Какие-то интересные названия HONOR для устройств, выходящих в рамках программы CHOICE, не выбирает, просто фиксируя очевидное — возможно, с какими-то суффиксами, намекающими на класс устройства. Год назад были выпущены первые полноразмерные (накладные) наушники в рамках серии — HONOR CHOICE Headphones и Headphones Pro, с шумоподавлением и характерным для подобных моделей уровнем удобства. Теперь же мы встречаем младшую модель в той же серии — HONOR CHOICE Headphones Lite.
Она лишена шумоподавления, более компактна (чашечки не закрывают уши полностью) но при этом может похвастать аномальной способностью держать заряд — производитель обещает до 82 часов без необходимости искать розетку. И это — при цене в 1 990 рублей. Давайте присмотримся и, конечно же, прислушаемся к этим удивительным наушникам.
HONOR CHOICE Headphones Lite оформлены просто, без каких-то специфических «дизайнерских» элементов, но при этом смотрятся здорово. Это очень «чистый» дизайн без чего-либо лишнего — даже без логотипа производителя. Что логично — свой на устройства этой серии HONOR не ставит (производство-то не собственное), а имя настоящего производителя (компании Betrue Technology) не то, чтобы скрывает, но и не подсвечивает.
Наушники представлены в четырех цветовых исполнениях: бежевом, сером, черном и зеленом. У нас оказались бежевые (почти белые, по факту) HONOR CHOICE Headphones Lite – и это, кажется, наиболее выигрышный вариант, он очень идет этой модели.
Из примечательных элементов отмечаем разметку «право-лево» при помощи крупных обозначений на ткани внутри чашечек (очень эргономичное решение, которое вдобавок свежо смотрится) и блок с интерфейсами и кнопками на правой чашечке.
На нем мы видим микрофон, порт USB Type-C, индикатор состояния и блок управления с двумя клавишами регулировки громкости и многофункциональной центральной кнопкой.
Каких-то датчиков, реагирующих на положение наушников или сенсорных панелей на чашечках нет — все-таки бюджетный статус дает о себе знать. Когда вы снимаете с головы HONOR CHOICE Headphones Lite, звук из них продолжает идти, воспроизведение не ставится на паузу, надо делать это вручную — либо на устройстве, служащем источником сигнала, либо при помощи той самой механической клавиши.
Материалы также ожидаемо простенькие — матовый, не самый приятный на ощупь пластик и искусственная кожа, из которой сделаны абушюры и оголовье. По качеству исполнения у меня вопросов не возникло — о какой-то премиальности разговаривать не стоит, но ничего не скрипит, наушники не хрупкие.
HONOR CHOICE Headphones Lite обладают складной конструкцией, реализованной традиционно: чашечки «ломаются» в районе стыка с дугой. Есть регулировка по высоте — и запас очень серьезный, наушники подойдут человеку с любым размером головы.
Что касается соответствия чашечек и ушных раковин — то для меня они показались чуть маловаты. Да, это именно накладные во всех смыслах этого термина наушники — то, что уши будут в них «тонуть», не подразумевается; но на мои (довольно крупные) ушные раковины они все-таки заметно давили, отчего более пары часов подряд носить HONOR CHOICE Headphones Lite мне было затруднительно. Допускаю, что обладателям (скорее, обладательницам) более маленьких ушей будет комфортнее. Шумоизоляция средняя — в транспорте придется уже задирать громкость до максимума.
При этом наушники весьма легкие и компактные. Весят они 152 грамма, габариты же предлагаю оценить на фотографиях. Теоретически, если вам подошли размеры чашечек, носить Headphones Lite можно очень долго.
⇡#Функциональность, звук, автономность
Подключаются HONOR CHOICE Headphones Lite к смартфону (ноутбуку или любому другому источнику сигнала) стандартным образом — при помощи модуля Bluetooth v5.4. Проблем в сопряжении с ноутбуком на Windows, iPhone или смартфоном на Android у меня не возникло.
При желании можно установить на устройство фирменное приложение HONOR AI Space, в котором можно обновить прошивку наушников, посмотреть уровень заряда, включить дополнительные настройки (игровой режим, динамическую компенсацию басов и усиление пространственного звука) или чуть подрихтовать эквалайзер (на минимальном уровне — усилить акцент на басы или верхние частоты).
