Этот обзор родился скорее случайно. Волею судеб, приспичило мне купить новый компьютер взамен основательно морально устаревшего и покрытого пылью ящика. Сразу же возник вопрос, а не купить ли заодно и руль, потребность в котором давно назрела … М-м-м, хотя нет, не так. Давно назрела потребность купить себе какой-нибудь мощный суперкар, разгоняющийся до сотни секунды за три-четыре, и превосходящий по ТТХ мою любимую BMW. Вот только удовлетворить эту потребность мне, как и многим другим людям, не позволяют финансовые возможности.
Поэтому, решено было пойти в обход, подменить серую реальность модной ныне виртуальностью, и купить руль компьютерный, погрузив себя одной ногой в самую, что ни на есть, Матрицу. Вкладывать свои, заработанные потом и кровью деньги в такое ответственное дело страшно. Как известно, кто не рискует, того и не хоронят. Так уж сложилось, что среди моих знакомых по BMW конференции на Auto.RU оказался главный редактор 3Dnews, который и помог решить эту проблему. Таким образом, мне предоставилась великолепная возможность протестировать руль взамен на обещание написать обзор оного для вышеназванного сайта. Что я и делаю.
Признаться, намучавшись до синевы с программными продуктами компании Билла Гейтса, я скептически отношусь и к железным её продуктам. Но не будем разбавлять субьективизмом обзор, претендующий на объективность, и приступим к рассмотрению комплекта.
Конструкция умещается в крупную, ярко оформленную коробку, содержащую массу информации на разных языках, за исключением русского. В США, где неимение автомобиля приравнивается к отклонению психики, упаковка не вызвала бы никаких нареканий, но в России, где общественный транспорт по прежнему является для многих единственным способом перемещаться между крайними точками города, отсутствие ручки у коробки, и как следствие, невозможность её удобной переноски – досадный минус. А учитывая, что весит комплект немало, транспортировка из магазина, если невнимательные продавцы не сделают ручки из скотча, станет настоящей мукой.
Кроме руля и педалей, в комплект входит блок питания с проводами, руководство по эксплуатации и компакт-диск с драйверами и игрой Microsoft "Monster Truck Madness 2", которая поддерживает Force Feedback.
Последняя технология уже не раз расписывалась на этом сайте, но для тех, кто впервые заинтересовался темой и попал именно на этот обзор, напомним, что соль FF кроется в её переводе – "сила обратной связи". Теперь, вы не просто управляете неким подобием руля, имея односторонюю связь с компьютером... теперь вы имеете полноценную двустороннюю связь. Если вы управляете виртуальной машиной в какой-либо из игр поддерживающих FF, то ощущаете как на руль передаются вибрации от двигателя и дороги, как нарастает на руле реактивное усилие в повороте, чётко чувствуете ту самую грань, за которой начинается снос передней оси или занос задней. Вы не только видите дорожное покрытие на экране, вы его чувствуете на руле, будь то лёд или снег, идеальное покрытие Nurburgring`а или шпалы железной дороги. FF позволяет ощутить повреждения в подвеске и аэродинамике машины. Именно это приближает игру к реальности, и, вообще, значительно упрощает ваше погружение в Матрицу.
Изготовлено и собрано всё качественно, швы и сочленения имеют одинаковые зазоры. Пластмассовое литьё претензий не вызывает. Идеологически напоминает качество немецких автопроизводителей, хотя страна-изготовитель Малайзия :) Продвинутым водителям настоящих машин иметь на столе такой компьютерный аксессуар будет не стыдно. К внешнему виду претензия одна – на том месте, где у гражданских рулей центральная кнопка гудка, на этом покоится сверкающая хромом надпись "Microsoft". Впрочем, у компьютерных аксессуаров наличие сирены посреди баранки замечено не было, так что минусом это назвать сложно.
По форме руль … круглый :) Три спицы, дизайн в духе прототипов спорткаров. В центре, под "хромированным майкрософтом", чёрная кнопка включения. После включения на ней аляповато высвечивается слово "Force". Эргономика руля хорошо продумана, хотя две кнопки из шести, находящихся на спицах под большими пальцами, я бы перенёс выше. Сказывается привычка рулить в реале, нижние кнопки сразу не достанешь. Дело в том, что на настоящем автомобиле правильно держать руки на руле в положении на десять и два часа, если представить руль в виде циферблата часов. Владельцам часов без стрелок это может ничего не сказать, но тем не менее, тем, кто готовит себя к нелёгкой судьбе гонщика на ПК, я бы рекомендовал следовать правилам, которыми руководствуются пилоты и в реальной жизни.
Что же до SideWinder Force Feedback, то на нём приходится держать руки на девять и три часа. Есть и ещё одно принципиальное расхождение с жизнью у всех компьютерных рулей. У вас не будет необходимости перехватывать руль, вращая его так, как это делал пилот в фильме Star (одна из серий Hire на BMW Films). Рулить вы будете, как пилоты картингов или Формулы-1. На старте вдыхаете поглубже, до побелевших костяшек пальцев вцепляетесь в баранку, двумя руками, и только на финише разжимаете хватку, выдыхаете.
