И они не перевелись. Не успел я, прилагая невероятные дипломатические усилия, урегулировать конфликт с моим трехлетним сыном, который никак не мог понять, почему это я отдал такой классный черный руль с желтой лошадкой на бибикалке (Guillemot Force Feedback Racing Wheel), как тут же в землю были брошены зерна нового потенциального разбирательства по поводу новой "игрушки". Столешница компьютерного стола пустовала не более полусуток, после чего на ней тожественно водрузился гоночный комплект от ACT LABS - руль ACT LABS Force RS, рядом с которым примостился переключатель скоростей ACT LABS RS Shifter.
RS Engine - это картридж, который вставляется горизонтально в разъем на задней части корпуса руля, и в котором собственно и содержатся все "мозги". Размером он примерно с картридж для SEGA, да и сам разъем чем-то похож. На нем находятся гнездо для питания, а также интерфейсный кабель. Соответственно, заменяя картридж, вы заменяете все, кроме собственно баранки и механической части контроллера. Такие картриджи существуют для различных игровых платформ (PC, Nintendo 64, PlayStation), что делает ACT LABS поистине универсальным. Картриджи продаются отдельно, и, как утверждают производители, единожды купив руль, вы сможете использовать его со всеми существующими и перспективными платформами.
К дизайну собственно руля лучше всего подходит эпитет "аскетический". Слегка архаичное трехспицевое рулевое колесо, навевающее мысли о чем-то типа Alfa Romeo Spider или Austin Healey, унылая лицевая панель, всех украшений на которой - логотип RS да три кнопки в духе инженерного пульта советского оборонного предприятия 70-х годов, все остальное - черный пластик. Правда, сама баранка обшита кожзаменителем, что, согласитесь, для компьютерных манипуляторов не самое частое явление. Имеются подрулевые шифтеры, почему-то непонятной овальной формы, очень похожи на глаза какого-то насекомого на стебельках. Педальный узел - также без претензий, размеры внушают уважение и уверенность в том, что педали из-под вас никуда не уедут.
А вот RS Shifter - совсем другое дело. Рычаг чертовски хорош! Небольшой полукруглый модуль крепится с любой стороны от руля ACT LABS RS. Рычаг КПП ходит в прорезях блестящей металлической пластины, прямо как на Ferrari или Porshe. Набалдашник овальный, с рельефными выемками под пальцы руки. Выглядит все это очень эффектно и натурально.
Крепление руля к столу сделано на совесть. По обоим бокам имеются два ребристых колесика, которыми вы затягиваете металлические скобы под днищем руля. На опорной части скоб наклеены резиновые подушки, в итоге руль привинчивается намертво.
Для установки рычага КПП придется вооружиться отверткой. Сначала снизу к рычагу четырьмя шурупами прикручивается стальная пластина, которая затем подсовывается под руль, а уже после этого вы затягиваете крепление руля. На пластине также имеются резиновые подушки, что исключает ее проскальзывание. Весь комплект сидит очень крепко и спокойно выдерживает самую агрессивную езду.
Соединения кабелей происходят следующим образом: интерфейсный шнур от картриджа вставляется в соответствующий разъем компьютера (Com или USB "в одном флаконе"). Шнур от педалей вставляется в разъем внизу на задней стенке корпуса руля, а шнур от рычага КПП - в гнездо на L-образном переходнике-картридже. Ну, и шнур от блока питания вставляется в гнездо на картридже самого руля.
Процедура программной инсталляции проста и понятна. Далее описывается порядок действий при подключении через шину USB. Итак, подключаем руль к порту USB, пока НЕ ПОДКЛЮЧАЯ разъем питания. После чего вставляем CD с драйверами. Запускается программа инсталляции. Выходим из программы. Подключаем питание. Обнаруживается новое устройство, Windows запросит диск с драйверами, inf-файл находится на CD в директории /Win9x. После завершения инсталляции отказываемся перезагружать компьютер и запускаем Setup.exe в корне CD. После завершения инсталляции перезагружаем компьютер. Зачем все так сложно? А вот зачем: если вы только поставите драйвера по запросу системы, не установится утилита I-Force Studio, полезная программа, позволяющая редактировать наборы эффектов и модифицировать сами эффекты. Если же кликнуть "Install Software" сразу же, то запрос системы о драйверах так и останется неудовлетворенным, вися где-то в фоновом режиме, и придется все проделать еще раз. Никаких драйверов или софта для рычага КПП не требуется - он становится как бы частью руля, при этом на самом руле отключается часть органов управления.