Из особенностей управления стоит отдельно поговорить про упомянутую выше многофункциональную клавишу на правой чашечке. Помимо включения устройства и старта-паузы воспроизведения с ее помощью можно принимать-сбрасывать звонки (одинарное и двойное нажатие, соответственно), активировать принудительное сопряжение (держать кнопку 5 секунд), восстановить заводские настройки (держать 10 секунд), активировать голосового помощника (нажать дважды) и переключиться в игровой режим с понижением задержки передачи данных (нажать трижды).
Теперь же поговорим непосредственно про звучание HONOR CHOICE Headphones Lite. Сначала пара слов о параметрах наушников. Здесь установлены динамики диаметром 40 мм с уровнем сопротивления 32 Ом и мощностью 20 мВт. Выходное звуковое давление: 118 дБ ±3 дБм, диапазон частот: 20 Гц – 20 кГц. Сами по себе характеристики вполне приемлемые.
Субъективно же уровень звучания тут примерно такой, какой и ждешь от недорогих накладных наушников — без сюрпризов с различным знаком (ни в плюс, ни в минус). Сцена выражена достаточно слабо, звучание достаточно сбалансированное по частотам, без перекоса в сторону басов, как это часто бывает на звуковых устройствах со слабым низкочастотным динамиком. При этом басы присутствуют, пусть и не очень глубокие. На высоких частотах порой слышен «песок», общая картина не самая выразительная. Но и не печальная — как наушники для воспроизведения музыки, а не только прослушивания подкастов и просмотра рилзов, HONOR CHOICE Headphones Lite вполне допустимо использовать. Запас громкости серьезный — до некомфортных величин он не поднимается, но перекрыть отсутствие шумоподавления при использовании Headphones Lite в транспорте получится. С другой стороны, это не слишком полезно для ушей, не злоупотребляйте такими вещами.
Для более объективной оценки звучания акустических устройств же мы используем метод FSQ. В своем стандартном варианте он включает 14 тестовых дорожек, с помощью которых оцениваются следующие характеристики акустической системы:
Одно из достоинств этого метода — четкие критерии оценки, которые компенсируют субъективный характер тестирования. Во многих тестах эксперту нужно всего лишь ответить, слышны ли на записи те звуки, которые должны в ней быть, или наоборот — те, которых быть не должно.
Далее мы последовательно перечислим результаты прослушивания тестовых записей FSQ на HONOR CHOICE Headphones Lite. Каждый тест будет сопровождаться кратким описанием из инструкции к «Аудиодоктору FSQ». Тестирование проводилось в связке со смартфоном Apple iPhone 13 Pro Max.
| Номер дорожки | Описание теста | HONOR CHOICE Headphones Lite | |
| 1 | Запас неискаженной громкости | Хрипов как таковых не слышно, но низкие частоты излишне акцентированы, вдобавок. Вокал воспринимается нормально, но есть небольшой «песок» в голос. | |
| Magic Pump, "Open The Door" RDM, CD RDM 801201, «Наши в Городе». | |||
| Неискаженный уровень громкости определяется по первой дорожке тестового диска. На ней звучит музыкальный фрагмент, где партии вокала и баса дополнительно скомпрессированы. Уровень громкости увеличивают с нуля до начала перегрузки, когда на басе и вокале начинают отчётливо прослушиваться нелинейные искажения, воспринимаемые на слух как хрипы. | |||
| 2 – 4 | Фазировка звукового тракта между каналами | Фазировка осуществляется некорректно — на средних частотах вообще не меняется громкость, на высоких меняется, но незначительно, равно как и на низких. | |
| Голос диктора в фазе/противофазе, СЧ (300–3 000 Гц), ВЧ (5 000–22 500 Гц), НЧ (10– 50 Гц). | |||
| На дорожке записан голос диктора со словами: «Средние частоты. Фаза». Эти слова должны быть слышны из центра звуковой сцены. Далее диктор произносит: «Средние частоты. Противофаза». В этом случае дикторский текст должен воспроизводиться с меньшим уровнем громкости и (или) расфокусированным для слушателя и (или) смещенным в ту или иную сторону от центра. Аналогично проводится проверка фазировки в полосе ВЧ и в полосе НЧ. | |||
| 5 – 6 | Наличие помех, дребезжаний, посторонних призвуков и шумов в звуковом тракте | Помехи и дребезжание отсутствуют. | |
| Скользящий тон, левый/правый канал (20–15 000 Гц). | |||
