в широком диапазоне цветопередача и яркость изображения на экране практически не изменяются. Картинка сохраняет высокую насыщенность и контрастность, что является явным преимуществом используемой QD-OLED-матрицы.
При этом могут проявляться некоторые паразитные оттенки и снижаться визуальная яркость при просмотре под острым углом, но такие условия являются проверочными и далеки от реальных сценариев использования дисплея.
Что касается не любимого многими Glow-эффекта, то все OLED-матрицы от него полностью избавлены. В любых сложных ситуациях картинка на экране остаётся без «белой пелены», контрастность практически не снижается, как и общая насыщенность картинки.
⇡#Кристаллический эффект, четкость текста, ШИ-модуляция
В мониторе ASUS ROG Swift OLED PG27UCDM применена QD-OLED-панель четвёртого поколения с диагональю 26,5 дюйма, полуглянцевой поверхностью и особой структурой пикселей. Рассмотрим полученные макроснимки:
В первую очередь видна знакомая структура пикселей, свойственная QD-OLED второго и третьего поколений: три субпикселя собраны в треугольник, но в отличие от QD-OLED первого поколения они имеют форму прямоугольников и квадратов и занимают большее пространство подложки матрицы.
Это приводит к увеличению эффективности работы панели: улучшается качество прорисовки мелких деталей, снижается различимость визуальных артефактов, да и паразитные контуры (зеленые и розовые полосы на границах объектов) стали заметны гораздо меньше благодаря значительно выросшей плотности пикселей у 4K UHD панели.
При том что по структуре это по-прежнему RGB, по форме пикселя такая панель далека от большинства знакомых нам LCD-панелей, поэтому ни Windows, ни MacOS, ни Linux не способны работать с ней полноценно. Проблемы с прорисовкой иногда могут встречаться. А вот как сильно они будут бросаться в глаза — зависит от расстояния до экрана и остроты вашего зрения. По моему опыту, на панелях QD-OLED второго и третьего поколения для этого всё же надо сильно всматриваться в экран на минимальном расстоянии от него. А поскольку у нового ASUS матрица стандарта 4К UHD и самая высокая плотность пикселей на рынке среди OLED, то вероятность встретиться с дефектами – крайне минимальная.
Дополнительная настройка резкости монитору не требуется, да и портить изображение с помощью доступной функции VividPixel для увеличения контурной резкости мы не советуем – сделаете только хуже.
Компания Samsung Display как производитель матрицы отмечает, что возможные проблемы кроются в системе сглаживания шрифтов Clear Type (видимо, речь в основном про Windows), но, по нашему опыту, её выключение делает прорисовку текста и мелких элементов на QD-OLED только хуже.
Частичное решение проблемы чёткости и качества прорисовки подобных QD-OLED найдено больше года назад. Требуется использование утилиты MacType и специально разработанных профилей для мониторов данного типа. Если возникнуть какие-то нарекания к шрифтам на PG27UCDM, то можете попробовать воспользоваться. Но, скорее всего, это не потребуется 99% покупателей новинки. Автор в этом уверен.
Другая же особенность QD-OLED никуда не исчезла и в четвёртом поколении. Полуглянцевая поверхность экрана c заметным розово-фиолетовым отливом (особенно хорошо заметным при ярком внешнем свете) не оставляет кристаллическому эффекту никакого шанса: изображение чистое – как с обложки качественного глянцевого журнала.
Вместе с тем антибликовые свойства у матрицы (по мнению производителя) есть, но в реальности выражены они довольно слабо, а при попадании света на экран «глубокий чёрный цвет» быстро выцветает и становится более ярким, чем на обычных LCD-экранах с матовой или полуматовой защитной поверхностью. Так что QD-OLED может обеспечить действительно глубокий чёрный только при хорошей световой изоляции – об этом не стоит забывать.
Теперь про мерцание и пульсации. В ходе наших тестов мы формально подтвердили, что всё в полном порядке. Но есть нюансы. При высоком уровне яркости на статичном проверочном изображении пульсации (а не ШИМ в привычном понимании) действительно можно скрыть. При снижении же уровня яркости до ~0-80 % сделать это становится гораздо сложнее.
Впрочем, у ASUS PG27UCDM небольшие пульсации выявлены на любом уровне яркости. Но это не полноценная ШИ-модуляция, и общий уровень пульсаций находится в норме.
За свои глаза пользователи могут быть спокойны. Осталось не забывать о необходимости делать перерывы в работе и НЕ выставлять слишком высокую яркость при низкой или средней внешней освещённости.
С другой же стороны, если вам важна точность цветопередачи и предельно возможный динамический диапазон вкупе с отсутствием визуальных дефектов по полю экрана, то максимальная яркость в настройках меню – единственный правильный выбор.
Если же активировать режим «вставки чёрного кадра» ELMB, доступный только при фиксации частоты развёртки на уровне 120 Гц, то монитор начинает полноценно мерцать с высокой скважностью на соответствующей частоте 120 Гц, что чётко прослеживается на графике выше. Нагрузка на глаза существенно выше, но зато вы сможете добиться такого же уровня чёткости картинки, как и на нативной частоте 240 Гц.
В мониторе ASUS ROG Swift OLED PG27UCDM используется встроенный блок питания. Никаких паразитных звуков в ходе работы монитора при любых настройках мы не услышали, а система охлаждения новинки – пассивная. За лишние звуки от дисплея можете не переживать.
Новый ROG Swift OLED PG27UCDM – монитор из высшей лиги, способный продемонстрировать вершину технологий 2025 года. Компания ASUS использовала весь свой опыт проектирования игровых мониторов и воспользовалась QD-OLED панелью последнего поколения с увеличенной плотностью пикселей. Это привело к тому, что нареканий у потребителей точно будет меньше, а любители всего самого лучшего, безусловно, порадуются такой покупке. Придумать же чего монитору не хватает – сложно, ведь здесь и так – «полный фарш» из последних технологий и современных функций.
Вместе с тем, разработчик панели Samsung Display, к сожалению, не решил одну из важных особенностей своих QD-OLED – поляризационный фильтр так и не появился, а глубокий чёрный возможно получить и увидеть только при полной светоизоляции рабочего пространства. Нетронутыми остались и возможности по цветовоспроизведению и максимальной яркости: цветовой охват сохранился на уровне QD-OLED двух предыдущих поколений, максимальные уровни яркости (в SDR и HDR) приближены к заявленным значениям из ТХ – удивиться не выйдет.
Если же у вас есть деньги и желание получить лучшее в индустрии, перейти не только на OLED, но и сразу на 4К UHD с высокой плотностью пикселей благодаря относительно небольшой диагонали экрана, то ASUS ROG Swift PG27UCDM может стать тем самым главным претендентом на покупку. Удачи в правильном выборе!
С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после ручной настройки и профилирования.
Достоинства:
Недостатки:
Может не устроить: