С ростом популярности автосимуляторов гоночных автомобилей, немалый толчок в развитии получили рули с обратной связью, призванные с максимальным реализмом передать пользователю ощущения, которые могут испытать лишь пилоты профессиональных гоночных болидов Формулы-1 и раллийных авто.
На этапе своего непосредственного становления и утверждения на рынке как игрового устройства рули претерпевали значительные изменения. Производители "колдовали" над механикой рулевого колеса, прорабатывали эргономику, внешний вид, ход педалей, стремились максимально приблизить характеристики имитаторов к характеристикам настоящих гоночных рулей. При этом цены с каждым годом все падали и падали вниз и сегодня в пределах 100-та вечнозеленых американских президентов можно купить добротный руль со всеми необходимыми параметрами и показателями. Наш обзор посвящен трем моделям рулей из трех ценовых категорий.
В самой низшей ценовой сетке будет находиться продукт от Logitech - Formula Force GP. Мы выбрали этот руль не случайно, так как это практически единственная модель, цена которой находится ниже 70 долларов, при этом руль обладает всеми необходимыми показателями, такими как вибрация и обратная связь. Также существуют и более дешевые варианты (даже ниже 50 у.е.), но как правило, они лишены привилегий Logitech Formula Force GP, а значит толку от такой покупки не будет вообще, разве что повеселить маленьких детей, но не более.
Следующий класс "золотых середнячков" будет представлять руль компании Guillemot (больше известной, как Thrustmaster) - Enzo Ferrari FFB Racing Wheel. Длинное название модели также включает в себя имя известного гоночного автомобиля Ferrari Enzo. Считается, что марка данного авто не только говорит о его быстроте, стильности и "крутизне", но и о вероятной недоступности (тем более в Российской Федерации). Так как, по заверениям Thrustmaster, руль представляет собой точную копию руля вышеописанного авто, компания дает нам шанс всего за 100 долларов прикоснуться к изыскам инженерной мысли Ferrari и ощутить себя (хоть и виртуально) владельцем настоящего гоночного автомобиля ценой в 700000$.
И завершающим нашу линейку рулей будет Logitech MOMO Racing. Модель уже не молодая, но, тем не менее, постоянно подвергающаяся изменениям со стороны Logitech, которая периодически вносит коррективы в механику руля и педального узла, тем самым создавая идеальный руль для автосимуляторов. Среди тестируемых сегодня моделей MOMO Racing является продуктом верхнего ценового диапазона. Его покупка нам обошлась в 150 условных единиц, но в московской рознице без сомнения можно найти и более дешевые варианты.
Наверное, интересующийся автоспортом читатель уже подметил, что слово "MOMO" в названии модели не просто так. Компания MOMO широко известна как производитель гоночных рулей для "спорткаров". И на модели Logitech MOMO Racing установлен руль именно от этой компании.
Итак, завершив вступление, перейдем к рассмотрению технических характеристик рулей и непосредственному тестированию.
Производитель: |
Logitech |
Thrustmaster |
Logitech |
Модель: |
Formula Force GP |
Enzo Ferrari FFB Racing Wheel |
MOMO Racing |
Покрытие руля: |
Тонкий пластик |
Пластмасса с прорезиненными вставками |
Резиновое покрытие |
Коробка передач: |
Нет |
Нет |
Есть |
Количество кнопок: |
Четыре программируемых кнопки |
Девять программируемых кнопок + 8-позиционный переключатель видов |
Шесть программируемых кнопок |
Подрулевые рычаги: |
Два подрулевых переключателя |
Подрулевые рычаги газа и тормоза и устойчивые аналоговые педали |
Два подрулевых переключателя |
Педальный узел: |
Есть |
Есть |
Есть |
Количество педалей: |
2 |
2 |
2 |
Особенности: |
- |
Руль разработан для людей с ограниченными возможностями |
Уникальная система, препятствующая скольжению педального узла |
Комплектация: |
|
|
|
Цена на начало мая 2005г. |
70$ |
100$ |
140-150$ |
Для начала был собран компьютер следующей конфигурации:
В качестве полигона для испытаний были выбраны следующие игры:
Несмотря на то, что Colin McRae Rally 2005 в теории является раллийной игрой, движок симулятора очень сильно напоминает аркаду, а так как игра имеет очень хорошую адаптацию с дополнительными игровыми устройствами, в качестве аркады было решено использовать именно ее. Остальные игры в точности соответствуют своему профилю. Единственное, что хочется отметить, Richard Burns Rally очень капризный и своенравный автосимулятор, требующий очень качественных и проработанных рулей, из-за чего мы не стали оценивать Logitech Formula Force GP и Thrustmaster Enzo Ferrari FFB Racing Wheel в данной игре, а оставили ее для самой мощной модели - Logitech MOMO Racing. И, в принципе, не ошиблись, но обо всем по порядку.
