Оригинал материала: https://3dnews.ru/1126321

Прототип тихого сверхзвукового авиалайнера NASA X-59 впервые самостоятельно проехал по взлётной полосе — дальше только в небо

На днях NASA провело первую рулёжку прототипа сверхзвукового самолёта X-59. Это демонстратор конструкции, который поднимется в небо позже в этом году. Выкатка самолёта по взлётной полосе стала финальным испытанием перед подъёмом в небо. В чертах этой разработки можно увидеть будущее гражданской сверхзвуковой авиации, история которой завершилась около 20 лет назад со снятием с рейсов «Конкордов». Но теперь всё будет иначе.

 Источник изображений: NASA

Источник изображений: NASA

Первая самостоятельная рулёжка самолёта X-59, совершаемая им на небольшой скорости по ВПП, ожидалась в конце весны или в начале лета. Похоже, команда немного отстаёт от графика, что для подобных революционных проектов совсем не новость. Ранее в этом году прошёл целый комплекс стационарных испытаний бортовых систем самолёта, включая работу двигателя в режиме форсажа, без чего немыслим подъём в небо. Чуть позже самолёт проведёт ещё один тест-драйв с проездом по взлётной полосе, но уже на скорости, близкой к взлётной. Если никаких проблем не будет, ещё до конца года X-59 взлетит в небо.

Прототип X-59 создаётся компанией Lockheed Martin под контролем NASA. Это похожий на иглу самолёт длиной 30,4 м. Почти треть его корпуса — это носовая часть. Такой профиль создаёт меньшие завихрения воздуха, и при преодолении звукового барьера возникающий акустический удар направляется в небо, а не в сторону земли. Кабина пилота расположена почти в середине фюзеляжа. Это закрывает пилотам обзор по курсу. Вопрос решается системой камер с дополненной реальностью. Судя по заявлениям разработчиков, для граждан на земле звук преодоления самолётом звукового барьера будет не громче хлопка закрывающейся двери автомобиля.

После завершения испытаний самолёта X-59 он совершит пролёты над специально выбранным населённым пунктом. На земле будут расставлены микрофоны, а позже будет проведён опрос жителей, чтобы они субъективно оценили пролёты сверхзвукового самолёта у себя над головой. Проблема шумового загрязнения стала главной причиной для запрета полётов сверхзвуковых гражданских лайнеров над сушей в 1973 году.

В начале июня 2025 года своим указом президент США Дональд Трамп (Donald Trump) отменил этот старый закон. По словам администрации президента, новые технологии и новые материалы позволят создать сверхзвуковые гражданские самолёты без сильного звукового загрязнения окружающей среды. Самолёт X-59, в частности, будет летать с крейсерской скоростью 1,7 Маха. Это не верх мечтаний, но всё равно в два раза быстрее современных реактивных авиалайнеров. Любители авиапутешествий будут в восторге.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/1126321