Популярность игровой периферии с каждым годом набирает обороты. Глаза разбегаются, взглянув на прилавки компьютерных салонов, где выставлены игровые устройства, будь то рули, джойстики или гейм-пады. А ведь еще недавно, казавшиеся экзотикой гоночные рули для персональных компьютеров, сегодня стали простым и доступным дополнением для мультимедийных возможностей ПК. Проведение различных чемпионатов, конкурсов с использованием игровой периферии также способствует популяризации данного оборудования и росту потребительского спроса на этот товар.
Сегодня речь пойдет об игровых рулях. За последние пять-шесть лет своей эволюции или развития, как кому удобно, они стали широко известны всем ценителям компьютерных симуляторов, поэтому приобретение подобного устройства домой уже не вызывает сомнений. К тому же, цены некоторых моделей на сегодняшний день опустились ниже 1000 рублей, что ставит финансовый вопрос в самый конец. Впрочем, пример руля за "1000 рублей" явно неудачен. Как правило, такие аппараты не обладают обратной связью, вибрационными двигателями, а в качестве материала рулевого колеса выбрана дешевая пластмасса. С нашей стороны, было бы не корректно советовать к покупке такой руль. Удовольствия от приобретения такого устройства не будет, можете нам поверить. Как говорится в одной рекламе: "Разочарование от низкого качества, длится дольше, чем радость от низкой цены"… Для наглядного примера, мы включили в обзор тестирование подобного "чуда техники".
Данный обзор посвящен четырем моделям рулей от компаний Genius, Saitek, Диалог и Thrustamaster. Последней удосужилось представлять профессиональный руль Formula-1 Feedback, являющегося точной копией руля гоночного болида Формула-1 - Ferrari Marlboro Scuderia F2002. Ниже строчкой идет руль от Saitek - представитель некого mainstream, за ним следует бюджетная модель Genius Speed Wheel 3 Vibration, и в конце "забега" - руль отечественного производителя Дилог - GW-200 Street Racer 1.
Производитель
|
Thrustmaster
|
Saitek
|
Genius
|
Диалог
|
Модель
|
Formula-1 Feedback
|
J43 R440 Force Feedback
|
Speed Wheel 3 Vibration
|
GW-200 Street Racer 1
|
Покрытие руля
|
Резиновое покрытие
|
Пластмасса с прорезиненнымвставками
|
Тонкий пластик
|
Тонкий пластик
|
Коробка передач
|
Нет
|
|||
Количество кнопок
|
8 кнопок + программируемый переключатель видов по 8 направлениям, кнопка центровки колес
|
4 кнопки на руле
|
8 программируемых кнопок
|
4 кнопки
|
Подрулевые рычаги
|
2 подрулевых переключателя скоростей, 2 подрулевых рычага газа и тормоза
|
2 подрулевых переключателя
|
2 подрулевых переключателя
|
Нет
|
Педальный узел
|
Есть
|
|||
Количество педалей
|
2 (газ, тормоз)
|
|||
Особенности
|
Алюминиевые педали и рычаги, металлическая ось
|
Технология обратной связи TouchSense
|
-
|
Регулируемая рулевая колонка
|
Комплектация
|
Руль;
Педали;
Инструкция;
Крепление к столу;
Диск с ПО;
Блок Питания
|
Руль;
Педали;
Инструкция;
Крепление к столу;
Диск с ПО;
Блок Питания
|
Руль;
Педали;
Инструкция;
Крепление к столу;
Диск с ПО
|
Руль;
Педали;
Инструкция;
|
Цена на начало сентября 2005г
|
205 у.е.
|
100 у.е.
|
68 у.е.
|
34 у.е.
|
Как было отмечено выше, данный руль - продукт верхнего ценового диапазона и сделан по подобию руля Формула - 1. На официальном сайте компании также заявлено, что модель лицензирована всемирно известным автогигантом Ferrari, о чем свидетельствует и имеющийся логотип марки на рулевом колесе.
Обод рулевого колеса имеет резиновое покрытие, а лицевая часть руля отделана специальной пленкой, имитирующей карбон. Сам обод не целиком круглый, в частности, верхняя его часть как бы срезана и имеет специальные изгибы.