Как мы уже отмечали, руль относится к низшему ценовому диапазону рулей с обратной связью. Забавно, но факт, коробки тестируемых рулей увеличивались прямо пропорционально цене изделия, как впрочем и показатели. И само собой, коробка от Formula Force GP была самой маленькой и легкой. Комплект всех трех рулей был необычайно схожим, но все же мы сделали его фотографии:
На боковой стороне устройства находились два разъема для подключения педалей и Блока Питания:
Весьма удобным и продуманным, на наш взгляд, является крепление руля к столу (или другой ровной поверхности). Для этого Logitech использовала винты, прокручивая которые по часовой стрелке, Вы прижимаете П-образные стойки к нижней части стола, тем самым жестко фиксируя руль на своем месте. Во время испытаний Formula Force GP стоял как вкопанный.
К сожалению, мы не можем сказать того же о педальном узле. Опираясь на четыре пластиковые ножки, он, по всей видимости, рассчитан на ковровое покрытие и поэтому елозил по лакированному полу в разные стороны. Исправить это удалось, лишь подстелив под него небольшой коврик.
Также не понравились нам и сами педали. Нажатие производится очень легким усилием ноги и очень часто не дает рассчитать необходимую степень разгона/торможения в игре.
Ко всему прочему, не взирая на заверения инженеров о детальной проработке дизайна рулевого колеса, мы не смогли назвать его удобным. Сколько бы мы не искали оптимальное месторасположение ладоней, все время казалось, что рукам что-то мешает.
Испытания руля мы начали с игры Colin McRae Rally 2005, и, как и ожидалось, Formula Force GP показал себя с самой худшей стороны. Из-за позднего срабатывания руля, информация, как в игру, так и из игры, шла с долей секунды задержки, из-за чего стабилизировать машину на сложных участках трассы не удавалось. Виртуальный автомобиль "кидало" из стороны в сторону. К тому же, механика рулевого колеса оказалась довольно слабой и небольшое сопротивление руки не давало точно передать картину поведения руля в машине игрового авто. Единственное, что Formula Force GP выполнял хорошо - это вибрация. При помощи нее мы могли определить качество дорожного покрытия и столкновение автомобиля с предметами окружающей среды. Итак, за аркаду руль получает твердую и безоговорочную двойку, так как хорошо играть на таком руле просто невозможно. В игре Geoff Crammond's Grand Prix 4, имитирующей гонки Формула-1, Logitech Formula Force GP показал себя несколько лучше, так как игра не требует такой маневренности, как Colin McRae Rally или Richard Burns Rally, но здесь подвел педальный узел, так как не давал равномерно регулировать ГАЗ и ТОРМОЗ. Вследствие чего машину крутило и "бросало" в беспорядочном хаотичном направлении… Но все же мы ставим рулю тройку с огромным минусом.
Данный экземпляр находится ступенькой выше, чем предыдущий руль. Но, несмотря на неплохие характеристики и "именитость" бренда Thrustmaster, цена модели находится немногим выше ста долларов, что делает его доступным для большинства ценителей острых ощущений, пусть и в 3D исполнении. Но имя и характеристики - это одно, главное, как руль покажет себя в испытаниях.
Хотелось бы заметить, что практически вся линейка рулей от Thrustmaster также рассчитана на людей с ограниченными физическими возможностями, для чего компания реализует педали ГАЗА и ТОРМОЗА в виде подрулевых переключателей. К слову, наш руль не стал исключением.
Немного более сложным, но все же удачным и продуманным, является крепеж руля к столу. Используя специальную рамку и присоски, всю конструкцию можно жестко зафиксировать на столе при помощи небольшого винта.
Педальный узел Enzo Ferrari FFB Racing Wheel тоже не подвел. Слегка необычно высокие педали имели достаточно упругую пружину, благодаря которой их ход не вызывал нареканий. Проблем с дозированием ГАЗА/ТОРОМОЗА в игре мы не наблюдали. Отдельно хочется похвалить и продуманность конструкции фиксации педального узла. Как на ковровом покрытии, так и на лакированном полу, педали непоколебимо стояли на своем месте и не "убегали" из под ног.
Что же, копия руля Ferrari дала о себе знать. Руки очень удобно ложатся в рассчитанные для этого места, а вождение виртуального автомобиля доставило немалое удовольствие. Покрытие руля выполнено из пластика, но под ладони предусмотрены резиновые вставки. Похвалим Thrustmaster за продуманный шаг в разработке рулевого колеса. Что касается подрулевых рычагов и дополнительных программируемых кнопок, то их расположение (в особенности первых) также не вызывает нареканий. Все просчитано и удобно.