Руль максимально вывернут влево и вправо
Сечение SWFF выверено грамотно, под большую мужскую ладонь, руль приятно толстый и удобно ложится в руку. Владельцы отечественных автомобилей обзавидуются, с их тонкими и скользкими прутиками тугих, не усиленных сервоприводами рулей. SWFF частично обрезинен в местах хвата руки, что также плюс, потому как после двадцати минут напряжённой рулёжки на Porsche или BMW, руки потеют, а резина позволяет им и в таком случае не скользить. Ходит слух, что в разработке девайса принимали участие настоящие гонщики, но, в отличие от повсеместно известного Колина МакРея, гонка имени которого, кстати, поддерживает Force Feedback, имена испытателей виртуальной продукции Microsoft не раскрыла.
Педали тоже неплохи, однако есть к ним пара претензий. Они слишком высоко находятся, поэтому нога устаёт, когда требуется тонкая подача газа. Для любителей ехать на все деньги с тапкой в полу, это не проблема. Хотя мёртвую зону можно отрегулировать программно. Вес педального узла я бы увеличил, пускай даже варварским методом, например, прикрутив к оному стальную болванку килограмм на пять-десять. В пылу азарта педели можно зафутболить далеко под стол, особенно если у вас паркет или линолеум. На ковре всё ОК.
Струбцина и фиксатор для прикручивания руля к столу
Крепится руль к столу большой клипсой с винтовым упором. Разумное решение, позволяющее отстегнуть/пристегнуть руль к столу почти любой толщины за пару секунд, и замечу, сделать это надёжно и плотно. Единственное неудобство доставляют провода. К задней части рулевой колонки подводится их аж три штуки. Один - питания от электросети, второй - к педальному узлу, третий - к системному блоку. Это беда многих производителей, надеюсь, в скором времени этот недостаток будет исправлен. Гораздо удобнее было бы сделать соединение всего хозяйства последовательным: системный блок – педали – руль. Рекомендую вместе с рулём купить беспроводную мышь и клавиатуру, это сильно облегчит жизнь. Места на столе после установки SWFF почти не остаётся.
Коннекторы на руле для педалей и блока питания
Минимальные требования, вынесенные в документацию, это 16 Мб оперативной памяти и 25 Мб на жёстком диске. Опять же, мысля реалистично, можно забыть об этом. У вас современная система? Need For Speed III запускается? Тогда руль будет на ней работать.
Также, в панели настроек руля есть режим его тестирования, плюс такая важная опция как разделение осей педалей газа и тормоза, и т.д. Ничего особенного, но и ляпов тоже никаких.
6 программируемых кнопок + кнопка включения (в центре)
Продолжим. Ещё на руле шесть программируемых кнопок, по три справа и слева от середины руля под большие пальцы. Все их можно настраивать, при этом, каждая кнопка сможет выполнять даже несколько функций. Способы написания макросов подробно и доходчиво описаны в поставляемой утилите SideWinder Game Controller Software. В этой же утилите есть несколько готовых схем для разных игр. Вам нужно будет их просто выбирать кликом мыши, не задумываясь каждый раз о настройках при загрузке новой игры (например, при переходе из Formula 1 '2000 в NFS).
Вот таким "модемным" проводом подключаются педали
Педали могут функционировать в одном из двух режимов, в зависимости от игры, которую вы запускаете. Комбинированный режим, если в игре предусмотрено, что педали сидят на одной оси (Y-ось), и раздельный, если педали на разных осях (Y-ось и R-ось).
Но, будут нюансы, которые будут выкидывать вас в реальность. Например, довольно большой продольный механический люфт в приводе SWFF. Это заставляет сомневаться в надёжности и долговечности конструкции. При этом, руль будет издавать довольно громкий и оттого противный вибрирующий звук. Я не смог до конца победить некоторые глюки, хотя и цели такой не ставил. Например, руль не всегда будет возвращаться точно в исходное нулевое положение. Шифтеры на SWFF в сравнении с тем же ThrustMaster FF выглядят откровенной поделкой, и пользоваться ими не столь удобно, но к этому привыкаешь. Не думаю, что это скажется на ваших гоночных результатах.
Тест проводился на неплохой по нынешним меркам машине: Intel Р4 1,5 Ггц, 1024 Мб памяти DIMM, 64 Mb ASUS V8200 GeForce 3 Deluxe DDR. Система работала под управлением Microsoft Windows ME, затем 2000 и, конечно, же модной, и буквально только что вышедшей Windows XP. Были установлены последние драйверы оборудования и DirectX8.
Практической части тестирования подверглись такие известные игры как NFS: Hot Pursuit, NFS: High Stakes, NFS: Porsche Unleashed, Formula 1 '2000, Grand Prix 3, STCC, Microsoft Monster Truck Madness 2, Midtown Madness 1-й и 2-й, а также Colin McRae Rally 2.
Кратко: [минусы]
Кратко: [плюсы]