| Тональный (синусоидальный) сигнал, частота которого плавно изменяется от самых низких до самых верхних частот. Раздельно, сначала для левого, а потом и правого каналов. | |||
| 7 | Набор частот для проверки НЧ-тракта. | Минимально звук слышен на частоте 20 Гц (хотя это скорее шорох, чем звук). Громкость, совпадающая с опорной — на уровне 50 Гц. | |
| Фонограмма, сначала для левого, а потом и для правого каналов, содержит запись ряда фиксированных звуковых частот НЧ-диапазона. Сначала диктор сообщает о том, что звучит опорная частота 60 Гц. Затем диктор объявляет: «20 Гц», «25 Гц», «30 Гц» и так далее. Первый чистый низкочастотный тон (без искажений и турбулентных сипов), совпадающий по громкости с опорным, и определяет низшую рабочую частоту звукового тракта. В идеальном случае громкость остальных тонов вплоть до 150 Гц должна быть одинаковой. | |||
| 8 | Неравномерность АЧХ в области средних звуковых частот | Звук распознается как аплодисменты без проблем, АЧХ равномерна. | |
| Фонограмма представляет собой высококачественную стереофоническую запись аплодисментов большого количества зрителей в зале. Хлопки в ладоши в достаточно гулком помещении эквивалентны равномерно распределённому по спектру диффузному полю — шуму. Однако на фоне этого монотонного шума человеческое ухо успевает различать самое начало хлопков (всплески). На звуковом тракте с линейной АЧХ вы действительно слышите аплодисменты, но при неравномерности («заборе») они становятся похожими на шум проливного дождя. | |||
| 9 | Линейность стереокартины по ширине звуковой сцены | Стереоэффект хорошо выражен, звук корректно «перемещается» в пространстве. | |
| Перемещающийся барабан, IASCA Competition CD. | |||
| Фонограмма содержит семь ударов барабана, плавно перемещающегося слева направо по всей ширине стереокартины. Удары точно локализованы по направлению, и перемещение их в пространстве линейно, то есть углы между ударами одинаковы. | |||
| 10 | Микродинамика и глубина звуковой сцены | Сцена ощущается не слишком хорошо — некоторая глубина имеется, но звуки в наушниках отличаются скорее по громкости, чем по местоположению. | |
| Alex Rostotsky Trio, "Intro", POPE Musik PM1014-2, "Boiled Borsht". | |||
| Фонограмма представляет собой небольшой музыкальный фрагмент с двумя инструментами — контрабасом и ударной установкой. Оба музыканта находятся в глубине сцены. | |||
| Неприемлемой глубиной звуковой сцены считается, если музыканты визуально находятся на переднем плане. При неудовлетворительной микродинамике не слышны тихие удары по барабанам и тарелкам, а игра смычком на контрабасе плохо различима. Микродинамику можно считать удовлетворительной, если барабаны, тарелки и контрабас слышны, но в звучании контрабаса не слышно постукивающих о гриф пальцев музыканта и (или) при игре контрабасиста смычком вы отчётливо не слышите «упирающегося» движения смычка по струнам. И микродинамика будет хорошей, если пальцы контрабасиста слышны чётко и ясно. Отличной микродинамикой обладает звуковой тракт, если слышен очень тихий шелест, когда барабанщик случайно задевает локтем тарелку и тут же зажимает её рукой | |||
| 11 | Натуральность в звукопередаче музыкальной атаки, положение и фокусировка звуковой сцены по ширине и высоте | Сцена не слишком широкая, барабаны звучат упруго, но тарелки звучат излишне «песочно». | |
| Ron Tutt, "Improvisation", Sheffild Lab CD-14/20. | |||
| На фонограмме представлен фрагмент барабанного соло. Неприемлемой передачей атаки считается, если звучание барабанов тускло, в нём нет упругости и «мясистости». Малоприемлемой — если звучание барабанов достаточно динамично, но имеет элемент «картонности» в ударе. Неприемлемой или малоприемлемой считается, если звуковая сцена уже пространства между источниками звука. Неприемлемо или малоприемлемо, если тарелки и хай-хэт находятся на одной высоте или разница незначительна. | |||
| 12 | Тембральный и музыкальный баланс звучания | Фонограмма звучит неплохо, хотя голосу немного не хватает выразительности, а звуку в целом. Остается несколько «плоское» впечатление. | |
| Mighty Sam McClain, "Give It Up To Love", Audioquest, XRCD, "Got To Have Your Love". | |||