Как известно, почти все рули Thrustmaster рассчитаны на людей с ограниченными физическими возможностями, для чего компания оснастила модель четырьмя подрулевыми рычагами, два их которых предназначены выполнять функции коробки передач, а еще два имитировать педали газа и тормоза. Похвально, что выполнены они из алюминия.
Педальный узел Formula-1 Feedback заслуживает отдельных похвал. Сюда можно отнести, как тяжелый ход педалей (призванный для увеличения реализма в игре, и более точной игры газом и тормозом), так и удобность нажатия, алюминиевое покрытие и, в конце концов, приятный внешний вид. Благодаря шести специальным резиновым вставкам на оборотной стороне педального узла, подставку можно жестко зафиксировать, как на ковровом покрытии, так и на лакированном полу.
Один из немаловажных моментов - крепление устройства к столу. Думаем, ни для кого не секрет, что плохое крепление руля не только отрицательно скажется на интересности игры на нем, но и позволит гораздо быстрее вывести механику аппарата из строя. Впрочем, по этому параметру к Thrustmaster нет претензий. Помимо нескольких присосок, в комплекте с моделью идут два пластмассовых винта, затянув которые посильнее, нужно будет неплохо постараться, чтобы сдвинуть Thrustmaster Formula - 1 Feedback с места.
Задняя панель портов обладает разъемом для педалей, блока питания и выключателем. Стоит отметить, что кнопка выключения питания не полностью выключает руль, а лишь обратную связь. Даже без блока питания Thrustmaster Formula - 1 Feedback остается работоспособным благодаря питанию от USB.
Из верхнего ценового диапазона, плавно перемещаемся к рулю из серии "середнячков".
Модель от компании Saitek наиболее привлекательна для обладателей не слишком толстого кошелька, при этом J43 R440 Force Feedback сохраняет все необходимые функции современного игрового руля - вибрацию и обратную связь. Рассмотрим руль более детально.
Рулевое колесо выполнено из пластмассы, по бокам имеются резиновые вставки. На передней панели расположились четыре программируемые кнопки, а также индикатор угла поворота.
Также модель оснащена двумя подрулевыми рычагами. Они программируемые, поэтому могут выполнять, как функцию педалей, так и МКПП.
Педальный узел имеет несколько необычную форму и, в частности, нестандартное крепление педалей. Но, несмотря на это, его сложно назвать неудобным и хотелось бы отметить лишь чрезмерно легкое нажатие педалей. С фиксацией педального узла на полу проблем не возникло.
Крепеж руля к столу более прост, нежели у Thrustmaster Formula - 1 Feedback, но все же достаточно надежен.
На панели портов выведены все те же разъемы, что и у Thrustmaster.
Еще более низкий класс представляет продукт компании Genius. На этот раз руль лишен обратной связи, что дает нам, как огромный минус (в плане интересности игры), так и неоспоримый плюс (отсутствие блока питания). Впрочем, несмотря на полное питание от USB-порта, на благо пользователя все же работают вибрационные двигатели, создающие эффект столкновения или передающие качество ландшафта в играх.
Итак, рулевое колесо выполнено из пластика без применения резиновых вставок, что несет за собой отрицательные последствия - после некоторого времени руки начинают потеть, из-за чего обод легко выскальзывает.
Модель оснащена двумя пластиковыми подрулевыми рычагами.
Впрочем, недостатки руля несколько компенсировались неплохим педальным узлом. Педали компактные, тем не менее, достаточно удобные и надежные. Система препятствия скольжению представляет собой установленные резиновые выступы.
А вот крепеж к столу не только необычен, но еще и неудобен. Используемые металлические скобы хоть и позволяют зафиксировать руль, назвать надежной подобную конструкцию все же сложно.
Несколько необычное расположение имеет порт для подключения педалей - справа от рулевого колеса.
