Вам нравится Феррари?
Риторический вопрос. Мне тоже. Любому человеку, которому нравятся машины вообще, должен нравиться Феррари. А теперь представьте себе, что вам говорят: "А хочешь подержаться за руль от Феррари?". Вы бы смогли отказаться? Может быть, но я не смог. Поэтому когда мне позвонили из компании "Мегатрейд" (дистрибьюторы Guillemot в России) и предложили протестировать новый руль с обратной связью, в создании которого принимали участие... специалисты от Феррари, уговаривать им меня долго не пришлось.
Если кто помнит, некоторое время назад я уже тестировал один руль с обратной связью от Guillemot - Race Leader Force Feedback. И вот ко мне попала следующая модель - что ж, посмотрим, чем нас Guillemot порадуют на сей раз.
Ой, кажется, я это уже спрашивал. А что бы вы подумали, купив компьютерный аксессуар, если на коробке у него гордо вздыбился черный жеребец на желтом фоне, под которым скромно, но со вкусом написано: "Официально лицензировано Ferrari Idea S. A."? Каково, а? Ну ладно, думаю, коробка - она коробка и есть, мало ли что на ней нарисуют. Открываю, достаю... а прямо из центра "баранки" на меня машет копытами знакомый лошадиный силуэт.
Вспоминая первый руль, могу сказать только одно: небо и земля. Вместо пластмассового чего-то, которое было похоже на все, кроме руля, я держал в руках шикарное спортивное трехспицевое рулевое колесо! Строгий дизайн с преобладающим черным цветом, великолепная форма, удобное сечение, выемки под большие пальцы - сразу видно, откуда ноги (копыта?) растут! Материал оплетки - приятный на ощупь мягкий каучук, фрикционные свойства которого такие, что руки не то что не скользят, они с трудом двигаются по нему!
Руль стал меньше по размерам - и само рулевое колесо, и корпус. Это хорошо - я, к примеру, от избытка места на компьютерном столе не страдаю, так что тут каждый сантиметр - победа.
Еще одним положительным моментом является то, что на руле поубавилось кнопок. А те, которые остались, были очень удачно сгруппированы. Так, собственно кнопок теперь только две - справа и слева. Плюс к этому слева - 8-позиционный грибок, а справа - рычажок, являющий из себя четыре кнопки. Оба "грибка" идеально попадают под большие пальцы.
И, наконец, имеются две педали. Увы, увы, и еще раз увы - педальный узел был целиком унаследован от предыдущей модели, без каких-либо изменений. Соответственно, вместе с ним были унаследованы и все его недостатки - узкое расстояние между педальными площадками, не прогрессивная характеристика жесткости педали тормоза и недостаточный вес самой станины. Справедливости ради отмечу, что никуда не исчезли и преимущества - качающиеся педальные площадки обеспечивают удобное нажимание, а их площадь достаточна для уверенной постановки ступни.
Руль имеет возможность подключения как к COM, так и к USB-порту, для чего на конце интерфейсного кабеля имеется разветвление с соответствующими коннекторами. Это тоже очень приятно, так как, с одной стороны, не у всех еще есть USB, а с другой стороны, к примеру, у меня все СОМ-порты заняты. Педальный узел подключается сзади к рулю с помощью разъема, напоминающего мышиный PS/2. Туда же подключается и питание от адаптера. Еще одним приятным усовершенствованием является выключатель питания, расположенный там же, где все разъемы. Все нижесказанное относится к подключению устройства через шину USB.
Подключив все провода, включаем питание. Через несколько секунд Windows обнаруживает новое устройство, опознает его, как Guillemot Force Feedback Racing Wheel (USB) и запрашивает диск производителя. Только теперь вставляем компакт-диск с драйверами и утилитами. Если сделать это раньше, то сработает автозапуск, за открывшимся окном вы можете не заметить, что Винды тоже нашли новое устройство, и весь процесс инсталляции пройдет дважды, что со мной и случилось по первому разу. После инсталляции у вас в списке игровых устройств появится новое устройство:
Важное замечание: если у вас до этого были подключены какие-либо игровые контроллеры, обязательно удалите их.
Помимо этого, появляется новое устройство в разделе Sound, video and game controllers в System Properties Device Manager:
И, наконец, устанавливается также программа создания файлов настроек для программирования кнопок и иных органов руля - Guillemot Force Feedback Racing Wheel Editor.
Если заглянуть в Game Controllers Properties, то обнаружатся собственные закладочки Guillemot:
На первой страничке можно проверить сигнал всех каналов ввода - осей руля и педалей, десяти кнопок и грибка. Здесь же находим еще одно очень существенное усовершенствование: теперь имеется возможность переключения режима работы педалей - на одной или на двух осях. Напомню, что разные игры по-разному адресуют контроль педалей. В некоторых они обе являются одной осью - Y, при этом газ - это как бы "вверх", а тормоз - как бы "вниз". В других играх каждая педаль висит на отдельной оси - тормоз является осью Y, а газ - осью Z. Таким образом, проблема совместимости с играми была снята полностью, за что Guillemot заслуживают похвалы.