Но установка программного обеспечения для Thrustmaster Enzo Ferrari FFB Racing Wheel подкинула ложку дегтя. Мы в точности следовали инструкции по установке, тем не менее, после этого некоторые игры либо выдавали 1 FPS, либо банально "вылетали". Первое предположение сразу же пало на "кривые" драйверы устройства. Сходив на официальный сайт, мы скачали самую последнюю версию (уже 2005 года), после установки которой система заработала, как часы. Радуясь отсутствию физического дефекта, мы приступили к тестированию.
Как и с предыдущим рулем, первой запущенной игрой стал Colin McRae Rally 2005. С первой же секунды мы ощутили неимоверную разницу между Enzo Ferrari FFB Racing Wheel и Logitech Formula Force GP. Механика рулевого колеса значительно превосходила механику своего более дешевого собрата. Обратная связь у модели работала отлично и в точности передавала реальное положение дел в игре, при этом нужно было оказать немалое усилие, чтобы "справиться" с рулем во время заноса автомобиля. В отличие от Formula Force GP, на модели от Thrustmaster у нас получилось безболезненно проехать гоночный этап, при этом в тяжелых моментах стабильно удерживать машину на ходу. Единственное "но", руль не смог с точностью передать вибрацию и отдачу от удара, из-за чего аркадную гонку мы оцениваем на 4. В Формуле-1, представленной игрой Geoff Crammond's Grand Prix 4, модель приблизилась к результатам Logitech Formula Force GP, но благодаря более тяжелому ходу рулевого колеса и проработанных педалей, на Enzo Ferrari FFB Racing Wheel езда выглядела профессиональней.
Как модель, представляющая рули высшего ценового диапазона, Logitech MOMO Racing может похвастаться полностью прорезиненной обшивкой руля, наличием коробки передач, красной "раллийной" меткой на верхней части обода и конечно логотипом MOMO. Как уже было отмечено выше, компания MOMO известный производитель автомобильных аксессуаров, в частности рулей для гоночных болидов. Интересную информацию о фирме можно подчерпнуть на коробке устройства:
А вот в комплекте с рулем мы не обнаружили чего-либо интересного. Сам руль, педали, БП и диск с инструкцией - это всё, что находилось в коробке.
Коробка передач имеет небольшой ход, а каждое нажатие (или переключение передачи) сопровождается звонким неприятным щелчком.
Очень оригинальным, на наш взгляд, является установка педального узла. Для разного вида покрытия предусмотрена специальная щеточка, убирая / устанавливая которую мы можем оптимально закрепить педальный узел на полу.
Так как вес руля Logitech MOMO Racing значительно превышает вес Logitech Formula Force GP, компания предусмотрела дополнительный винт для крепежа к столу. Процесс установки более трудоемок, но результат себя оправдывает - жесткая фиксация сомнений не вызывает. Доказано 3DNews…
Само рулевое колесо действительно заслуживает похвал. Толстый прорезиненный обод удобно ложится в руку.
В этот раз установка драйверов прошла без проблем, и мы сразу же приступили к тестированию. Так как это профессиональный руль, придирались мы тоже по "профессиональному", но, несмотря на это, модель Logitech MOMO Racing великолепно показала себя со всех сторон. Как в Colin McRae Rally 2005, так и в Geoff Crammond's Grand Prix 4, нам удалось добиться великолепных результатов езды. В Richard Burns Rally серьезных претензий к модели тоже нет, но имитация настоящей педали ТОРМОЗА несколько подкачала. Дело в том, что педаль работает в трех режимах - 1-ую часть своей траектории она проходит с небольшим усилием, следующие 2/3 участка становится более упругой, а чтобы утопить ее до конца, нужно сильно нажать на ТОРМОЗ. Именно поэтому бывает невозможно сразу же выжать педаль до конца, а так как Richard Burns Rally очень тактичная и динамичная игра, такая конструкция педального узла вызывает некоторые трудности при маневрах. Но это скорее дело времени и несколько дней тренировок смогут научить ногу рассчитывать необходимое усилие на педали.
Итак, подведем итоги сегодняшнего тестирования.
Про руль Logitech Formula Force GP так и хочется сказать "что оплачено, то и получено". Неудобный дизайн, слабая механика и обратная связь не позволят Вам стать лидером в автосимуляторах. Но, возможно, модель сможет подойти маленьким детям, как недорогая забава.
Thrustmaster Enzo Ferrari FFB Racing Wheel по всем показателям оказался добротным рулем, и мы смело можем рекомендовать его к покупке.
Logitech MOMO Racing - безусловно, качество, проверенное временем. Если Вам нужна коробка передач, надежная и сильная механика - это Ваш выбор.
Автор благодарит Чукреева Михаила и Фомина Александра за помощь в подготовке статьи, а также компанию "ЭЛЬФ" и лично Акишина Даниила Владиславовича за предоставленное на тестирование оборудование.