Отечественный продукт завершает сегодняшнюю линейку испытуемых. В начале статьи мы отмечали о "неудачном примере руля за 1000 рублей", так вот данная модель и представляет собой нечто подобное. В таблице с техническими характеристиками вы могли увидеть, что GW-200 Street Racer 1 лишен каких-либо прелестей собратьев, будь то обратная связь или вибрация. Конечно, это скрашивается его низкой ценой, но простите, абсолютно "не чувствовать" машину на дороге, не только не вызывает бурных эмоций, но и вообще не доставляет какого-либо удовольствия. Впрочем, каждому существу запланировано место в своей пищевой цепочке - закон биологии. Спросите, как это относится к рулям? Да, обыкновенно… Далеко не весь контингент современных геймеров лица старше 14 лет. Мы сильно сомневаемся, что, имея младшего брата, племянника или сына (пяти-шести летнего возраста), вы вряд ли посадите его за Thrustmaster Formula - 1 Feedback и этому есть несколько причин. Во-первых, юное дитя вряд ли справится с силой обратной связи (в частности, даже взрослому человеку бывает сложно удержать подобный руль), другой вопрос, ее можно отключить, и проблема отпадает автоматически, но тогда скажите, а вам не жалко отдавать на "раскурочивание" аппарат, за который было выложено кровных 200 у.е.? Думаем, жалко… И тут приходит некое спасении от Диалог! Модель за 900 рублей может занять ваше чадо на пол дня, спокойно позволив заняться своими делами, при этом, даже превратив за неделю или месяц устройство в груду пластмассы, девятьсот рублей будет наверняка жалко меньше, чем шесть тысяч. А как говорится в одной хорошей пословице: "чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало"…
Но довольно с отступлением, вернемся к подопытному. Рулевое колесо целиком выполнено из пластика. Особенностью модели является регулируемая рулевая колонка, которая позволяет, как изменять угол наклона оси к которой крепится руль, так и ее высоту.
Педальный узел прост, как две копейки - пластиковые педали имеют легкий ход, что как раз подходит для описанной выше ситуации. По полу они не скользят благодаря резиновым присоскам на обратной стороне.
Что касается крепления к столу, то его попросту нет. Руль крепится на присосках, из-за чего ни о какой надежности говорить не приходится.
Порт всего один и предназначен для подключения педалей.
Прежде чем мы огласим результаты тестирования, опишем тестовый стенд и симуляторы, в которых непосредственно проходили тесты.
Конфигурация тестового стенда:
Игры:
Ну, и конечно, юный Шумахер:
Как и ожидалось, результаты тестов можно было предугадать без их проведения. Изначальная нацеленность рулевого колеса от Thrustamster на серьезные кольцевые "автосимы" несколько подпортила удовольствие в аркадных играх, зато в GTR, где важна точность входа в поворот, адекватность реакций и возможность быстрой коррекции автомобиля в случае сноса или заноса, как посредством мгновенного действия рулем, так и точной игры газом и тормозом, модель была вне конкуренции. Здесь также выручали удобные подрулевые рычаги для переключения передач и создания эффекта, так называемого тормоза двигателем.
Несколько хуже показал себя Saitek, в частности, его неудачный педальный узел (очень легкие педали не давали возможности аккуратно входить в повороты и корректировать дугу газом) и небольшие "закусы" рулевого колеса при резких поворотах "баранки" постоянно портили общее отношение о руле. Но аркадные игрушки на данном аппарате все же показались интересней, нежели с Formula-1 Feedback. Также хотелось бы отметить о посторонних стуках в механике устройства при поворотах.
Что касается двух братьев Genius и Диалог - то все грустно. В очередной раз, мы убедились в том, что на 2005 год, модели без обратной связи покупка неудачная и неоправданная. Единственный случай, когда можно купить такой руль - это наступление вышеописанной ситуации про маленьких детей.
Еще один важный момент: во избежание проблем, перед установкой руля, обязательно скачайте последний драйвер с официального сайта.
Все вопросы, замечания и пожелания можно и нужно задавать в конференции
Автор благодарит компанию "Эльф" и компанию "Техника", официального представителя компьютерного супермаркета "Никс" в г. Сыктывкаре и г. Ухта, и особенно ген. директора Андрея Олеговича Рябинина за предоставленные на тестирование рули.
Огромная благодарность Чукрееву Михаилу за помощь в подготовке статьи и проведении тестов.