Одно небольшое нарекание: немного трудно сориентироваться в этом десятке красных кружочков-кнопок, не снабженных никакой маркировкой. Было бы неплохо разнести и отдельно, графически более наглядно, расположить функциональные группы органов управления - шифтеры, секвентальный рычаг, кнопку-грибок и две обычные кнопочки. К тому же, нигде в инструкции не сказано, какая кнопка имеет какой номер. Вот это не очень хорошо, так как игра не знает, чем вы там рулить собираетесь, и какой рычажок где расположен. Там все строго: Button 4, Button 9, а ты уж сам разбирайся. Выяснить это можно только экспериментальным путем, что я и сделал. Дабы сэкономить ваше время, приведу табличку нумерации органов управления Guillemot Force Feedback Racing Wheel:
Button ID | Орган |
Button 1 | Правый шифтер |
Button 2 | Левый шифтер |
Button 3 | Правая кнопка |
Button 4 | Левая кнопка |
Button 5 | Рычаг вперед |
Button 6 | Рычаг назад |
Button 7 | Кнопка-грибок вверх |
Button 8 | Кнопка-грибок вправо |
Button 9 | Кнопка-грибок вниз |
Button 10 | Кнопка-грибок влево |
Устройство не нуждается в калибровке, осуществляя ее автоматически при каждом включении.
Следующая закладка - Test Forces, где можно пощупать ряд "зашитых" эффектов обратной связи, вызываемых нажатием на одну из кнопок.
В закладке Gain Settings (Регулировка интенсивности) вы можете установить интенсивность воспроизведения эффектов обратной связи.
Предусмотрены общая регулировка и раздельная регулировка для возвращающих эффектов и эффектов демпфирования. Помимо этого, вы можете здесь же установить возвращающее усилие на руле для игр, не поддерживающих FF, и включить или выключить его. Есть еще одна довольно непонятная опция - это чек-бокс в низу окна, подпись к которому гласит следующее: "Привязать эффекты оси "вперед-назад" (Y) к эффектам оси "вправо-влево" (X)". Как этим можно воспользоваться, непонятно. Если только, конечно, кому-то не взбредет в голову с этим рулем в авиасимуляторы играть...
Ну, и в закладке Help можно получить справку об интерфейсе I-Force 2 и его разработчиках. О руле - ни слова :))
Редактор представляет из себя очень простую, понятную и удобную программу создания и редактирования файлов настроек. Каждому органу управления, включая каждое из восьми положений хэта, можно присвоить любую комбинацию клавиатурных команд. Когда я говорю "любую комбинацию", это действительно означает "любую". Во-первых, количество клавиш в одной команде может достигать 32, что вряд ли когда-либо понадобится, если только текстовые сообщения забивать. Во-вторых, можно применять любые модификаторы и их комбинации, к примеру, Shif-Ctrl-Alt-S. А в-третьих, можно использовать практически все клавиши на клавиатуре, включая такие, как Esc, Scroll Lock, Pause/Break, Start Menu (правая и левая отдельно) и даже клавишу контекстного меню! На моей стандартной клавиатуре Win95 не работали только клавиши Print Screen и Turbo, все остальное можно было загонять в любой комбинации. Я уж начал изгаляться и мучить его всякими нехорошими вещами, проверяя возможности программы. В итоге он спокойно сглотнул такие вещи, как Alt-F4 и Ctlr-Esc, и не смог справиться лишь с Alt-Tab и Ctrl-Alt-Del!
Созданный файл можно сохранить на диске и загрузить с него. Для активизации файла настроек необходимо кликнуть на Run Preset, после чего редактор минимизируется в таскбар, а руль начинает эмулировать клавиатурные команды. При этом программа должна оставаться активной во время игры.
Единственное нарекание, которое я могу обратить в адрес редактора - отсутствие возможности присваивать названия клавиатурным командам. Иногда сложно запомнить, что именно в какой игре ты присвоил той или иной кнопке, а открыв файл, увидишь только клавиатурную команду.
Безо всяких оговорок, смело могу сказать: если вы действительно любите виртуальные гонки, если вы ищете реализм и если вы цените хороший стиль - не пожалейте кровных 165 у. е. и попробуйте Guillemot Force Feedback Racing Wheel - не пожалеете. И даже не очень удачные педали - ерунда по сравнению с тем, насколько хорош сам руль. Он на голову, нет, на две головы перерос своего предшественника. Относительная компактность позволит разместить его практически на любом столе, а возможность подключения как к COM, так и к USB, делает его совместимым с любой аппаратной конфигурацией. И еще - не забывайте, на вашем столе будет бить копытом черный жеребец на желтом фоне, а это чего-нибудь стоит!
В комплект поставки для отечественного рынка входит компакт-диск с игрой Rally Championship 2000 SE. Это полностью лицензионная локализованная версия игры, локализация была выполнена компанией "Дока Media". Естественно, игрушка поддерживает FF.
Плюсы | Минусы |
- прекрасный дизайн | - не самые удачные педали |
- отличная баранка | - малоинформативное руководство пользователя |
- улучшенный крепеж | |
- компактность на столе | |
- поворотные шифтеры | |
- рычаг КПП | |
- мощные серводвигатели | |
- яркие эффекты | |
- простая инсталляция | |
- понятное ПО | |
- COM/USB |
После публикации обзора в редакцию 3DNews пришло большое количество писем от владельцев руля, в которых говорилось, что нижняя пара подрулевых пластин работает как прогрессивные рычаги газа и тормоза при отключенных педалях.
Это действительно так. Дело в том, что нам на тесты был предоставлен образец из пре-релизной опытной партии, где не было разводки этих лепестков. В серийных образцах это было исправлено, и эти пластины действительно управляют газом и тормозом, если физически отключить педальный узел.
Приносим нашим читателям извинения за неточную информацию.