Современные технологии очень плотно интегрировались в нашу жизнь, и с каждым годом наша зависимость от них только растёт. В последние годы всё сильнее ощущается влияние искусственного интеллекта: нейросети берут на себя рутину, упрощают творчество, помогают в обучении. Но в то же время не стоит забывать, что за ИИ необходимо проверять факты, по-новому подходить к защите данных, а также не злоупотреблять им.
Источник изображений: Unsplash
На рабочих местах ИИ уже берёт на себя подготовку черновиков писем, отчётов и презентаций, помогает с написанием всевозможных текстов, помогает анализировать массивы данных, генерирует код и выполняет множество других задач. Это не «магия», а перераспределение времени: человек меньше занимается скучными монотонными задачами, но в то же время от него требуется больше усилий для постановки задач и проверки результатов.
В бизнесе уже появились новые должности — куратор ИИ, промпт-дизайнер, интегратор моделей в продукты. Также повышается ценность навыков «на стыке», таких как предметная экспертиза, умение формулировать запросы, способность проверки выводов и понимания ограничений моделей. С помощью ИИ маркетолог или аналитик сокращает подготовку еженедельного отчёта в разы, но финальные доработки, проверки и ответственность остаются за человеком.
В образовательной сфере с применением ИИ дела обстоят довольно неоднозначно. С одной стороны, искусственный интеллект способен выступать помощником и репетитором, помогая разобраться со сложным материалом, объясняя темы альтернативными способами или предлагая различные задания с мгновенным объяснением ошибок и решений.
С другой стороны, высок риск злоупотреблений, когда ИИ поручают выполнять за ученика или студента его домашние задания, писать сочинения или эссе, готовить курсовые и даже писать дипломные работы. Причём современный ИИ может делать это настолько естественным языком, что человек не сможет однозначно выявить созданный искусственным интеллектом текст.
Благо одновременно с ИИ развились и инструменты для его выявления, так называемые детекторы ИИ. Такие системы обнаружения помогают поддерживать академическую честность и проверять подлинность контента, отделяя то, что создано человеком, от творчества генеративных нейросетей. Особенно в сфере образования и издательского дела, где проблема плагиата, подлога и выдачи чужих работ за свои стоит особенно остро.
Конечно, на этом риски, связанные с распространением ИИ, не заканчиваются. Нельзя не упомянуть о таких проблемах, как галлюцинации, предвзятость и «уверенные ошибки» — ИИ нередко ошибается, но отказывается признавать свою неправоту, иногда даже доводя до абсурда. Поэтому критична тщательная проверка того, что выдают нейросети — без человека здесь обойтись вряд ли получится.
Есть и организационные риски — приватность и безопасность данных. Нельзя бездумно загружать чувствительные данные в публичные модели, поскольку они могут стать достоянием общественности — за примерами далеко ходить не надо. Поэтому нужны строгие регламенты касательно работы с чувствительной информацией, например, режимы защиты коммерческой тайны и правила хранения логов переписок с ботами.
Юридическая зона тоже сложна: авторство, лицензии на датасеты, соблюдение правил работы с персональными данными — всё это требует тщательной проработки и контроля. Наконец, есть риск «переавтоматизации», когда базовые навыки у сотрудников атрофируются, а также возрастает цифровой разрыв между командами, где есть доступ к качественным инструментам, и теми, где его нет.
Таким образом, ИИ уже меняет повседневную работу и обучение, но важно помнить о правильном подходе к использованию технологий. Например, чётко определять, что автоматизируем, как проверяем и кто несёт ответственность за результат. В выигрыше окажутся работники и студенты, которые совмещают скорость машин с человеческой экспертизой и вдумчивым подходом. Именно это сочетание позволит ускоряться без потери качества.