После перезагрузки в списке устройств, в разделе Sound, video and game controllers появляется новое устройство: ACT LABS Force RS (USB).
Но этого не достаточно - необходимо зайти в Control Panel Game Controllers и добавить новое устройство из списка - ACT LABS Force RS. Под кнопкой Properties скрываются собственные закладки руля:
Здесь я должен сделать оговорку: статья писалась после того, как я установил новые драйвера для ACT LABS Force RS. Их можно взять на сайте производителя. Качать лучше меньший архив, который называется Raw Driver Files, так как он является самораспаковывающимся, и вы спокойно можете сделать Update Driver. Большой же архив не распаковывается, а инсталлируется, к тому же содержит никому не нужную многоязыковую поддержку и весит существенно больше. Так вот, новые драйвера вносят определенные изменения в конфигурацию устройства. Во-первых, появляется возможность менять режим работы педалей, на одной или на разных осях. Во-вторых, добавляется поддержка трех кнопок на лицевой панели руля. Кстати, правая нижняя - "залипающая", то есть выключается не при отпускании, а при повторном нажатии.
И опять та же самая проблема: нигде нет раскладки или нумерации кнопок и органов управления. Ну господа производители, задумайтесь же об этом наконец! И тут вновь появляюсь я и облегчаю трудную геймерскую долю, приводя табличку нумерации органов управления, причем как для конфигурации с рычагом КПП, так и без него:
Button ID | Орган управления с рычагом КПП | Орган управления без рычага КПП |
Button 1 |
3-я передача, или переключить вверх |
Левый шифтер |
Button 2 | 4-я передача, или переключить вниз | Правый шифтер |
Button 3 | Средняя кнопка на левой спице | Средняя кнопка на левой спице |
Button 4 | Средняя кнопка на правой спице | Средняя кнопка на правой спице |
Button 5 | Верхняя кнопка на левой спице | Верхняя кнопка на левой спице |
Button 6 | 1-я передача | Нижняя кнопка на левой спице |
Button 7 | 2-я передача | Нижняя кнопка на правой спице |
Button 8 | Верхняя кнопка на правой спице | Верхняя кнопка на правой спице |
Button 9 | Кнопка на нижней спице | Кнопка на нижней спице |
Button 10 | Левая кнопка на панели | Левая кнопка на панели |
Button 11 | Правая верхняя кнопка на панели | Правая верхняя кнопка на панели |
Button 12 | Правая нижняя кнопка на панели | Правая нижняя кнопка на панели |
POV Up | 5-я передача | Центральный хэт вверх |
POV Left | 6-я передача | Центральный хэт влево |
POV Down | 7-я передача | Центральный хэт вниз |
POV Right | Задний ход | Центральный хэт вправо |
Как видите, при подключении рычага КПП на руле перестают работать шифтеры, нижние кнопки на спицах и центральный хэт. Их сигналы используются рычагом.
Вот мы и разобрались, что к чему. Что еще можно сделать в рамка подготовки к игре? Пожалуй, ничего. Программировать руль невозможно, никакого ПО для этого не поставляется. Все настройки можно делать только средствами игры.
В моем распоряжении оказались следующие игры: Rally Championship, Need For Speed IV: High Stakes и Driver. Последние две не поддерживают RS Shifter, поэтому речь пойдет о моих впечатлениях от первой игры.
По старой испытательской привычке, все регулировки, естественно, были сначала установлены на максимум. И, как я очень скоро понял, опрометчиво. Руль - просто зверь!!! Я не знаю, что там за мотор внутри, но смело дал бы ему одну лошадиную силу. В общем, налетев на пару валунов на раллийной трассе и влетев в пару 90-градусных поворотов на сотне в час, я всерьез испугался за сохранность компьютерной мебели в моем доме. Беда заключалась еще и в том, что у меня - специальный компьютерный стол на колесиках. Так вот, он носился по всей комнате не хуже, чем я - по трассе. Если перейти от лирики к существу, могу точно сказать: по мощности передаваемых усилий ACT LABS Force RS - один из лидеров на рынке. Это было отмечено и в западных обзорах. Я сам езжу на "классике", машина с не самым легким и мягким рулем, так вот, эффект СОПОСТАВИМЫЙ!
Рулевое колесо удобное, хорошо лежит в руках. Может быть, поначалу покажется, что оно чуть-чуть великовато для компьютерного манипулятора, но очень скоро к нему привыкаешь и не испытываешь никакого дискомфорта. Мягкий кожзаменитель приятен на ощупь и не приводит к потению ладоней. Сухо и комфортно!