| Фонограмма представляет собой фрагмент джазовой пьесы с мужским вокалом. Неприемлемым или малоприемлемым с точки зрения тембрального баланса считается, если какой-либо из инструментов звучит ненатурально и (или) если тембр вокала имеет резкий или неприятный характер. Неприемлемым или малоприемлемым считается, если вокал или какой-либо из музыкальных инструментов явно выделяется по уровню громкости — выдвинут вперед или отодвинут назад. | |||
| 13 | Линейность звукового тракта по уровню громкости, его макродинамика и способность к передаче полифонического звукового образа | Пиццикато в начале слышно слабо, в остальном нарастание громкости и общий баланс по громкости не вызывают нареканий. | |
| A. Schnitke, "Childhood", Gorenstein/R.S.O., POPE Musik, PM 1007-2 1996, "Gogol Suite". | |||
| Фонограмма содержит высококачественную запись симфонического оркестра, выполненную в помещении Большого зала Московской консерватории. Фрагмент состоит из четырёх основных частей, отличающихся друг от друга уровнем громкости и динамикой. | |||
| Неприемлемым или малоприемлемым считается, если струнное пиццикато в первой части совсем неразборчиво или звучит слишком тихо, вяло и невнятно по сравнению со следующей, более громкой частью. Неприемлемым или малоприемлемым считается, если в третьей части (после вступления группы виолончелей и контрабасов) не чувствуется заметный скачок громкости и далее, в финальной, ещё один скачок. Неприемлемым или малоприемлемым можно считать, когда в третьей и четвёртой частях фонограммы явно слышны нелинейные искажения или же искажений нет, но оркестр явно не дотягивает по громкости до forte fortissimo. Неприемлемо, если оркестр уже в третьей части начинает звучать общей «кашей», отдельные группы музыкальных инструментов слабо различимы или совсем неразличимы. | |||
| 14 | Дополнительная дорожка для оценки качества звучания самых низких звуковых частот. | Большой барабан вполне различим. | |
| Guiseppe Verdi, "La Donna E Mobile", Telarc CD-80447. | |||
| Фонограмма содержит девятисекундный отрывок звучания симфонического оркестра, в составе которого есть большой (турецкий) барабан с очень низким регистром. Его можно услышать только при наличии высококачественного сабвуфера, натурально воспроизводящего частоты 20–25 Гц. | |||
Результаты тестирования более-менее подтверждают субъективную оценку звучания HONOR CHOICE Headphones Lite.
Что касается работы HONOR CHOICE Headphones Lite в качестве гарнитуры, модель проявляет себя нормально — сигнал идет стабильно, не прерывается, на помехи или проблемы со звуком с моей стороны собеседники не жаловались. Но микрофон тут без шумоподавления, так что в ветреную погоду или в громкой обстановке с использованием гарнитуры не пообщаешься.
А теперь же, на сладкое, поговорим об автономности – это действительно фишка модели, ничего подобного, по крайней мере, раньше я не встречал. В наушниках установлен литий-полимерный аккумулятор на 500 мА·ч и, как заявляет производитель, его должно хватать на 82 часа непрерывного воспроизведения. Ни подтвердить, ни опровергнуть это утверждение я не могу — за две недели тестирования (я использовал HONOR CHOICE Headphones Lite в том числе и в фоновом режиме) я не смог разрядить их полностью. Относительно заряда из коробки уровень опустился только до 20%. Но, судя по темпам потребления энергии, заявленная цифра как минимум недалека от правды, Headphones Lite реально способны работать на протяжении почти восьми десятка часов, а то и больше. Зарядить же наушники полностью можно примерно за два часа (в комплекте есть кабель USB Type-C – USB Type-A, адаптера нет).
HONOR CHOICE Headphones Lite при цене менее двух тысяч рублей могут удивить. Нет, не звучанием (оно тут приемлемое, но вполне обычное для недорогих накладных наушников) и не исполнением (оно просто неплохое, хотя выглядят наушники безусловно симпатично), а удивительной автономностью. Если наушники хорошо сядут на вашу голову, вы в них можете ходить почти не снимая и почти не заряжая. Они реально живут на одном заряде более трех суток. Очень неплохая модель, в первую очередь ориентированная, на мой вкус, на подростковую аудиторию — и стоимостью, и габаритами, и своей главной фишкой.