Теперь добавим малюсенькую критическую ложечку дегтя в медовую бочку похвал. Не совсем понравилось мне расположение органов управления на рулевом колесе: во-первых, все три кнопки на двух верхних спицах абсолютно одинаковой формы, и их легко перепутать при нажатии "вслепую". А отдельную кнопку на нижней спице руля вообще невозможно достать, не сняв одну руку с руля. Далее, если не использовать рычаг, то рабочими остаются хэт, находящийся в самом центре рулевого колеса, как бы на месте кнопки сигнала, и подрулевые шифтеры. Ни то, ни другое удачным назвать нельзя. Так, пользоваться хэтом совершенно неудобно. Если пытаться нажимать его большим пальцем (что наиболее логично для хэта), то приходится снимать руку с руля, и при этом она упирается в обод рулевого колеса, так как его центральная часть ощутимо вдавлена внутрь. Срабатывание очень нечеткое, и сама головка хэта имеет неудачную форму - она почти плоская, с четырьмя мелкими выступами, которые почти не чувствуются. Кстати, не верь тому, что написано на коробке: никакой он не 8-позиционный, а только 4-позиционный. Подрулевые шифтеры тоже никакого восторга не вызывают: во-первых, они выполнены в виде цельной качающейся пластины, закрепленной в центре на оси руля, в результате при интенсивной езде, когда держишь пальцы на обоих шифтерах для быстрого переключения, можно помешать самому себе, так как при нажатии одного конца другой отходит назад, упираясь в пальцы. Во-вторых, у них слишком длинный ход, и очень часто при необходимости быстро переключиться на 2 или более ступени при повторных нажатиях они не срабатывали, так как не возвращались на всю длину хода.
Зато педали очень понравились. Во-первых, они достаточно тяжелые, и при самой интенсивной езде практически никуда не уезжают. Во-вторых, форма и расположение педальных площадок позволяют четко и безошибочно быстро переносить ногу с газа на тормоз и обратно. Расстояние между ними достаточно для того, чтобы избежать одновременного нажатия на две педали или цепляния за край одной при отпускании другой. Механизм нажатия имеет несколько "троллейбусный" характер, то есть педальные площадки закреплены на вертикальных дугообразных рычагах, которые при нажатии утапливаются вниз в корпус педального узла. Однако при этом пользоваться педалями очень даже удобно. Порадовала и еще одна их особенность: усилие на педали тормоза заметно больше, чем на педали газа. К сожалению, характеристика усилия педали тормоза не прогрессивная (ну что ж я за зануда такая! :)), однако уже одно то, что тормоз более тугой, позволяет, во-первых, лучше дозировать усилие и реже ошибаться на торможении, блокируя колеса; а во-вторых, вы никогда не перепутаете педали благодаря разнице в ощущениях.
Ну, и самая изюминка - рычаг КПП. Я, кончено, попытаюсь отфильтровать мои восторженные охи и вздохи, но скажу честно: это просто класс!!! Никакой другой автомобильный контроллер даже близко не стоит по уровню реализма и погружения в игру. Работает он просто блестяще: изумительно четкие включения, реалистичные усилия на рычаге, прекрасная фиксация. Первое время было непросто попадать на 5 и 6 передачи, однако через полчаса я уже щелкал им так лихо, будто всю жизнь проездил на Феррари или Порше. Я летал по раллийным трассам, как птица! Я был Дидье Ориоль и Колин Мак Рей одновременно! Помимо классных ощущений наличие рычага - серьезное подспорье в гонке, так как позволяет вам активно пользоваться торможением двигателем и уверенно проходить крутые повороты, резко осаживая машину перед ними и втыкая после 5-й или 6-й сразу 2-ю или даже 1-ю передачу. А какой кайф врубить заднюю "настоящим" движением - реализм такой, что я даже пару раз в пылу азарта оборачивался назад, чем вызвал подозрительно-снисходительные взгляды жены.
Плюсы | Минусы |
- солидная и надежная конструкция | - большие габаритные размеры |
- сверхмощные эффекты | - неудачны некоторые органы управления на рулевом колесе |
- удобная баранка | - халтурные накладки на рычаг КПП |
- устойчивый и удобный педальный узел | - отсутствие возможности программирования |
- определенная информативность педали тормоза | - пока ограниченное количество игр, поддерживающих рычаг КПП с прямым выбором передач |
- технология RS Engine | - относительно высокая цена |
- уникальный рычаг КПП с прямым выбором передачи | - официально в Россию не ввозится |
- несколько режимов работы КПП | |
- простая инсталляция | |
- USB или COM интерфейс |